Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:52, реферат
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Р
Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.
В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.
Речь эта, защищая интересы
денежных людей и направленная против
побилитета, имела большой успех.
Но этой речью заканчиваются
Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.
Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Луция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.
В своих четырех речах
против Катилины Цицерон приписывает
своему противнику всевозможные пороки
и самые гнусные цели, такие, как
желание поджечь Рим и
Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.
Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников.
Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества».
Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующее замечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший — вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных».
Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.
В 57 г. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.
К этому времени относятся
его речи в защиту народного трибуна
Сестия, в защиту Милопа. В это
же время Цицероном был написан
известный трактат «Об ораторе»
После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н. э. убит.
Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.
Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.
Язык и стиль речей Цицерона
Для политического
и особенно судебного оратора
важно было не столько
Цицерон сам отмечает в
своих речах «обилие мыслей и
слов», в большинстве случаев
проистекавшее от желания оратора
отвлечь внимание судей от невыгодных
фактов, сосредоточить его только
на полезных для успеха дела обстоятельствах,
дать им необходимое освещение. В
этом отношении для судебного
процесса имел важное значение рассказ,
который подтверждался
В речи против Верреса Цицерон
рассказывает о казни римского гражданина
Гавия, которого не имели права наказывать
без суда. Его секли па площади
розгами, а он, не издавая ни одного
стона, только твердил: «Я римский гражданин!».
Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает:
«О сладкое имя свободы! О исключительное
право, связанное с нашим
Таким приемом варьирования
стиля Цицерон пользуется, но редко.
Патетический тон сменяется простым,
серьезность изложения —
Признавая, что «оратору следует
преувеличить факт», Цицерон в своих
речах считает закономерной амплификацию
— прием преувеличения. Так, в
речи против Катилины Цицерон утверждает,
что Катилина собирался поджечь
Рим с 12 сторон и, покровительствуя
бандитам, уничтожить всех честных
людей. Цицерон не чуждался и театральных
приемов, которые вызывали у его
противников обвинение в его
неискренности, в ложной слезливости.
Желая вызвать жалость к
Применение этих приемов
в соответствии с содержанием
речей создает особый ораторский
стиль. Живость его речи приобретается
благодаря пользованию
Риторические произведения. В теоретических трудах о красноречии Цицерон обобщил те принципы, правила и приемы, которым следовал в своей практической деятельности. Известны его трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46 г.) и «Оратор» (46 г.).
Произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона — Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.
В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.
В трактате «Брут», посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинении раскрывается в другом его наименовании — «О знаменитых ораторах». Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его — доказать превосходство римских ораторов перед греческими.
Цицерон считает, что недостаточно одной простоты греческого оратора Лисия, — эта простота должна быть дополнена возвышенностью и силой выражения Демосфена. Давая характеристику множеству ораторов, он считает себя выдающимся римским оратором.
Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи, с целью убедить слушателей, произвести впечатление изяществом и красотой речи, и, наконец, увлечь и взволновать возвышенностью. Большое внимание уделяется периодизации речи, подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода.
Дошедшие до нас труды
оратора имеют исключительную историческую
и культурную ценность. Уже в средние
века, а особенно в эпоху Возрождения,
специалисты интересовались риторическими
и философскими сочинениями Цицерона,
по последним знакомились с
Блестящий стилист, умеющий
выражать малейшие оттенки мысли, Цицерон
явился создателем того изящного литературного
языка, который считался образцом латинской
прозы. В эпоху Просвещения
Заключение
Как видно из всего
вышеизложенного, жанр Древнегреческой
и Древнеримской культур не погиб
вместе с античной цивилизацией, но,
не смотря на то, что высоты этого
жанра до сих пор так и остались
недосигаемыми для
Список литературы
С.И. Радциг «История Древнегреческой литературы», Москва, из-во «Высшая школа», 1969 г.;
М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», г. Москва, из-во «Художественная литература», 1985 г.;
«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;
О.М. Тронский «История Античной литературы», г. Ленинград, УЧПЕДГИЗ, 1946 г.