Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:35, реферат
24 ноября 2008 года исполнится 278 лет со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. На протяжении 40 лет почти непрерывной боевой деятельности он провел 20 компаний и не знал ни одного поражения.
Александр Васильевич не имел равных среди полководцев времени. Его блистательные победы способствовали укреплению мощи России в последней трети XVIII в. Полководческое искусство Суворова и его система обучения и воспитания войск опередили развитие военного искусства, как в России, так и в Западной Европе. Это было передовое военное искусство, обусловленное историческими особенностями развития России в XVIII в.
ВВЕДЕНИЕ
1. Воспитание и формирование мировоззрения А.В.Суворова
2. «Солдатская школа» Суворова (1742 – 1754 гг.)
3. «Офицерская школа» Суворова (1754 – 1768 гг.)
4. Отставка Суворова. Ссылка в Кончанское
5. Принципы военного обучения А. В. Суворова. «Наука побеждать»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Находясь в ссылке в Кончанском, Суворов наблюдал за ходом политических событий в Западной Европе. К этому времени положение в Европе резко осложнилось. Пришедшая к власти французская буржуазия стала открыто стремится к захвату чужих территорий и порабощении народов. Справедливые оборонительные войны, какие вела буржуазная Франция в первые годы революции, стали перерастать в войны захватнические. Ее экспансия была направлена на Восток.
Итальянский поход Наполеона 1796 г. Завершился захватом Северной Италии.
Французскую буржуазию давно привлекал Египет, являвшийся торговым центром Леванта. Это был пункт, откуда можно было угрожать жемчужине английской короны – Индии. «Недалеко уже то время, - писал Наполеон, - когда мы почувствуем что для того чтобы в самом деле разгромить Англию, нам нужно овладеть Египтом»[16]
Суворов внимательно следил за развивавшимися событиями. Особенное беспокойство он проявлял в связи с успехами французских войск в Северной Италии. Он понимал, что Франция эпохи Директории более не является обороняющей страной, а ее стремление утвердится в Северной Италии не принесло итальянскому народу освобождения от австрийского господства. Будучи сторонником национального народа освобождения Италии, Суворов полагал целесообразным возрождение самостоятельности Пьемонта, который в конце концов мог возглавить объединение всего итальянского народа. Суворов считал, что Россия не может оставаться в стороне от бурно развивавшихся событий, и принялся за разработку положений, которые могли лечь в основу стратегического плана войны с Францией.
Итогом размышлений явились заметки, продиктованные 5 сентября генерал-майору Прево-де-Люмиану, прибывшему по поручению Павла I в Кончанское из Петербурга в целях выяснения взглядов Суворова. В них дается оценка военно-политической обстановки и формулируются принципы, которыми должно руководствоваться в борьбе с Директорией. Они сводились к следующим положениям:
«1. Только наступление
2. Быстрота в походе, горячность в атаках холодным оружием.
3. Никакой методичности при хорошем глазомере.
4. Полная власть генералу-аншферу.
5.Атаковать и бить противника в открытом поле.
6. Не терять времени на осаду…
7. Никогда не распылять силы для сохранения различных пунктов.
8. Итак, нужен только обсервационный корпус на Страсбург, еще подвижной корпус на Люксембург; его острие продвинуть с беспрерывными боями до самого Парижа, как главного пункта»[17].
Павел не только интересовался мнением Суворова, но даже сделал попытку снова привлечь фельдмаршала к службе в армии. В этих целях к Суворову был направлен его племянник, молодой Андрей Горчаков, состоявший флигель-адъютантом при Павле I.
Ему удалось доказать Суворову необходимость примирения с царем. Однако эта встреча не принесла положительного результата. Суворов требовал свободы действий в армии и не признавал нововведений царя. По этой причине он попросил разрешения вернуться в Кончанское.
Между тем дела австрийских войск в Северной Италии резко ухудшились: они были изгнаны из Северной Италии. Войска Директории стали угрожать непосредственным вторжением на территорию Австрии. Правительства Австрии и Англии обратились к Павлу I с пожеланием поставить во главе союзных войск А.В.Суворова. 6 февраля 1799 года в Кончанское прибыл флигель-адъютант Толбухин с рескриптом царя: «Сейчас получил я, граф Александр Васильевич, известие о настоятельном желании венского двора, чтобы вы предводительствовали армиями его в Италии, куда и мой корпус Розенберга и Германа идут. И так посему и при нынешних европейских обстоятельствах долгом почитаю не от своего только лица, но и от лица других предложить вам взять дело и команду на себя и прибыть сюда для отъезда в Вену». «Теперь не время рассчитываться», - писал в частном письме Павел I.
Суворов дал согласие командовать союзной армией, но при условии предоставления полной свободы действий. Вынужденный дать согласие на это, Павел I сказал: «Веди войну по-своему, как умеешь». Отпуская Суворова, Павел считал, что для него будет безопаснее держать полководца за границей, чем в Кончанском.
В Италии Суворов одержал ряд побед, менее чем за пять месяцев изгнал французов из Северной Италии. Пробиваясь через Альпы на помощь Римскому-Корсакову, еле сдерживающему натиск Массены под Цюрихом, он прибывает слишком поздно и вынужден отступить. Вскоре его вместе с русской армией отзывают в Россию. Заболев еще в пути, Суворов слег, и 6 мая 1800 года его не стало. Но и после смерти его преследовала царская немилость. Хоронили полководца не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. За исключением конногвардейцев, гвардию не нарядили на похороны. Ни царь, ни двор на погребении не присутствовали. Но многотысячные толпы народа явились на проводы своего любимца.
5. Принципы военного обучения А. В. Суворова
«Наука побеждать»
В лице Суворова мы видели не только великого полководца, но и учителя русской армии, создавшего военно-воспитательную систему, которая объективно входила в противоречие с феодально-крепостническим строем, господствовавшим в России во второй половине XVIII в.
Отличительной чертой полководческого искусства А.В.Суворова является то, что в нем главной целью военных действий ставилось уничтожение вооруженных сил врага. Полная победа, по мнению Суворова, возможна только в результате разгрома живой силы неприятеля. Он говорил: «Оттеснен противник – неудача; уничтожен – победа»,
Великий Суворов впервые разрешил задачи воинского воспитания в процессе деятельного обучения. Правильное понимание им обучения и воспитания как единого процесса обеспечило ему осуществление задачи – создание непобедимой русской армии.
Содержание обучения, определяемое в суворовских наставлениях, составляло базу, на которой выросла стройная система обучения и воспитания суворовской армии. Обучение шло от простого к сложному, от одиночного к совокупному и базировалось на трех принципах: систематичность, последовательность и непрерывность.
Воспитание нравственных качеств было подчинено задачи формирования у солдат и офицеров воли и твердого характера. Стержнем воспитания явилось формирование тех качеств, которые определили сознательность, храбрость и мужество суворовских чудо-богатырей.
Суворовская «Наука побеждать» величайший памятник русского военного гения остается удивительно актуальным и поныне. А. В. Суворов завершил разработку русской военной доктрины и сформулировал ее основные принципы: самобытность, преобладание качественного элемента над количественным, национальная гордость, сознательное отношение к своему делу, инициатива, использование успеха до конца. А венец всему победа, малой кровью одержанная.
Идеи Суворова были развиты в русской армии и во второй половине XIX в. М.И. Драгомировым, выступившим неутомимым пропагандистом суворовской системы.[17]
С новой силой Суворовские принципы зазвучали в советское время в дни Октябрьской революции. Основные положения «Науки побеждать» были включены В.И.Лениным в «Книжку красноармейца», составленную Высшей военной инспекцией. Последний раздел служебной «Книжки красноармейца» содержит материал, определяющий боевое и политико-моральное воспитание красноармейцев. «Наука побеждать» изложена в основном близко к тексту высказываний Суворова. Редакционные изменения были сделаны в целях приближения его к задачам современности и превращались в лозунги-обращения.
«Наука побеждать»
1. Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому.
2. Всякий воин должен понимать свой маневр.
3. Тяжело в учении – легко в походе; легко в учении – тяжело в походе.
4. Стреляй редко, но метко, штыком коли крепко.
5. Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
6. Граждан Республики не обижай. Солдат не разбойник.
7. Три военные искусства: первое – глазомер, второе - быстрота, третье – натиск.
8. Ученье – свет, неученье – тьма; дело мастера боится.
9. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – победа.
10. Негоден тот солдат, кто отвечает: «Не могу знать». Проклятое «не могу знать», от «немогузнайки много-много беды»
После этой части в «Книжку красноармейца» включены 10 правил-афоризмов под заголовком «Помни»
1. Сам погибай – товарища выручай (а товарищ в беде выручит)
2. Не бойся смерти; тогда наверное побьешь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
3. Никогда не отбивайся, а всегда сам бей, одними отбивами врага не одолеешь.
4. Тебе трудно, но и неприятелю не легко (а начнешь его бить – ему и совсем невмоготу станет и скорее пардону запросит).
5. Откуда бы враг ни появился, его всегда можно достать либо пулею, либо штыком. Чем сподручнее, тем бей; а терять голову от того, что враг появился не оттуда, откуда ожидали, а сбоку или сзади, - значит самому лезть к нему в петлю.
6. В бою смены нет, есть только поддержка. Одолеешь врага, тогда и служба кончится.
7. Как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
8. Пока идет бой – выручай здоровых, а раненых без тебя подберут. Побьешь врага – всем сразу легче станет: и раненым и здоровым.
9. Не удалось одолеть врага сразу, лезь на него в другой, третий, четвертый раз и так без конца, пока не одолеешь его (потому что и он тебя в покое не оставит до тех пор, пока не докончит совсем).
10. С толком, но смело лезь вперед (скорее побьешь врага и скорее тебе легче станет)»[19]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Генералиссимус Суворов вошел в мировую историю как великий полководец и военный мыслитель. Он оставил огромное теоретическое наследие, обогатил все области военного дела новыми выводами и положениями. Суворов разработал и применил в полководческой деятельности наиболее совершенные для своего времени формы и способы ведения вооруженной борьбы, которые подняли русское военное искусство на небывалую высоту. Победоносные походу Суворова прославили нашу Родину, они - яркая и незабываемая страница ее славного военного прошлого.
В дни Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Советское правительство учредило орден Суворова, являющийся одной из высших наград за боевые заслуги перед Родиной. Во время войны были созданы также суворовские училища, в которых осуществляется военная подготовка в духе суворовских принципов.
Имя Суворова принадлежит нашему народу. В служении России он видел главное предначертание своей жизни. «Оставляю свое доброе имя, - писал Суворов, - современникам и потомству»[20]
Прошли годы, но имя генералиссимуса Суворова произносится россиянами с полным уважением и любовью. Он истинный народный герой, военный гений, составляющий честь и славу России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев С., Птица – слава. Воениздат, 1991.
2. Бантыш-Каменский Д.М. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Том 1-2. Москва. Культура, 2006.
3. Бакунина Т. В. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. Москва. Интербук, 2007.
4. Дашкова, Суворов, Сперанский., Биогр. повествования. Библиотека Флорента Павленкова./Сост. общ. редакция Н. Ф. Болдырева, 2-е изд. Челябинск. "Урал LTD", 2007.
5. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1999.
6. Митяев А., Книга будущих командиров, издание 2-е, доп. Изд-во «Молодая гвардия», 2004.
7. Нарочницкий А.Л. Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г. М., 2006.
8. Ростунов И. И. Генералиссимус А. В. Суворов: жизнь и полководческая деятельность. Москва. Воениздат, 2000.
9. Энциклопедия для детей. Гл. редактор А. М. Прохоров, изд. 3-е, М., "Советская энциклопедия", 2007.
10. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А., История Отечества, учебник для 6-7 кл. общобразоват. учреждений. Изд-во «Просвещение», 2005.
11. А.В. Суворов, Наука побеждать. Воениздат, 1999.
12. Снытко Е.Г. Новые материалы по истории общественного движения конца XVIII века. –Вопросы истории, 2006, №9.
[14] Правда, 1950, 18 мая.
[2] Дружинин Н.М. генезис капитализма в России., 1955, с. 24.
[3] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с.171.
[4] Петрушевский а. Генералиссимус князь Суворов: В3-х т. СПб., 1884, т.
[5] Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие. СПб., 1755, ч.2, с. 156-161; 1756, ч. 2, с. 18-30. Журнал издавали А.П. Сумароков и М.М. Херасков.
[6] А.В. Суворов. Документы: В 4-х т. М., 1951, т. 2, с. 409.
[7] Анекдоты князя Италийского, графа Суворова-Рымикского/ Изд. Е. Фуксом. СПб., 1900, с.67
[8] Устав воинский. См.: ПСЗ-I, т. 5,№ 3006
[9] А.В. Суворов. Документы, т. 1, с. 63-66.
[10] Петрушевский А. Указ. Соч., т. 1, с. 30.
[15] . Нарочницкий А.Л. Международные отношения европейских государств с 1794 до 1830 г. М., 2006, с.11.
[12] А.В.Суворов. Документы, т.3, с. 573.
[13] А.В.Суворов. Документы, т.3, с. 572.
[16] Снытко Е.Г. Новые материалы по истории общественного движения конца XVIII века. –Вопросы истории, 2006, №9.
[16] Цит. по: Тарле Е.В. Наполеон. М., 1957, с.57
[17] А.В. Суворов. Документы, т.3, с. 587-588.
[17] Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. М., 1999.
[19] Книжка красноармейца. М., 1918, с. 107 – 108.
[20] Московитяни, 1845, январь, ч.1, №1, отд. VI, с. 19,20.