Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:07, творческая работа
Установившиеся периоды развития советской архитектуры основаны прежде всего на фактах и событиях архитектурной практики как части архитектурного процесса в системе культуры.
Изучение этапов развития советской архитектуры с ее конфликтностью, проявляющейся в борьбе различных тенденций, направлений, течений, дает возможность показать эволюцию советского зодчества.
Архитектура
1960-1980гг.
гр. 12811.Б
Белоножко Алиса
Советская архитектура
Установившиеся периоды развития советской архитектуры основаны прежде всего на фактах и событиях архитектурной практики как части архитектурного процесса в системе культуры.
Изучение этапов развития советской архитектуры с ее конфликтностью, проявляющейся в борьбе различных тенденций, направлений, течений, дает возможность показать эволюцию советского зодчества.
Для 60-х годов, характерных
внедрением методов науки в творческие
области, развитием структурно-
Создаются крупные жилые массивы преимущественно на свободных городских землях. Началось строительство многоэтажных односекционных крупноблочных зданий башенного типа. В начале 60-х годов появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (Новый Арбат) (1962-1968, М. Посохин и др.).
Проспект Калинина (Новый Арбат), 1962–1968 гг., архитекторы М.В. Посохин,
А.А. Мндоянц, Г.В. Макаревич, Б.И. Тхор и др.
Потребность в крупных административно-общественных зданиях и техническая возможность их осуществления в 1960-е годы с особой остротой поставили проблему сосуществования старого и нового. Необходима была максимальная бережность по отношению к историческим частям города и всесторонний анализ градостроительной ситуации при строительстве гигантских зданий в центре Москвы. Только в этом случае проектируемое сооружение могло органично войти в городскую застройку. Этого не произошло с возведенной в 1962–1969 годах гостиницей «Россия». Своим колоссальным объемом она не только снижает доминирующее значение Кремля, но и закрывает со стороны Москвы-реки весь Китай-город, лишая широкую живописную панораму Кремля и прилегающего к нему города ее восточной части с памятниками архитектуры Зарядья.
Гостиница «Россия», 1962-1969 гг., архитектор Д. Н. Чечулин
Гостиница «Юность» на Фрунзенском валу, 1961 г., архитекторы Ю.В. Арндт, Т.Ф. Баушева, В.К. Буровин и др.
Наряду с другими сооружениями
этих лет открывает новый этап
развития советской архитектуры. Единство
конструкции и формы здания, ясность
его функционального
Телевизионная башня в Останкине, 1960–1967 гг., инженер Н.В. Никитин, архитекторы Л.И. Баталов и Д.И. Бурдин.
Выдающееся инженерное сооружение высотой 533 метра, архитектурно решенное по аналогии с космической техникой. Башня воспринимается из самых дальних точек города и при подъезде к нему. Работа над совершенствованием силуэта башни продолжается.
Дворец съездов в кремле - огромное общественное здание, вмещающее 6 тыс. человек, стало первым и единственным сооружением советского времени в Кремле. В облике Дворца съездов сочетаются черты монументальности и открытости окружающей среде, сообщаемой ему обширными остекленными плоскостями. Находящиеся внутри Дворца люди не теряют визуальной связи с архитектурными памятниками Кремля
Дворец Съездов в Кремле, 1961 г., архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер, Н.М. Щепетильников и др.
Комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи как бы предваряет въезд на Калининский проспект со стороны Дорогомиловский заставы, замыкая перспективу Кутузовского проспекта. Перекликаясь с высотным зданием гостиницы «Украина», стоящим на противоположном берегу Москвы-реки, комплекс СЭВ ярко иллюстрирует перестройку, происшедшую в советской архитектуре за десятилетие, разделяющее их во времени.
Здание Совета Экономической Взаимопомощи, 1963–1970 гг., архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, В.А. Свирский и др.
Для архитектуры 70-х годов как реакция на предшествующий период НТР характерна устремленность в область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым.
При создании общегородских
ансамблей творчески осваивался
исторический опыт, учитывалась связь
города с природным окружением. Многие
ансамбли решены в современных
Речной вокзал, 1970-1974 гг., архитекторы Ефима Розенфельда,
Ильи Кускова и Владимира Попова.
Этот комплекс начали строить
на краю бывшей Куракиной дачи в 1970
году. Здесь по проекту архитекторов
Ефима Розенфельда, Ильи Кускова
и Владимира Попова создавали
«парадную пристань»
К 1974 году стройка завершилась. Она включила главную доминанту – 14-этажную гостиницу «Речная» в глубине квартала на Леснозаводской улице, двухэтажный остекленный зал ожидания, подземный переход под проспектом Обуховской Обороны к причалу и собственно сам причал. Именно здесь стали швартоваться корабли, которые ходили по Ладожскому и Онежскому озерам, Волге и другим крупным водным артериям России.
Основу архитектуры городов формирует жилищное и культурно-бытовое строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве и развитие индустриального домостроения позволил намного быстрее решать проблему обеспечения населения благоустроенным жильем.
В 1976 г. началось строительство объектов к XXII Олимпиаде 1980 г. в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн "Олимпийский" на Проспекте Мира (М. Посохин и др.), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др.), международный почтамт на Варшавском шоссе (Ю. Шевердяев, В. Кильпе и др.)
Спортивный комплекс «Олимпийский» на проспекте Мира, 1980 г., архитекторы М.В. Посохин, Б.И. Тхор, Р.И. Семерджиев, Л.Г. Котова и др.
Велотрек «Крылатское», 1979 г., архитекторы: Н. Воронина и А. Осипенкова,
инженеров-конструкторов В. Ханджи и Ю. Гонченко.
Первенцем массового индустриального жилищного строительства был живой массив Черемушки в Москве. Тысячи людей получили изолированные квартиры. Правда, высота потолков в них была всего лишь 2,2-2,5 метра, кухни имели площадь 4 квадратных метра, жилые комнаты нередко были проходными и притом "трамвайчиком". Но люди были рады. На первых порах, конечно. Потому что вскоре стало ясно, что изолированный санузел в квартире - это еще не счастье! Каждую мелочь приходилось покупать в центре Москвы, потому что в Черемушках не была предусмотрена социальная сфера: не было ни театров, ни библиотек, ни достаточного количества магазинов, ни рабочих мест. Черемушки, по словам жителей, превратились в "спальный вагон прямого сообщения": утром его жильцы едут на работу и учебу в центр, вечером возвращаются домой. Это создавало и большие сбои в работе городского транспорта.
Новые Черемушки. Панорама застройки 9-го квартала, 1956–1957 гг., архитекторы Н.А. Остерман, С.В. Лященко, Г.П. Павлов.
He успели москвичи осмыслить удачи и неудачи нового строительства, как почти во всех городах страны стали возникать свои "Черемушки". Например, в городе Новочеркасске, в районе рощи "Красная весна" возник жилой массив на 25 тысяч жителей. Уже потом, спустя годы, здесь появились и школа, и детсады, и почта, и магазины. А вначале было то же, что и в Москве.
В Таганроге по типу московских Черемушек был построен массив Дубки на 15 тысяч жителей. Те же безликие спичечные коробки в пять этажей, та же серость и однообразие.
Жилой массив Дубки в Таганроге
Первенцем блочного типового строительства в Ростове были дома на проспекте Ленина. Они настолько однообразны, что учащиеся первых классов долго обычно привыкают к "образности" своего дома и не всегда сразу находят его по возвращении из школы. В Волгограде эту проблему все-таки решили: на каждом доме, на торцовой стенке раскрашивали широкую полосу разного цвета или рисовали различные цветы и фрукты. В нашей области и до этого не додумались.
Крупномасштабное типовое
строительство домов в 5 этажей
в Ростове началось на
Описанные проблемы
были общими для всех городов
страны. Духовное обнищание
Как логический выход из сложивщейся ситуации было Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства", принятое в 1969 году.
Это Постановление
подтвердило целесообразность
В архитектурно-художественной разработке микрорайона особо важную роль стала играть объемно пространственная композиция зданий в сочетании с озеленением и малыми формами: скульптурой, павильонами, киосками, фонарями, афишными тумбами, скамьями, рекламой и т.п. Большое значение стали придавать вопросам хорошей инсоляции помещений и дворовых пространств, озеленению, борьбе с шумом.
Удачным образцом такой
застройки можно считать
Северный жилой массив Ростова
Северный жилой массив
застроен домами преимущественно в
9 этажей. Для оживления силуэта
местами используется застройка
в 5 этажей, а его современность
ощущается в высотных акцентах от
12 до 20 этажей. Широкие транспортные
магистрали обеспечивают необходимый
пропуск автомобилей, и единственным
серьезным недостатком можно
считать отсутствие современных
подземных или наземных капитальных
гаражей и автомобильных
Комплекс жилых домов с учреждениями обслуживания в микрорайоне «Лебедь» на Ленинградском шоссе, Москва, 1968–1973 гг., архитекторы А.Д. Меерсон, Е.В. Подольская, И.И. Федоров и др.
Расположение комплекса
в большом сосновом лесопарке
Покровское-Глебово и на Химкинском
водохранилище предопределило его
объемно-пространственную композицию
свободно обозреваемого высотного
жилого образования, органично связанного
с природным окружением и отвечающего
всем современным требованиям
Архитектура конца 70-х - начала 80-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства. Архитектурная практика переходит на более высокую ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими работниками смежных профессий.
Большое внимание уделяется вопросам комплексной застройки. Впервые в отечественной практике осуществляется застройка в едином градостроительном комплексе нового жилого района Крылатское в Москве (А. Самсонов и др.).
Форму в архитектуре стала определять культурно-историческая среда, больше стало проявляться уважения к историко-культурным традициям. По проектам архитекторов-реставраторов начались работы по восстановлению старых кварталов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.