Арабский Халифат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:09, контрольная работа

Описание

В VII веке у арабских племен, расселенных по Аравийскому полуострову, начинается разложение родоплеменного строя, усиливается имущественная и социальная дифференциация. Главы племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие земли), в городах появляются богатые купцы-ростовщики. Усиливаются розни между племенами.

Работа состоит из  1 файл

Арабский Халифат.docx

— 24.57 Кб (Скачать документ)

«Арабский Халифат»

 

1. Общественное  и государственное устройство  в Арабском Халифате

Возникновение мусульманской империи

   В VII веке у арабских племен, расселенных по Аравийскому полуострову,  начинается разложение родоплеменного  строя, усиливается имущественная  и социальная дифференциация. Главы  племен (шейхи), племенные старейшины (сайды) захватывают оазисы (лучшие  земли), в городах появляются богатые  купцы-ростовщики. Усиливаются розни  между племенами. В этой обстановке  социального кризиса появляется  и распространяется по Аравии  новое религиозное учение - ислам,  провозглашавшее необходимость  установления нового порядка  путем проведения религиозной  войны (хаджа). Ислам получил значительную  поддержку среди простых людей,  а вскоре и среди представителей  родоплеменных и торговых родов,  понявших, что новое учение вовсе  не противоречит их интересам.  К середине VII века под знаменем  новой религии произошло объединение  Аравии. Путем захвата новых земель  у более слабых соседей (Византии, Ирана, Сирии, Египта), покорения  Северной Африки, юга Испании,  Ср. Азии образуется огромная держава - Арабский халифат с центром в Багдаде.

   Возникновение государственности  у арабов сопровождалось становле­нием новой религии – ислама, - связанной с именем Мухаммеда (умер в 632 г.). Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в За падной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное офор мление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значитель ную часть других районов Аравии.

   В результате арабских завоеваний  Халифат превратился в огромное  теократическое мусульманское государство,  включавшее Тунис, Марок ко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных ра­бовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государ ства принято подразделять на следующие периоды:

  = период  правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.;

  = период  правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг.

    Проповедь Мухаммеда была реакцией  на охвативший арабское обще ство кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соот­ветствующих ей религиозных представлений. Все ара бы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся од новременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

   Проповедь строгого монотеизма  и тесно связанная с ним  универсаль­ность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последовате лей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежнос ти, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую оче редь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой, к мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная  и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

   Ислам в самом своем зародыше  уже был синтезом религии, политичес ких норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ис лам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлет ворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности (само слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") и признания права на конт роль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитар ный идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростов щичества, освобождение рабов) способствовал необходимости объе динения различных населявших Халифат этнических, расовых, куль турных групп в единый политико-идеологический организм.

Основные  черты общественного и  государственного строя

   Общественный строй в мусульманской  империи отличался следующими  характерными чертами:

  ›  доминирующее положение государственной  собственности на землю;

  ›  широкое использование рабского  труда в государственном хозяйстве;

  ›  государственная эксплуатация крестьян  посредством ренты - налога в  пользу правящей верхушки;

  ›  религиозно-государственная регламентация  всех сфер общественной жизни;

  ›  отсутствие четко выраженных  сословных групп, особого статуса  у го­родов, каких-либо свобод  и привилегий.

   Мусульмане имели более высокий  правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраня ли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со време нем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоот ношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачи вать поземельную и подушную подать (харадж).

   Первоначально главой нового  исламского государства стал  Мухаммед, совместивший в своем  лице функции религиозного и  политического лидера: светским  и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племен ная традиция, a тa абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

   После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственни ков и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вож дей мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухамме да, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централи зованной теократической монархии.

   Главным советником и высшим  должностным лицом при халифе  был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полно­мочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

   Центральными органами государственного  управления в мусульманской империи  были специальные ведомства. При  Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (при первом преемнике Мухаммеда Омаре, правившем в 634 - 644 гг., слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

» военный  диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

» диван  внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство;

» диван  почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, ка раван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

   Местное управление осуществлялось  через эмиров (по-арабски "пове­литель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на кото рые делилась территория Халифата. Во главе провинций, областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений - шейхи. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также ме стный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры име ли заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).

   К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономическо го развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйствен ных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

   Восточный Халифат был уничтожен  монгольскими завоевателями в  ХШ в. В западной части Халифата  духовная власть халифа сохранялась  до на чала XVI в.

  

2. Право  Халифата

Источники права Халифата

   Главным источником права у  мусульман с возникновения Халифата  и до сих пор считается шариат (прямой путь) - свод религиозно-этических  и правовых пред писаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

   Коран - главная священная книга  мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рас сказов  и притч. Содержащиеся в нем  предписания носят характер рели гиозно-моральных направляющих установок.

    Сунна - сборники преданий (хадисов)  о поступках и изречениях Мухам­меда, изложенных его сподвижниками.  В значительной своей части  со­держат предписания относительно  семейно-наследственного и судеб ного процессуального права.

   Иджма - решения и мнения авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп­росам, восполняющих пробелы Корана и Сунны.

   Фетва. В мусульманских странах  по каждому важному вопросу  общественной жизни обязательным  было получение фетвы – письменного  юриди ческого заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии решений светских властей относительно вопросов общественной жизни, действий или явлений Ко рану и шариату.

   По мере распространения ислама  появились и другие источники  права - указы и распоряжения  халифов, местные обычаи, не противореча щие исламу, и др.

Право собственности и обязательственное  право

   В мусульманском праве были  закреплены следующие правовые  земель ные статусы:

  •  хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоя щее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с прожи вающих на этих землях мусульман взималась десятина;

  •  вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, шко лам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

  •  икта - условные временные пожалованные  феодалам за службу земли вместе  с проживавшим на них крестьянским  населением типа бенефиция. Впоследствии  стали превращаться в феодальную  собственность типа лена, причем  ленники, как и в Европе, приобрели  со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

  •  мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть про дан, подарен или передан по наследству.

   Шариатскому праву было известно  деление вещей на движимые  и не­движимые, заменимые и  незаменимые, характеризующиеся  индивиду­альными признаками и не имеющие таковых. Движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.

   Договорные обя зательства образуют 2 группы договоров:

  1) предмет  сделки должен быть передан  стороне (мена, купля-продажа);

  2) такая  обязанность отсутствует (поручение,  поклажа). Риск случайной гибели  вещи лежит на продавце.

Семейное  и наследственное право

   Шариат рассматривает брак как  религиозную обязанность мусульмани­на. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и жени хом.

Информация о работе Арабский Халифат