«Арабский
Халифат»
1. Общественное
и государственное устройство
в Арабском Халифате
Возникновение
мусульманской империи
В VII веке у арабских племен,
расселенных по Аравийскому полуострову,
начинается разложение родоплеменного
строя, усиливается имущественная
и социальная дифференциация. Главы
племен (шейхи), племенные старейшины
(сайды) захватывают оазисы (лучшие
земли), в городах появляются богатые
купцы-ростовщики. Усиливаются розни
между племенами. В этой обстановке
социального кризиса появляется
и распространяется по Аравии
новое религиозное учение - ислам,
провозглашавшее необходимость
установления нового порядка
путем проведения религиозной
войны (хаджа). Ислам получил значительную
поддержку среди простых людей,
а вскоре и среди представителей
родоплеменных и торговых родов,
понявших, что новое учение вовсе
не противоречит их интересам.
К середине VII века под знаменем
новой религии произошло объединение
Аравии. Путем захвата новых земель
у более слабых соседей (Византии,
Ирана, Сирии, Египта), покорения
Северной Африки, юга Испании,
Ср. Азии образуется огромная держава
- Арабский халифат с центром в Багдаде.
Возникновение государственности
у арабов сопровождалось становлением
новой религии – ислама, - связанной с
именем Мухаммеда (умер в 632 г.). Ядром Арабского
Халифата была созданная Мухаммедом в
начале VII в. в За падной Аравии мусульманская
община (умма). Ее организационное офор
мление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII
в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством
Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель
ную часть других районов Аравии.
В результате арабских завоеваний
Халифат превратился в огромное
теократическое мусульманское государство,
включавшее Тунис, Марок ко, Египет,
Иран, Ирак и многие другие районы Аравии,
в котором господствовали феодальные
отношения при сохранении сильных рабовладельческого
и патриархального укладов. Историю этого
государ ства принято подразделять на
следующие периоды:
= период
правления династии Омейядов (дамасский)
- с 661 по 750 гг.;
= период
правления династии Аббасидов (багдадский)
- с 750 по 1258 гг.
Проповедь Мухаммеда была реакцией
на охвативший арабское обще ство
кризис, вызванный начавшимся складыванием
раннефеодальных отношений, разложением
родоплеменной общины, подрывом соответствующих
ей религиозных представлений. Все ара
бы были призваны составить единую народность
вне зависимости от племенного происхождения.
Мусульманскую общину, являвшуюся од новременно
политической организацией и религиозной
корпорацией, объединяла единая вера,
а не кровные связи.
Проповедь строгого монотеизма
и тесно связанная с ним
универсальность новой веры, провозглашавшей
равенство всех своих последовате лей
независимо от их происхождения и родоплеменной
принадлежнос ти, нашли благоприятный
отклик у тех представителей общества,
которые стремились к централизации и
возвышению Аравии. В первую оче редь это
были средние и бедные слои населения.
Вскоре к новой, к мусульманской правящей
элите примкнула старая родоплеменная
и купеческая знать, убедившись в том,
что новая религия не угрожает их интересам.
Ислам в самом своем зародыше
уже был синтезом религии, политичес
ких норм и права, в котором религия выступала
унифицирующим и определяющим фактором.
Соединение светской и религиозной сфер
в теологической оболочке, отождествление
морали и права сделало ис лам всеобъемлющей,
тотальной системой, претендующей на удовлет
ворение всех духовных потребностей и
на этом основании требующей от человека
безусловной преданности (само слово "ислам"
по-арабски означает "преданность",
"покорность") и признания права на
конт роль над всеми сторонами его жизнедеятельности.
Религиозно-элитар ный идеал ислама (социальная
справедливость, ограничение ростов щичества,
освобождение рабов) способствовал необходимости
объе динения различных населявших Халифат
этнических, расовых, куль турных групп
в единый политико-идеологический организм.
Основные
черты общественного и государственного
строя
Общественный строй в мусульманской
империи отличался следующими
характерными чертами:
›
доминирующее положение государственной
собственности на землю;
›
широкое использование рабского
труда в государственном хозяйстве;
›
государственная эксплуатация крестьян
посредством ренты - налога в
пользу правящей верхушки;
›
религиозно-государственная регламентация
всех сфер общественной жизни;
›
отсутствие четко выраженных
сословных групп, особого статуса
у городов, каких-либо свобод
и привилегий.
Мусульмане имели более высокий
правовой статус, чем зиммии (немусульмане).
Хотя первоначально жители завоеванных
стран сохраня ли самоуправление, свой
язык и собственные суды, однако со време
нем их гражданские права были существенно
ограничены: их взаимоот ношения с мусульманами
регламентировались мусульманским правом,
они не могли вступать в браки с мусульманами,
должны были носить отличающую их одежду,
снабжать арабское войско продуктами,
уплачи вать поземельную и подушную подать
(харадж).
Первоначально главой нового
исламского государства стал
Мухаммед, совместивший в своем
лице функции религиозного и
политического лидера: светским
и духовным главой уммы, проповедником,
законодателем, верховным главнокомандующим.
Источником власти Мухаммеда была не племен
ная традиция, a тa абсолютная религиозная
прерогатива, которой его наделил Бог
(Аллах) как своего пророка - посланника.
После смерти Мухаммеда (632 г.)
из среды его ближайших родственни
ков и сподвижников, которые к тому времени
консолидировались в привилегированную
группу, стали выбирать новых единоличных
вож дей мусульман - халифов. Халифы считались
заместителями Мухамме да, а начиная с
Омейядов - заместителями самого Аллаха
на земле. Им принадлежала высшая власть
- духовная (имамат) и светская (эмират),
неделимая и неограниченная. Государство
приобрело форму централи зованной теократической
монархии.
Главным советником и высшим
должностным лицом при халифе
был везир (визирь). В раннем Халифате
везиры имели ограниченные полномочия
и только исполняли приказания халифа,
важными сановниками они стали позже,
при Омейядах.
Центральными органами государственного
управления в мусульманской империи
были специальные ведомства. При
Омейядах и Аббасидах они стали называться
диванами (при первом преемнике Мухаммеда
Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван"
означало список распределения доходов
государствами, а также место хранения
этих списков). К этим правительственным
канцеляриям относились:
» военный
диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением
и вооружением войска;
» диван
внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое
ведомство;
» диван
почтовой службы - диван-ал-барид, который,
кроме своих основных функций (доставка
почты, строительство и ремонт дорог, ка
раван-сараев и колодцев), исполнял также
функции тайной полиции.
Местное управление осуществлялось
через эмиров (по-арабски "повелитель",
"князь"), наместников, управлявших
провинциями, на кото рые делилась территория
Халифата. Во главе провинций, областей
стояли назначенные халифом эмиры, а во
главе городов и поселений - шейхи. Эмиры
были ответственны только перед халифом
и возглавляли местные вооруженные силы,
а также ме стный административно-финансовый
и полицейский аппарат. Эмиры име ли заместителей
- наибов. Мелкие административные подразделения
(города, селения) управлялись должностными
лицами различных рангов и наименований.
Часто эти функции возлагались на руководителей
местных мусульманских религиозных общин
- старейшин (шейхов).
К XI в. действие таких факторов,
как различный уровень экономическо
го развития входивших в состав Халифата
стран, слабость хозяйствен ных связей
между областями Халифата, народно-освободительные
и антифеодальные восстания, концентрация
земельной собственности в руках военной
и землевладельческой феодальной знати,
борьба внутри класса феодалов, обусловило
распад единого государства и привело
к возникновению фактически самостоятельных
феодальных государств. В начале IX в. отделился
Кордовский эмират в Испании, затем Тунис
и Марокко, а в середине того же века - Египет.
Халиф сохранил свою власть над частью
Месопотамии и Аравии.
Восточный Халифат был уничтожен
монгольскими завоевателями в
ХШ в. В западной части Халифата
духовная власть халифа сохранялась
до на чала XVI в.
2. Право
Халифата
Источники
права Халифата
Главным источником права у
мусульман с возникновения Халифата
и до сих пор считается шариат
(прямой путь) - свод религиозно-этических
и правовых пред писаний ислама.
Он включает нормы государственного, гражданского,
уголовного и процессуального права и
опирается на Коран, Сунну и иджму.
Коран - главная священная книга
мусульман, собрание проповедей,
обрядовых и юридических установлений,
молитв, назидательных рас сказов
и притч. Содержащиеся в нем
предписания носят характер рели
гиозно-моральных направляющих установок.
Сунна - сборники преданий (хадисов)
о поступках и изречениях Мухаммеда,
изложенных его сподвижниками.
В значительной своей части
содержат предписания относительно
семейно-наследственного и судеб
ного процессуального права.
Иджма - решения и мнения авторитетных
мусульманских правоведов, знатоков шариата
по отдельным религиозно-правовым и бытовым
вопросам, восполняющих пробелы Корана
и Сунны.
Фетва. В мусульманских странах
по каждому важному вопросу
общественной жизни обязательным
было получение фетвы – письменного
юриди ческого заключения высших религиозных
авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама)
о соответствии решений светских властей
относительно вопросов общественной жизни,
действий или явлений Ко рану и шариату.
По мере распространения ислама
появились и другие источники
права - указы и распоряжения
халифов, местные обычаи, не противореча
щие исламу, и др.
Право
собственности и обязательственное
право
В мусульманском праве были
закреплены следующие правовые
земель ные статусы:
•
хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка
с окрестностями; в настоя щее время - провинция
в Саудовской Аравии), государственная
собственность. Для них был установлен
особый правовой режим; с прожи вающих
на этих землях мусульман взималась десятина;
•
вакуф, или вакф, - пожертвования, земли,
переданные мечетям, шко лам и другим организациям
на религиозные и благотворительные цели.
Они освобождались от налогов и считались
неотчуждаемыми;
•
икта - условные временные пожалованные
феодалам за службу земли вместе
с проживавшим на них крестьянским
населением типа бенефиция. Впоследствии
стали превращаться в феодальную
собственность типа лена, причем
ленники, как и в Европе, приобрели
со временем не только налоговый,
но и судебно-административный иммунитет;
•
мульк - частная земельная собственность.
В отличие от икта мульк не был обусловлен
несением государственной службы, он мог
быть про дан, подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву было известно
деление вещей на движимые
и недвижимые, заменимые и
незаменимые, характеризующиеся
индивидуальными признаками и не имеющие
таковых. Движимое имущество тоже могло
входить в категорию вакуфа. Особую категорию
составляли вещи, которые не могли или
не должны были находиться в собственности.
Это воздух, море, пустыня, мечети, водные
пути. Не признавалась собственность на
"нечистые вещи" - вино, свинину, книги,
противоречащие положениям ислама, и др.
Практические вопросы обязательственного
права получили в шариате всестороннюю
разработку.
Договорные обя зательства образуют
2 группы договоров:
1) предмет
сделки должен быть передан
стороне (мена, купля-продажа);
2) такая
обязанность отсутствует (поручение,
поклажа). Риск случайной гибели
вещи лежит на продавце.
Семейное
и наследственное право
Шариат рассматривает брак как
религиозную обязанность мусульманина.
Для заключения брака требовалось согласие
сторон, в том числе и невесты. Волю невесты
вправе были выразить и ее родители, поэтому
брак часто выступал как торговая сделка
между отцом невесты и жени хом.