Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:47, практическая работа
Рассматриваемый мной учебник издан в 2006 году, издательством «Просвещение». Учебник освещает предусмотренные школьной программой для 7 класса вопросы истории России с конца XVI – XVIII века. Составлен для изучения в общеобразовательных учреждениях всех типов.
Для анализа учебника, я рассмотрела III главу учебника: Россия при Петре I.
Анализ учебника истории.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век
Работу выполнила:
Студентка 6 курса,
исторического факультета
Денисова Е.В.
2013
Рассматриваемый мной учебник издан в 2006 году, издательством «Просвещение». Учебник освещает предусмотренные школьной программой для 7 класса вопросы истории России с конца XVI – XVIII века. Составлен для изучения в общеобразовательных учреждениях всех типов.
Для анализа учебника, я рассмотрела III главу учебника: Россия при Петре I.
Глава эта состоит из восьми параграфов. Автор разделил их таким образом:
Изучив их, я пришла к помощи еще двух книг, в которых рассказывается об этом же периоде. Это История России М.Н.Зуева и Петр Великий А.Г.Гуськов.
К какому же выводу я пришла? Итак, авторы учебника раскрывают этот период в том же порядке как и М.Н.Зуев. Отличие в том, конечно, что Зуев в каждой теме углубляется в изложении событий и данных, а авторы учебника выделяют лишь главное на их взгляд. Зуев дает конкретные цифры, обращаясь к статистике, по развитию страны в целом, по расширению армии и флота, предприятий. Упоминает об успехах в образовании, расширении территории и составе населения. Эти данные очень важны и любопытны, но пригодятся больше при углубленном изучении. Читая книгу А.Г.Гуськова «История Петра Великого», я была еще более увлечена. Так как в ней изложена подробная жизнь от детства до смерти, от правды до мифов о его личности. После этой книги исторические факты изложенные в учебнике кажутся незначительными и вялыми. Сразу хочется дополнить каждый параграф. Но возвращаясь к мысли о том, что я анализирую всего лишь учебник как часть учебной программы, тем более для 7 класс, где идет еще первичное ознакомление с историческими данными, снова возвращаюсь к тому мнению, что в учебнике материала достаточно для того чтобы представить ход событий того времени. Ведь для заинтересовавшихся есть масса монографий и исторических трудов об эпохе Петра Великого.
Нужно добавить, что Данилов и Косулина наряду с политической и экономической историей большое внимание уделили проблемам развития русской культуры и быта народа рассматривая развитее страны, но менее углубляясь в социальную среду того времени.
В своем тексте авторы останавливают
внимание на отдельных персоналиях,
про которых вкратце
Хочется отметить насыщенность визуальных источников. Просмотрев учебник, я отметила, что преобладают портреты знаменитых людей и картины с изображениями дворцов, памятных мест или событий. Иногда просматриваются гравюры и фотографии.
Все представленные визуальные источники лишь иллюстрации к тексту. Но и это очень помогает восприятию. И формирует общекультурное представление о истории.
К некоторым пунктам, описывающим военные действия, приложены карты или схемы действий, что так же помогает зрительно представить развитие событий.
В каждом параграфе приводятся интересные исторические справки, документы, биографии различных деятелей истории, содержатся выдержки из исторических документов, что развивает навыки работы с историческими письменными источниками. Но есть и вопросы, ответы на которые можно легко найти в тексте, стоит лишь прочитать. Такие задания лишь на закрепление изученного материала.
Так же после каждого параграфа имеются вопросы к тексту и представленные несколько определений к новым понятиям. Вопросы, вынесенные для опроса учащихся после параграфов, позволяют высказывать свою точку зрения, на уроках создаются проблемные ситуации. Ко всем темам предложены разноуровневые варианты опроса учащихся. В учебнике имеются задания преобразующего типа. Они рассчитаны на среднего ученика, призваны сформировать у него различные умения: сравнивать материал, оценивать события, объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи. Но нет заданий на хронологию. Большим упущением является отсутствие творческих заданий.
Текст учебника изложен довольно доступно. Преобладает повествовательный стиль изложения, с элементами объяснительного. При изложении материала используются различные приемы: описание, повествование, объяснение. Пособие написано живым языком, доступным для восприятия учащихся. Авторы используют причастные обороты, прилагательные в описание событий и характеров людей. В рассказах о военных действиях и бунтах. Текст получается насыщенным и красочным в меру.
Итак, учебник «История России. Конец XVI – XVIII век» доступен восприятию учащихся, учитывает их возрастные особенности.
Книга способствует формированию учебной мотивации, воспитанию учащихся, способствует выполнению образовательной программы. Материал в учебнике предполагает использование разных методических приемов на уроке. В учебнике легко ориентироваться как учителю, так и учащемуся.
Использованная литература