Архитектура 1960-1980 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:07, творческая работа

Описание

Установившиеся периоды развития советской архитектуры основаны прежде всего на фактах и событиях архитектурной практики как части архитектурного процесса в системе культуры.
Изучение этапов развития советской архитектуры с ее конфликтностью, проявляющейся в борьбе различных тенденций, направлений, течений, дает возможность показать эволюцию советского зодчества.

Работа состоит из  1 файл

Архитектура.pptx

— 4.20 Мб (Скачать документ)

Архитектура 
1960-1980гг.

 

гр. 12811.Б

Белоножко Алиса

Советская архитектура 

 

Установившиеся  периоды развития советской архитектуры  основаны прежде всего на фактах и  событиях архитектурной практики как  части архитектурного процесса в  системе культуры.

Изучение  этапов развития советской архитектуры  с ее конфликтностью, проявляющейся  в борьбе различных тенденций, направлений, течений, дает возможность показать эволюцию советского зодчества.

 

Для 60-х годов, характерных  внедрением методов науки в творческие области, развитием структурно-типологических исследований, стремлением к точности формулировок, выводов, определений, времени  НТР, типично увлечение пространственно-трансформируемыми  решетчатыми конструкциями, сборными элементами, где доминируют сетчатые орнаменты, лишенные акцентов. Это привело  к появлению методов машинного  проектирования, типологическому единообразию и стандартизации в сфере строительного  искусства и архитектуры.

 

Создаются крупные жилые  массивы преимущественно на свободных  городских землях. Началось строительство  многоэтажных односекционных крупноблочных  зданий башенного типа. В начале 60-х годов появились дома из вибропрокатных панелей. Лаконизм форм при функционально-эстетически обоснованных объемно-планировочных решениях, отразивших стилевые особенности 60-х годов, проявился в сооружении ансамбля проспекта Калинина (Новый Арбат) (1962-1968, М. Посохин и др.).

 

Проспект Калинина (Новый Арбат), 1962–1968 гг., архитекторы М.В. Посохин,

 А.А. Мндоянц, Г.В. Макаревич, Б.И. Тхор и др.

Потребность в крупных  административно-общественных зданиях  и техническая возможность их осуществления в 1960-е годы с особой остротой поставили проблему сосуществования  старого и нового. Необходима была максимальная бережность по отношению  к историческим частям города и всесторонний анализ градостроительной ситуации при строительстве гигантских зданий в центре Москвы. Только в этом случае проектируемое сооружение могло  органично войти в городскую  застройку. Этого не произошло с  возведенной в 1962–1969 годах гостиницей «Россия». Своим колоссальным объемом  она не только снижает доминирующее значение Кремля, но и закрывает  со стороны Москвы-реки весь Китай-город, лишая широкую живописную панораму Кремля и прилегающего к нему города ее восточной части с памятниками  архитектуры Зарядья.

Гостиница «Россия», 1962-1969 гг., архитектор Д. Н. Чечулин

Гостиница «Юность» на Фрунзенском  валу, 1961 г., архитекторы Ю.В. Арндт, Т.Ф. Баушева, В.К. Буровин и др.

Наряду с другими сооружениями этих лет открывает новый этап развития советской архитектуры. Единство конструкции и формы здания, ясность  его функционального назначения, лаконизм облика и четкость построения как бы открыто декларируют разрыв с предыдущим «украшательским» периодом советской архитектуры.

Телевизионная башня в  Останкине, 1960–1967 гг., инженер Н.В. Никитин, архитекторы Л.И. Баталов и Д.И. Бурдин.

Выдающееся инженерное сооружение высотой 533 метра, архитектурно решенное по аналогии с космической техникой. Башня воспринимается из самых дальних  точек города и при подъезде к  нему. Работа над совершенствованием силуэта башни продолжается.

Дворец съездов в кремле - огромное общественное здание, вмещающее 6 тыс. человек, стало первым и единственным сооружением советского времени  в Кремле. В облике Дворца съездов  сочетаются черты монументальности и открытости окружающей среде, сообщаемой ему обширными остекленными плоскостями. Находящиеся внутри Дворца люди не теряют визуальной связи с архитектурными памятниками Кремля

Дворец Съездов в Кремле, 1961 г., архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер, Н.М. Щепетильников и др.

Комплекс зданий Совета Экономической  Взаимопомощи как бы предваряет въезд  на Калининский проспект со стороны  Дорогомиловский заставы, замыкая перспективу Кутузовского проспекта. Перекликаясь с высотным зданием гостиницы «Украина», стоящим на противоположном берегу Москвы-реки, комплекс СЭВ ярко иллюстрирует перестройку, происшедшую в советской архитектуре за десятилетие, разделяющее их во времени.

 Здание Совета Экономической  Взаимопомощи, 1963–1970 гг., архитекторы  М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, В.А. Свирский и др.

Для архитектуры 70-х годов  как реакция на предшествующий период НТР характерна устремленность в  область экологии человека. Возрождаются осевые композиции, ассоциации с прошлым.

При создании общегородских  ансамблей творчески осваивался исторический опыт, учитывалась связь  города с природным окружением. Многие ансамбли решены в современных градостроительных  формах, но отражают определенную преемственность  традиций. Таковы ряд ансамблей в  Санкт-Петербурге, Ташкенте, Ашхабаде.

 

Речной вокзал, 1970-1974 гг., архитекторы Ефима Розенфельда,

Ильи Кускова и Владимира  Попова.

Этот комплекс начали строить  на краю бывшей Куракиной дачи в 1970 году. Здесь по проекту архитекторов Ефима Розенфельда, Ильи Кускова  и Владимира Попова создавали  «парадную пристань» Ленинграда.

К 1974 году стройка завершилась. Она включила главную доминанту  – 14-этажную гостиницу «Речная» в глубине квартала на Леснозаводской улице, двухэтажный остекленный зал ожидания, подземный переход под проспектом Обуховской Обороны к причалу и собственно сам причал. Именно здесь стали швартоваться корабли, которые ходили по Ладожскому и Онежскому озерам, Волге и другим крупным водным артериям России.

Основу архитектуры городов  формирует жилищное и культурно-бытовое  строительство. Генеральный курс на типизацию в массовом строительстве  и развитие индустриального домостроения позволил намного быстрее решать проблему обеспечения населения  благоустроенным жильем.

В 1976 г. началось строительство  объектов к XXII Олимпиаде 1980 г. в Москве. Некоторые из построенных олимпийских объектов являются уникальными по своим архитектурным и инженерно-техническим решениям, технологическому оборудованию. Таковы крытый спортивный стадион и бассейн "Олимпийский" на Проспекте Мира (М. Посохин и др.), крытый велотрек в Крылатском (Н. Воронина и др.), международный почтамт на Варшавском шоссе (Ю. Шевердяев, В. Кильпе и др.)

Спортивный комплекс «Олимпийский»  на проспекте Мира, 1980 г., архитекторы  М.В. Посохин, Б.И. Тхор, Р.И. Семерджиев, Л.Г. Котова и др.

Велотрек «Крылатское»,  1979 г., архитекторы:  Н. Воронина и А. Осипенкова,

инженеров-конструкторов  В. Ханджи и Ю. Гонченко.

Первенцем массового индустриального  жилищного строительства был  живой массив Черемушки в Москве. Тысячи людей получили изолированные квартиры. Правда, высота потолков в них была всего лишь 2,2-2,5 метра, кухни имели площадь 4 квадратных метра, жилые комнаты нередко были проходными и притом "трамвайчиком". Но люди были рады. На первых порах, конечно. Потому что вскоре стало ясно, что изолированный санузел в квартире - это еще не счастье! Каждую мелочь приходилось покупать в центре Москвы, потому что в Черемушках не была предусмотрена социальная сфера: не было ни театров, ни библиотек, ни достаточного количества магазинов, ни рабочих мест. Черемушки, по словам жителей, превратились в "спальный вагон прямого сообщения": утром его жильцы едут на работу и учебу в центр, вечером возвращаются домой. Это создавало и большие сбои в работе городского транспорта.

Новые Черемушки. Панорама застройки 9-го квартала, 1956–1957 гг., архитекторы Н.А. Остерман, С.В. Лященко, Г.П. Павлов.

He успели москвичи осмыслить удачи и неудачи нового строительства, как почти во всех городах страны стали возникать свои "Черемушки". Например, в городе Новочеркасске, в районе рощи "Красная весна" возник жилой массив на 25 тысяч жителей. Уже потом, спустя годы, здесь появились и школа, и детсады, и почта, и магазины. А вначале было то же, что и в Москве.

 

 В Таганроге по типу  московских Черемушек был построен массив Дубки на 15 тысяч жителей. Те же безликие спичечные коробки в пять этажей, та же серость и однообразие.

Жилой массив Дубки в Таганроге

Первенцем блочного типового строительства в Ростове были дома на проспекте Ленина. Они настолько  однообразны, что учащиеся первых классов  долго обычно привыкают к "образности" своего дома и не всегда сразу находят  его по возвращении из школы. В  Волгограде эту проблему все-таки решили: на каждом доме, на торцовой стенке раскрашивали широкую полосу разного цвета  или рисовали различные цветы  и фрукты. В нашей области и  до этого не додумались.

 

 Крупномасштабное типовое  строительство домов в 5 этажей  в Ростове началось на Западном  жилом массиве. Около 100 тысяч  горожан справили там новоселье.  И те же проблемы: ужасающая  теснота квартир, отсутствие социальной  сферы, низкое качество строительных  работ. Ведь первый кинотеатр  в этом районе был построен  спустя двадцать лет! 

 

 Описанные проблемы  были общими для всех городов  страны. Духовное обнищание архитектуры,  упрощенчество наблюдались повсеместно.  Среда обитания, как и вся наша  жизнь, выглядела безлико, уныло  и однообразно.

Как логический выход из сложивщейся ситуации было Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства", принятое в 1969 году.

 

 Это Постановление  подтвердило целесообразность дальнейшего  типового строительства, но по  улучшенным проектам: высота квартир  увеличивалась до 2,7 метров, кухни  стали иметь площадь по 6-8 квадратных  метров, туалет и ванную стали  устраивать преимущественно раздельными,  увеличились прихожие, расширились  лестницы и междуэтажные площадки. Основной планировочной единицей  стал не дом и не квартал  с ленточной застройкой, а жилой  микрорайон на 10-12 тысяч человек.  В каждом таком микрорайоне  должна быть сфера обслуживания  населения: магазины, школа, сады-ясли, ателье, предприятия общественного  питания, медицинские пункты.

В архитектурно-художественной разработке микрорайона особо важную роль стала играть объемно пространственная композиция зданий в сочетании с  озеленением и малыми формами: скульптурой, павильонами, киосками, фонарями, афишными тумбами, скамьями, рекламой и т.п. Большое  значение стали придавать вопросам хорошей инсоляции помещений  и дворовых пространств, озеленению, борьбе с шумом.

 

 Удачным образцом такой  застройки можно считать Северный  жилой массив в Ростове на 200 тысяч жителей, расположенный  в экологически чистой зоне  города, на берегу реки Темерник. Этот район при обмене жилья в наши дни считается самым престижным в городе.

Северный жилой массив Ростова

Северный жилой массив застроен домами преимущественно в 9 этажей. Для оживления силуэта  местами используется застройка  в 5 этажей, а его современность  ощущается в высотных акцентах от 12 до 20 этажей. Широкие транспортные магистрали обеспечивают необходимый  пропуск автомобилей, и единственным серьезным недостатком можно  считать отсутствие современных  подземных или наземных капитальных  гаражей и автомобильных стоянок. Правда, предусмотренные проектом крупные  социальные объекты пока не все построены, и этот массив тоже еще напоминает "городскую спальню".

Комплекс жилых домов  с учреждениями обслуживания в микрорайоне  «Лебедь» на Ленинградском шоссе, Москва, 1968–1973 гг., архитекторы А.Д. Меерсон, Е.В. Подольская, И.И. Федоров и др.

Расположение комплекса  в большом сосновом лесопарке  Покровское-Глебово и на Химкинском водохранилище предопределило его  объемно-пространственную композицию свободно обозреваемого высотного  жилого образования, органично связанного с природным окружением и отвечающего  всем современным требованиям обслуживания населения. Воздание многофункционального комплекса, включающего в себя как  жилую структуру, так и зоны удовлетворения общественных и коллективных интересов, является экспериментом с точки  зрения социальной организации жизни.

Архитектура конца 70-х - начала 80-х годов отмечена возросшим  уровнем мастерства. Архитектурная  практика переходит на более высокую  ступень развития, характерной чертой которой является комплексное решение  ее задач архитекторами, конструкторами, строителями, экономистами, работниками  промышленности строительных и отделочных материалов, в том числе домостроительных заводов, социологами, медиками и другими  работниками смежных профессий.

Большое внимание уделяется  вопросам комплексной застройки. Впервые  в отечественной практике осуществляется застройка в едином градостроительном  комплексе нового жилого района Крылатское в Москве (А. Самсонов и др.).

Форму в архитектуре стала  определять культурно-историческая среда, больше стало проявляться уважения к историко-культурным традициям. По проектам архитекторов-реставраторов  начались работы по восстановлению старых кварталов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Информация о работе Архитектура 1960-1980 гг