Александр Первый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:12, реферат

Описание

Алекса́ндр I (Благослове́нный), Алекса́ндр Па́влович (12 (23) декабря 1777, С.-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский с 11 (24) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

Содержание

1. Введение
2.Детство, образование, воспитание. Восшествие на престол.
3. Внутренняя политика
4. Внешняя политика
5. Последние годы правления. Смерть. Память об Александре I
6. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Александр I, реферат.docx

— 261.75 Кб (Скачать документ)

К 1811 г.:

министерство  коммерции — упразднилось, а его дела распределены между министерством финансов и внутренних дел

министерство  полиции — в его ведомство переданы дела о внутренней безопасности, ранее закрепленные за министерством внутренних дел. 

Созданы новые ведомства — «Главные управления»  — и приравнены к министерствам:

Главное управление путей сообщения (созданное  ещё в 1809 г.)

Главное управление духовных дел иностранных  исповеданий

Главное управление ревизии государственных  счетов (или Государственный контроль) 

Началось  составление единого государственного бюджета, но из-за его дефицитности сведения скрывались. 

В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом  в империи, сосредотачивающим в  себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось  право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили  другим законам. 

Изменениям  подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены. 

С 1803 по 1824 г. должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. 

  • Программа преобразований М. М. Сперанского и  её судьба

В конце  1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен царю. 

Задача  плана — модернизировать и  европеизировать государственное  управление путем введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя». 

Сословия:

дворянство  имеет гражданские и политические права;

«среднее  состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий  и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.

«народ  рабочий» не имеет политических и  гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. 
 
 
 

Разделение  властей:

законодательные органы:

   -Государственная дума

   -губернские думы

   -окружные думы

   -волостные думы

исполнительные  органы:

   -Министерства

   -губернские

   -окружные

   -волостные

судебные  органы:

   -Сенат

   -губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)

   -окружные (гражданские и уголовные дела). 

Выборы  — четерехступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии. 

При императоре создается Государственный совет. Однако император сохраняет всю  полноту власти:

сессии  Государственной думы император  мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Гос. дума рассматривалась как представительный орган при императоре.

министры назначаются императором.

состав  Сената назначается императором. 

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников и Александр I не решился его реализовать. 

Однако 1 января 1810 г. был учрежден Государственный  совет по плану Сперанского. 

12 июля 1810 и 25 июня 1811 гг. преобразовываются министерства. 

К началу 1811 г. подготавливается проект преобразования Сената, а в июне вносится на рассмотрение в Государственный совет. 

Было  предложено преобразовать Сенат  в два учреждения:

1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани. 

Особенностью  судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались  от короны, другие выбирались дворянством. 

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. К проблеме губернского управления не было преступлено и в проекте. 

  • Финансовая  реформа

По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение  ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций. 

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее  — повышать все налоги (прямые и  косвенные). 

2 февраля 1810 г. и  11 февраля 1812 г. — увеличение всех налогов. 

  • Реформа в области образования

 В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования:

1. бессословность учебных заведений;

2. бесплатность обучения на низших его ступенях;

3. преемственность учебных программ. 

Уровни  системы образования:

-университет

-гимназия в губернском городе

-уездные училища

-одноклассное приходское училище. 

Всей  системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. 

Основаны  пять университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. 

1804 г.  — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа. 

1804 г.  — первый цензурный устав.  При университетах из профессоров  и магистров были созданы цензурные  комитеты, подчинявшиеся Министерству  народного просвещения. 

Были  основаны привилегированные средние  учебные заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1817 г. Министерство народного просвещения  было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. 

В 1820 г. направляется в университеты инструкция о «правильной» организации учебного процесса. 

В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском  и Петербургском университетах. 

  • Попытки решения крестьянского  вопроса

При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача  казенных крестьян. 

12 декабря  1801 г. — указ о праве покупки  земли купцами, мещанами, государственными  и удельными крестьянами вне  городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 

20 февраля  1803 г. — указ о «вольных хлебопашцах». 

1804—1805 гг. — первый этап реформы в  Прибалтике. 

10 марта  1809 г. — указ отменял право  помещиков ссылать своих крестьян  в Сибирь за маловажные проступки.  Подтверждалось правило: если  крестьянин единожды получил  свободу, то он не мог быть  вновь укреплен за помещиком.  Получали свободу выходец из  плена или из-за границы, а  также взятый по рекрутскому  набору. Помещику предписывалось  кормить крестьян в голодные  годы. С дозволения помещика крестьяне  могли торговать, брать векселя,  заниматься подрядами. 

С 1810 г. начинается практика организации военных  поселений. 

За 1810—1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным  лицам свыше 10 000 казенных крестьян. 

В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию  Царству Польскому. 

В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено  «отыскивать вольность». 

В 1816 г. новые правила организации военных  поселений. 

В 1816—1819 гг. завершается крестьянская реформа  в Прибалтике. 

В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции  Новосильцеву подготовить Государственную  Уставную грамоту для России. 

В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать  проекты отмены крепостного права. 

В 1822 г. было возобновлено право помещиков  ссылать крестьян в Сибирь. 

В 1823 г. — указ подтверждал право потомственных  дворян владеть крепостными крестьянами. 

  • Проекты освобождения крестьян

В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. 

Проект  Мордвинова:

крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.

размер  выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет — 100 руб.; 30-40 лет — 2 тыс.; 40-50 лет — … 

Проект  Аракчеева:

освобождение  крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. 

Проект  Канкрина:

медленный выкуп крестьянской земли у помещиков  в достаточном размере; программа  была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г. 

  • Военные поселения

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810—1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии. 

Информация о работе Александр Первый