Аудиовизуальные архивные источники: роль и место в изучении истории края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 06:26, доклад

Описание

Стремительное развитие науки и техники в современном обществе способствовали тому, что помимо одной из традиционных форм фиксации информации на бумажных носителях, стали появляться и нетрадиционные формы ее закрепления - на различных «новых» носителях, что способствовало появлению комплекса аудиовизуальных документов. Современное документоведение, по признаку социально-культурной значимости, относит аудиовизуальные документы к артефактным документам, имеющим особое историческое, художественное и культуроведческое значение.

Работа состоит из  1 файл

Аудиовизуальные архивные источники роль и место в сохранении истории края..docx

— 28.80 Кб (Скачать документ)

Аудиовизуальные архивные источники:

роль и место в изучении истории края

 

Говорова Ю. Н.

ГУ «Государственный архив  Костанайской области»

Начальник отдела использования 

и публикации документов

 

Стремительное развитие науки  и техники в современном обществе способствовали тому, что помимо одной  из традиционных форм фиксации информации на бумажных носителях, стали появляться и нетрадиционные формы ее закрепления - на различных «новых» носителях, что способствовало появлению комплекса аудиовизуальных документов. Современное документоведение, по признаку социально-культурной значимости, относит аудиовизуальные документы к артефактным документам, имеющим особое историческое, художественное и культуроведческое значение.

Согласно Закону РК «О национальном архивном фонде и архивах» от 22 декабря 1998 года, аудиовизуальные документы  входят в состав НАФ РК и являются неотъемлемой частью историко-культурного  наследия народа Казахстана, охраняются государством в качестве национального достояния. И это не случайно, так как аудиовизуальные документы воспроизводят картину реальных фактов и событий, подтверждают их достоверность, дополняют и расширяют информацию, содержащуюся в документах на бумажной основе.

Аудиовизуальный документ –  документ, содержащий изобразительную  или звуковую информацию, который в наглядной форме отражает многообразие социально-политической, культурной жизни общества.

В силу своей наглядности  и объективности отображения  фактов аудиовизуальные документы применяются для доказательства и освещения ряда научных проблем. Это объясняется тем, что аудиовизуальное изображение не только восстанавливает зрительное восприятие, но иногда проявляет упущенное человеческим глазом. Объективность таких документов отклоняет сомнения в достоверности факта и одновременно иллюстрирует факты и события. Все эти факторы объясняют необходимость обращаться к аудиовизуальным источникам в решении ряда исторических вопросов. В современном обществе, где создается значительное количество подобных документов, они выполняют целый ряд взаимосвязанных функций информационно-пропагандистского, социального, познавательного, эстетического характера.

На сегодняшний день аудиовизуальные документы создаются не только в деятельности специализированных учреждений, но также в организациях, для которых создание таких документов не является профильным. Потребность документировать специальными средствами различные процессы в науке, технике, деятельности учреждений, организаций повсеместно возрастает.

В зависимости от способа  фиксации определяются: кинодокументы, фотодокументы, фонодокументы, видеофонограммы.

На хранение в государственные  архивные учреждения традиционно принимаются негативы и позитивы изображения, видео и аудио кассеты. С начала 2000-х годов в государственные архивы стали также поступать аудиовизуальные документы в электронном формате на оптических дисках.

Аудиовизуальные документы  принимаются в архив одновременно с текстовой сопроводительной информацией: для кинодокументов – монтажные  листы, аннотации, для фотодокументов – аннотации, для фоно и видеодокументов – сопроводительная документация в виде актов технического состояния, текстов выступлений, списков выступающих, программ вечеров, концертов, рецензий, статей, имеющих непосредственное отношение к принимаемым документам.

В вопросах комплектования государственных архивов неспециализированного  профиля аудиовизуальными документами существует ряд сложностей.

Одна из них – тенденция  сокращения приема подобных документов в архивы несмотря на увеличивающийся объем создания аудиовизуальной продукции во многих сферах общественной жизни. Изначально, с начала 80-х годов и до середины 90-х годов прошлого столетия, комплектование неспециализированных архивов проводилось главным образом от организаций, создающих аудиовизуальные документы – это в основном были редакции региональных периодических изданий, СМИ. Изменения в политической и экономической сферах (смена формы собственности, независимость СМИ) привели к разрыву традиционных связей архива с основными источниками комплектования – редакциями СМИ, нежеланием многих новых руководителей СМИ сотрудничать с государственными архивами.

На сегодняшний день преобладающими источниками комплектования государственных  архивов Костанайской области аудиовизуальными документами стали: личные коллекции граждан; ведомственные архивы учреждений, организаций, общественных объединений для которых создание подобных документов не является профильным направлением деятельности; а также сами архивные учреждения, оснащенные современной аудио, видео, фотоаппаратурой.

Аудиовизуальные документы из личных коллекций граждан, поступающие на хранение в областной архив, носят зачастую уникальный характер, и они, как правило, попадают в категорию особо ценных документов. Таковы, например: видеофильмы, созданные на частной ТВ студии «Ак Орда» (Г. Б. Бекмухамедова), фотодокументы в личных фондах государственных и общественных деятелей Костанайской области (Бородина А. М., Сидоровой В. Г., Медведева С. А., Черныша П. М., Мухсиновой З. Г., Вишниченко В. Г., Мацупы Л. Г. и др.).

С конца 90-х годов, в архивные учреждения Костанайской области поступают аудиовизуальные документы областных, городских, районных государственных и негосударственных организаций, общественных объединений создание и собирание таких документов в которых не является профильным направлением работы (например: Пресс-службы аппарата акима области, областного таможенного управления, областной Ассамблеи народа Казахстана, областного управления внутренней политики, областных казахского и русского театров, этнокультурных объединений области и др.). Сложности в приеме аудиовизуальных документов от непрофильных организаций, объясняются тем, что в подобных организациях аудиовизуальные архивы формируются с целью отображения различных событий и фактов деятельности. В таких случаях съемку, фотографирование, как правило, ведут не специалисты - профессионалы, а сотрудники учреждений. При этом, при передаче в государственные архивы документов на бумажной основе, зачастую охватить наиболее интересные аудиовизуальные документы, а тем более весь объем аудиовизуального архива организации, не представляется возможным в связи с отсутствием единой организованности, формированием его в разных структурных подразделениях организации. Такое положение создает также опасность оседания документов в личных архивах сотрудников. Зачастую, аудиозаписи и фотографии в личных архивах не аннотируются, их смысл сохраняется лишь в памяти автора, а со временем это становится равносильно гибели материалов.

С начала 2000-х годов специалисты  Костанайского областного архива, сотрудники региональных архивов занимаются самостоятельной фото и видео съемкой важных событий регионального значения. В результате этой работы фонды пополнились аудио, видео записями, фотографиями, имеющими историческое значение. На этих документах - важные события в жизни региона: открытие новых культурных и промышленных объектов, праздничные мероприятия, виды архитектурных объектов, зданий и сооружений в городах и районах области и многое другое.

В результате всего вышеперечисленного следует отметить, что принимаемые  на государственное хранение аудиовизуальные документы, конечно же, обладают большой информативностью и отражают различные события в жизни современного общества и отдельных граждан, но в тоже время зачастую созданы не профессионально и не всегда могут достаточно полно отображать исторические события. Основными источниками пополнения аудиовизуальных фондов на сегодня являются пресс-служба аппарата акима Костанайской области, государственные учреждения, а также частные любительские коллекции граждан.

Информационный потенциал  архивных учреждений области на 1 января 2013 года составляет 1478989 документов, из них:

- аудиовизуальной документации  – 9346, из них: 

фото – 9003

фоно – 240

видео – 99

кино - 4.

Аудиовизуальные документы  представлены в архивах области  коллекциями фото¸ видео, фоно (аудио), кино документов.

Фотодокументы (позитивы, негативы изображений) составляют самый многочисленный пласт аудиовизуальных документов архива. Комплектование архива фотодокументами до 90-х годов ХХ века проводилось в сотрудничестве с редакциями печатных изданий. Так, на хранении имеются позитивы и негативы фотокорреспондентов газет «Ленинский путь», «Костанайские новости», некоторых районных газет. Объем фонда фотодокументов только в ГУ «ГАКО» на начало 2013 года составляет около 3000 позитивов и негативов. Это фотографии интересных событий, мероприятий областного и регионального значения, открытие и деятельность социально-культурных и производственных объектов, известных общественных и государственных деятелей, участников Великой Отечественной войны, Героев Социалистического Труда, виды зданий и сооружений, памятников истории и культуры и многое другое.

В фонде кинодокументов отложилась копия черно-белого документального фильма «Быль земли Кустанайской», снятого любительской студией ССГОК в 1984 году (редакторы Червонный, Петель).

Из наиболее интересных в коллекции видеодокументов следует отметить:

- телерепортажи о праздновании 100-летия Б. Майлина в 1994 году, 100-летия Кустанайской мечети в 1993, 40-летия освоения целинных и залежных земель в 1994 году, 150-летия А. Кунанбаева в 1995 году, Дня города Кустаная в 1995 году, 100-летия поселка Федоровка в 2000;

- телесюжеты о международном автопробеге «Лондон – Нью-Йорк» в 1994 (маршрут проходил через Комсомольский район п. Станционный), о подготовке и проведении выборов Президента РК в 1999 году (авторы Аязбеков, Гаврилов), выступлении ансамбля «Карнавал» на рождественской елке в Кремле в 1996, пребывании в Кустанае Рама Бисваса (совершавшего кругосветное велопутешествие) в 1996 году, открытии стоматологического центра «Стомед» в 1996, деятельности азербайджанской общины «Гейдар» в 2000;

- документальные фильмы  «Костанайская область» (1998 г.), об истории создания Костанайского областного фестиваля песни «Мой край родной» (2000 г.). Несомненно интересны копии фильмов, созданных на частной ТВ студии «Ак Орда», - «Остров добрых надежд» (2007 о г. Костанае), «Жизнь прекрасна, даже когда по лицу текут слезы» (2007 к 70-летию корейской диаспоры в Казахстане, к Дню памяти жертв политических репрессий), «Соединяя землю с небесами» (2009, о государственных символах), «След летящего сокола» - о первом Министре экологии и биоресурсов РК С. А. Медведеве (2011), «Воины Афгана» (2010), «Спаси меня, моя работа» (2010 о медицинских работниках области), «Божественный звук вокала» (2011, о Г. Абдуллиной);

- видеозаписи культурных и спортивных мероприятий: фестиваля немецкой культуры в г. Кустанае в 1994 году, первого товарищеского матча по боксу Казахстан-США в Кустанае в 1996, международного профессионального турнира по кик-боксингу на приз А. Мирошниченко в 1997 г., гала-концерта участников поезда «Мы знаем кого выбираем» в кинотеатре «Кустанай» в 1999, праздничного концерта, посвященного 10-летию Независимости в Костанайской областной филармонии в 2001, Костанайского областного фестиваля языков народов РК в 2003, концерта президентского оркестра в Костанайской областной филармонии в 2005;

- несомненный интерес представляют записи спектаклей Казахского театра драмы им. И. Омарова - «Козы Корпеш и Баян Сулу» (2002), «Маншук» (2005) и др.

Коллекция аудиозаписей (фонодокументов) сформирована из документов Кустанайской областной телерадиокомпании: выступления партийных и советских работников на совещаниях, собраниях; запись собрания посвященного открытию памятника первоцелинникам на одноименной площади (октябрь 1984 г.); радиоочерки о героях Социалистического Труда, известной участнице установления Советской власти в Кустанае Дорофеевой Д. П. (1989), Герое Советского Союза Телятникове (1987); записи выпусков музыкально-информационной программы «Якташ» на татарском языке (1993 – 1998 г.); запись радиопередачи с кустанайцами – участниками Сталинградской битвы (1982); запись интервью с участниками юбилейных торжеств к 100-летию Б. Майлина (дочерью И. Джансугурова и дочерью Б. Майлина, 1994); радиоочерк о пребывании на кустанайской земле М. Хакимжановой (1986 год, встреча с которой проходила, кстати, в областной библиотеке им. Толстого); запись беседы с Героем Социалистического труда К. Доненбаевой (1987); записи концертной программы фестиваля «Мой край родной» (5 фестиваль, 2000), концерта «Наполним музыкой сердца» (в рамках акции «Здравствуй 21 век, 2000).

Применение архивных аудиовизуальных документов в исторических исследованиях возрастает, так как такие документы обладают наглядностью, доказательностью, убедительностью. Сегодняшние ученые-историки, краеведы все чаще обращаются к аудиовизуальным документам - как к значимому информационному продукту в системе исторических знаний, так как это огромный массив источников, без учета которого исторические события и факты невозможно изучить полностью. Аудиовизуальные документы используются учеными, краеведами, государственными органами в научно-исследовательской, публикаторской и агитационно-пропагандистской работе (при подборе иллюстраций для подготовки изданий по исторической тематике, при разработке плакатов, альбомов, выставок, хроник событий, документальных фильмов и т.д.).

Информация о работе Аудиовизуальные архивные источники: роль и место в изучении истории края