Археология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:21, реферат

Описание

Археология- относительно молодая наука.Но тем не менее именно благодаря ей человечество смогло узнать многие тайны своего прошлого.Великие археологические открытия,сделанные на протяжении последних двухсот лет позволили приоткрыть завесу над загадкой происхождения человека,восстановить историю.

Работа состоит из  1 файл

Портфолио.docx

— 66.77 Кб (Скачать документ)

Шили изделия из кожи и  меха с помощью мелких острий, проколок и костяных игл. Остриями называют не определённый тип изделий, а орудия с общим признаком — острым ретушированным концом. Большие острия, вероятно, использовали для работы с грубыми и толстыми шкурами таких животных, как бизон, носорог, медведь, дикая лошадь. Одежду из них не шили, а вот для устройства крыш и других хозяйственных целей они были, по-видимому, необходимы. Кроме того, крупные острия могли служить в качестве наконечников копий и стрел.

Проколки — орудия с выделенным ретушью относительно длинным и острым жальцем или несколькими жальцами. Ими прокалывали кожу, а отверстия потом расширяли при помощи острий или костяных шильев.

Иглы из кости практически не отличаются от современных, разве что немного толще. Их вырезали из плотной кости и шлифовали; ушко либо прорезали, либо просверливали. Иглы часто находят в игольниках — маленьких цилиндрических коробочках с крышечками, сделанных из трубчатых костей птиц. Они часто украшены выгравированным орнаментом. Сшивали одежду сухожилиями и растительными волокнами, а также тонкими сыромятными ремешками из кожи мелких животных.

Представить, как одевался первобытный человек, можно благодаря статуэткам, найденным на стоянках Мальта и Буреть близ Иркутска в Сибири. Статуэтки изображают людей в меховых комбинезонах с капюшоном, в штанах, рубахах и обуви. В общих чертах одежда похожа на традиционный костюм северных народов. Судя по погребениям верхнего палеолита, одежда (и головные уборы) богато украшалась резными костяными бляшками, застёгивалась на костяные пуговицы и пряжки.

Во второй половине верхнего палеолита появились составные, или вкладышевые, орудия. На основе призматической техники раскалывания человек научился делать правильные миниатюрные пластинки, очень тонкие, с режущими краями. Такая техника называется микролитической (от греч. «микрос» — «малый» и «литое»). Изделия, ширина которых не превышала 1 см, а длина — 5 см, называют микропластинками. Они-то главным образом и служили вкладышами — составными частями лезвия будущего орудия. Если вставить ретушированные микропластинки в основу из дерева, кости и рога, получится длинное режущее лезвие. Вырезать его целиком из камня невыгодно. Во-первых, на это уйдёт много времени, а во-вторых, камень достаточно хрупок и при сильном ударе может разломиться. Составное лезвие легче починить — заменить только повреждённую часть (один-два вкладыша), а не делать целиком заново. Чаще всего именно так изготовляли крупные наконечники копий с изогнутыми краями (подобный наконечник найден на стоянке Талицкого на Урале), жатвенные ножи с вогнутыми лезвиями (ими древние люди собирали дикорастущие злаки).

В эпоху верхнего палеолита  стали применять принципиально  новые техники обработки твёрдых  материалов — пиление, сверление и шлифование.

Сверлили с помощью лучкового сверла, хорошо известного по более поздним временам. В тетиву вставляли полую кость, под неё постоянно подсыпали песок и при вращении кости высверливали отверстие. Чтобы получить более мелкие отверстия, например игольное ушко или дырочку в бусине из раковины, использовали кремнёвые свёрла — каменные орудия небольшого размера с ретушированным трёхгранным или коническим жалом, которое закрепляли в рукоятке и быстро вращали вручную.

Пиление применялось в тех же случаях, что и сейчас, но значительно реже. Каменные пилки — вкладышевые орудия, делали их из пластинок с ретушированным зубчатым краем и какой-либо твёрдой основы. Они были достаточно хрупки, поэтому дерево обрабатывали в основном рубящими орудиями. Кроме того, эпоха верхнего палеолита совпала с ледниковым периодом, и деревьев тогда росло не так уж много. Зато следы пиления обнаружены на статуэтках того времени, сделанных из мягкого камня — например, мергеля или сланца.

Шлифовали и полировали чаще всего кость, гораздо реже — камень. Широко распространится подобная техника в мезолите и неолите.

В наборе орудий, характерных  для верхнего палеолита, встречаются комбинированные орудия. Видимо, для того, чтобы мастеру было удобнее работать, на одной заготовке часто располагали (комбинировали) два-три различных орудия. Скребок и резец, скребок — резец — проколка, несколько разных резцовых кромок — наиболее частые сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

Погребения Верхнего палеолита.

Трупоположение и бесспорно религиозное погребение характерно уже для неандертальца, но в течение всего верхнего палеолита сложность связанного с захоронением обряда, а следовательно, и затрата сил и средств на погребение все время возрастают. Умерших, как правило, хоронят в богатых одеждах (от них остались нашитые на истлевшие кожи раковины), снабжают оружием и утварью, пищей и предметами неясного, но очевидно религиозного назначения.

Мы не можем предполагать, что верхнепалеолитические охотники были очень богаты и располагали  необъятным досугом, скорее напротив, их жизнь протекала в напряженной  борьбе за выживание в условиях сурового климата и массы всевозможных опасностей. Но на погребение своих  близких они не жалели сил. Распределение  усилий по сферам деятельности лучше  всего говорит о склонностях  и стремлениях человека. Стремления и склонности кроманьонца в очень  большой степени определялись жаждой преодоления смерти, надеждой на обретение  новой жизни.

Классическим можно  считать ориньякское захоронение, найденное в конце прошлого века в Брно (Моравия). Высокий и ладно сложенный мужчина лет 40-50 был положен в сравнительно глубокую (ок. 120 см) специально ископанную могилу, дно которой заранее обильно посыпали охрой. Поскольку у головы покойного палеоантропологи нашли около шестисот раковин трубчатого моллюска Dentalium badense, то можно предположить роскошную шапку или головную повязку.

В могилу были также  положены маленькая мужская фигурка  из слоновой (мамонта) кости, два каменных кольца и множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости. Сверху тело опять посыпали охрой, накрыли  лопатками мамонта и только после  этого предали земле.

Охра очень часто, почти повсеместно используется кроманьонцем как в заупокойном ритуале, так и при иных религиозных обрядах. Она символизирует кровь, жизнь и, говоря словами Э.О. Джеймса, «выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови». Не исключено, что именно этот обычай положил начало устойчивой ассоциации «того света» с цветом кропи во многих религиозных традициях.

Мужская фигурка, надо сказать уникальная для верхнепалеолитических  захоронений, возможно изображала самого умершего и должна была, как это будет принято через двадцать тысяч лет в Древнем Египте, стать и той моделью, по которой восстановится плоть покойного после воскресения, и одновременно вместилищем его духа до воскресения.

Каменные кольца довольно часто встречаются в  погребениях этого времени. Может  быть они символизировали женские креативные органы самой Матери-Земли, из чрева которой должен возродиться умерший. Множество каменных дисков кажутся какими-то погребальными приношениями близких.

Не являются ли они символами солнца, ежедневно  побеждающего смерть, а может быть и знаком того Высшего Существа, которое так часто именуется  Солнцем в более поздних традициях. Наконец, лопатки мамонта и его  положенные рядом с умершим бивни  почти наверняка должны были символизировать  присутствие божественного покрова  над человеком и свидетельствуют  не просто об уповании воскресения, но о надежде на воскресение в  лучшем чем этот, в божественном мире.

Та тщательность, с которой осуществлено это захоронение, безусловно свидетельствует нам о том, что жившие 25-30 тысяч лет назад в Моравии люди верили в посмертное существование человека, скорее всего надеялись на телесное воскресение и для осуществления своих чаяний охотно шли на большие жертвы.

Подобных этому  брюнскому захоронений найдено немало. Так хоронили и женщин, и детей, и даже новорожденных. Иногда тело умершего клали на горящий костер и лишь после того, как огонь прогорал, предавали земле. Обычай этот наверняка уподоблял человеческое тело иным огненным жертвоприношениям, которые должны, поднимаясь в огне, рождаться вновь в небесном, божественном мире.

Обилие трубчатых  и двустворчатых раковин моллюсков (даже теплолюбивых каури) во многих кроманьонских  погребениях позволяет предположить, что это не просто украшение одежды покойного. Для повседневной жизни  того времени такая обшитая хрупкими раковинами «кожаная риза» крайне неудобна. Видимо, мы имеем дело со специально сшитым заупокойным облачением.

Тогда обилие раковин  определенной формы становится понятным. Они обозначали мужские и женские  креативные органы (раковины каури до сих пор сохранили такое символическое значение) и, следовательно, воскресение, новое зачатие и рождение — возрождение, в буквальном смысле этого слова. Например, в кроманьонском погребении в Ложери-Басс (Франция) раковины каури лежали парами у лба, рук и ног и по четыре у локтей и колен умершего, что почти наверняка должно было означать возрождение из лон земли этих членов, а в конечном счете — всего тела.

Но не все погребения имеют такой торжественно спокойный  характер. В полной противоположности  к ним оказываются находки  связанных после смерти тел, иногда лишенных каких-либо заупокойных даров; людей, похороненных лицом вниз под  грудой тяжелых камней; расчлененных трупов. Видимо, в отношении некоторых  из своих умерших погребавшие  их люди имели опасения, что мертвый  может, выйдя из могилы, вредить живым. Чаще такого рода захоронения принадлежали женщинам. Так, характерна находка в  Вестоницах (Моравия) крепко связанного тела 35-40-летней женщины.

Одним из объяснений этих необычных захоронений может  считаться ритуальная нечистота  умерших. Для женщин — это, возможно, смерть в родах. Соплеменники боялись, должно быть, не самого умершего, но того, что в его «нечистое» тело может  войти какой-нибудь злой дух и  побудить тело прервать свой сон, не дожидаясь  всеобщего воскресения.

На другую, быть может слишком смелую, интерпретацию, наводят древнейшие заупокойные  тексты человечества, начертанные в  долине Нила, в Египте в III тысячелетии  до Р.Х. В 23-м речении «Текстов ковчегов», о которых нам еще придется подробно говорить на лекциях, посвященных  религии Древнего Египта, провозглашается  в отношении умершего:

«О (имярек)! Тебя не будут подвергать испытанию, тебя не заключат в узилище, тебя не будут ограничивать, тебя не будут связывать по рукам и ногам, тебя не будут брать под стражу, не будешь отведен ты в место страданий, куда отводят мятежников (т.е. нарушителей божественных установлений) и песок не будет сыпаться на твое лицо (то есть тело не будет брошено в яму в пустыне без надлежащих погребальных облачений и плата, покрывающего лицо, как объясняет это место переводчик «Текстов саркофагов» на английский язык P.O. Фолкнер).

Будь внимателен, будь осторожен и никто не воспротивится  тебе. Остерегайся пойти в путь неготовым. Приими посох твой и суму твою, облачения твои, сандалии и стрелы, отправляясь в путь, которым будешь шествовать ты. Дабы мог ты отрубить головы и рассечь шеи врагам твоим, мужчинам и женщинам, которые окажутся близ тебя умершего. «Поспешай и прийди!» — таковы слова Бога, который приводит его (умершего) в день обвинения».

В другой надписи, даже чуть более древней чем первая, от лица правителя объявляется каким-то законопреступникам: «Воистину мое величество запретит им, дабы не были они во главе воскресших блаженных в миро божественном, но дабы пребывали они связанными и скованными, ибо осуждены они Владыкой Осирисом (царем умерших)».

Мы видим, что  через 20-25 тысяч лет после брюнского и вестоницкого захоронений, бросали в яму без облачений, без правильного погребения, без «посоха и стрел», со связанными руками и ногами не из-за страха, что умерший встанет, но желая изобразить, как с законопреступником поступят на загробном суде.

Тело грешника становилось  своеобразной иконой мучений и гибели его души в инобытии, и, одновременно, поскольку образ и первообраз, тело и личность до конца, скорее всего, не разделялись по представлениям древних, должно было усиливать страдания  души, лишенной божественного блаженства и воскресения.

Так ли думали ориньякские охотники на мамонтов как их далекие потомки в долине Нила, или они руководствовались иными мотивами, торжественно погребая одних из умерших и «казня» тела других, но ясно одно — «Люди последней ледниковой эпохи хоронили своих мертвецов в безусловной уверенности их будущей телесной жизни. Они, кажется, также считали, что в телах умерших продолжает длиться какая-то жизнь».

Если бы кроманьонские  охотники не были убеждены в воскресении  своих умерших, они наверняка  не стали бы придавать такого значения заупокойному ритуалу и сохранению их физических останков. Но простой  опыт, безусловно, свидетельствовал им, что такое воскресение не наступает  вскоре — кости предков продолжали истлевать в земле, несмотря на охру, бивни мамонтов и ракушки каури.

И то, что это  не обескураживало древних охотников, не взращивало в них безверие, заставляет предполагать, что кроманьонцы ожидали  победы над смертью не вскоре, но в далеком будущем, когда все  их ритуальные усилия принесут бесценный  плод полносоставного телесного  воскресения, или, если смотреть иначе, то символическое воскресение, обретет  чаемую безусловность реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живопись.

Пещера Альтамира. Испания. 
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.). 
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов. 
 
Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры. 
 
Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим. 
 
Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.  
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.  
 
Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит. 
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Информация о работе Археология