Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:05, реферат
Тяжелые испытания выпали на долю тружеников воздушного флота, как и всего нашего народа, в годы Великой Отечественной войны. Впервые же дни боев с гитлеровскими захватчиками были созданы особые авиационные группы и отряды, а затем – авиаполки и дивизии, принимавшие участие во многих боевых операциях. Аэрофлотовцы доставляли на фронт боеприпасы, вооружение, горюче-смазочные материалы, медикаменты, продовольствие, вывозили раненых, поддерживали связь между штабами, вели воздушную разведку, бомбили вражеские объекты. Они оказывали всестороннюю помощь партизанам, участвовали в воздушно-десантных операциях, летали и глубокий тыл противника.
Некоторые женщины – лётчицы сражались в составе обычных «мужских» авиационных полков. Так, Герой Советского Союза Тамара Фёдоровна Константинова – в 999-м штурмовом, а Герой Советского Союза Анна Александровна Тимофеева (Егорова) – в 805-м штурмовом.
Ещё в 1941 году молодая лётчица Ольга Лисикова вступила в поединок с «Мессершмиттом». Она не стреляла в него. Стрелять ей просто было нечем, потому что она пилотировала не боевую машину, а санитарный самолёт, в котором находилось двое раненых. И всё-таки это был поединок. Она затянула «Мессершмитт» к самой земле, заставила его петлять над причудливо извивающейся Метой, а сама, едва не касаясь крыльями обрывистых берегов, летела как в ущелье, изломанном крутыми поворотами. Пулемётная очередь зацепила «санитара» по хвосту, но самолёт ещё слушался рулей, и борьба продолжалась. В конце концов, вражеский лётчик увлёкся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени…
Таким образом, советские женщины – лётчицы, сражающиеся практически во всех видах авиации (истребительной, штурмовой, бомбардировочной), внесли свой весомый вклад в дело достижения Великой Победы над врагом.
Желая выразить своё преклонение перед подвигами советских женщин, позволю себе привести в заключение слова французских лётчиков полка «Нормандия – Неман»: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами!»
Причины боевых потерь самолетов |
Год |
Бомбардиров-щиков |
Штурмо-виков |
Истреби-телей |
Прочих самолетов (Р-5, ССС, Р-зет, Р-10, По-2 и др.) |
Всего | |
Сбито в воздушных боях |
1941 |
1240 |
47 |
1380 |
31 |
2698 |
|
1942 |
265 |
169 |
1134 |
150 |
1718 |
||
1943 |
382 |
1090 |
2373 |
60 |
3905 |
||
1944 |
320 |
882 |
1585 |
115 |
2902 |
||
1945 |
185 |
369 |
390 |
22 |
966 |
||
Итого самолетов |
2392 |
2557 |
6862 |
378 |
12189 |
31,7% | |
процентов |
20% |
21% |
56% |
3% |
100% |
||
Сбито огнем зенитной артиллерии |
1941 |
686 |
101 |
350 |
9 |
1146 |
|
1942 |
110 |
203 |
187 |
41 |
541 |
||
1943 |
276 |
1468 |
392 |
98 |
2234 |
||
1944 |
252 |
1859 |
620 |
79 |
2810 |
||
1945 |
238 |
1048 |
431 |
31 |
1748 |
||
Итого самолетов |
1562 |
4679 |
1980 |
258 |
8479 |
22,1% | |
процентов |
18,4% |
55,2% |
23,4% |
3,0% |
100% |
||
Уничтожено на аэродромах |
1941 |
521 |
13 |
1286 |
69 |
1889 |
|
1942 |
38 |
14 |
98 |
54 |
204 |
||
1943 |
18 |
40 |
119 |
62 |
239 |
||
1944 |
3 |
34 |
68 |
105 |
210 |
||
1945 |
3 |
8 |
13 |
14 |
38 |
||
Итого самолетов |
583 |
109 |
1584 |
304 |
2580 |
6,7% | |
процентов |
22,6% |
4,2% |
61,4% |
11,8% |
100% |
||
Не вернулось с боевого задания |
1941 |
1582 |
372 |
1400 |
146 |
3500 |
|
1942 |
1049 |
1290 |
2469 |
988 |
5796 |
||
1943 |
264 |
917 |
1758 |
183 |
3122 |
||
1944 |
176 |
569 |
1057 |
124 |
1926 |
||
1945 |
165 |
266 |
357 |
29 |
817 |
||
Итого самолетов |
3236 |
3414 |
7041 |
1470 |
15161 |
39,5% | |
процентов |
21,3% |
22,5% |
46,4% |
9,7% |
100% |
||
Всего за войну: самолетов |
7773 |
10759 |
17467 |
2410 |
38409 |
100% | |
процентов |
20,2% |
28,0% |
45,5% |
6,3% |
100% |
Комментарии к таблице:
1. Потери самолетов от удара авиации
противника по аэродромам базирования
составляют самую малую долю потерь:
9233 за 41 год, в том числе на аэродромах
- 1889 ( 20,46 % )
8259 за 42 год, в том числе на аэродромах - 204 ( 2,47 % )
9500 за 43 год, в том числе на аэродромах - 239 ( 2,52 % )
7848 за 44 год, в том числе на аэродромах - 210 ( 2,68 % )
3569 за 45 год, в том числе на аэродромах - 38 ( 1,06 % )
ВСЕГО 38.409, в том числе на аэродромах
- 2580 ( 6,7 % ),
причем итоговая цифра - 2580 самолетов,
уничтоженных на аэродромах - на 73% состоит
из потерь 1941 г., т.е. первых шести месяцев
войны.
Стоит обратить внимание и на то, что
общее количество самолетов, уничтоженных в
1941 году на аэродромах ( 1889 ед.), меньше,
чем указанное во многих современных исторических
сочинениях число потерь самолетов ВВС
западных округов за первые два дня войны!
2. Как и следовало ожидать,
боевые потери составляют меньше половины
от общей убыли самолетов - общие потери
боевых ( не считая учебные, транспортные
и пр.) самолетов за время войны составили 88,3 тыс. единиц (см. "Гриф
секретности снят" под ред. Кривошеева,
изд. 1993 г., стр. 360 )
Главной причиной убыли самолетов было
списание по износу, выработка моторесурса
двигателей, аварии и катастрофы. Это обстоятельство
следует учитывать при осторожном чтении
сочинений советских историков, которые
традиционно ставили знак равенства между
"убыль самолетов люфтваффе = сбиты
на Восточном фронте"
3. На протяжение всей войны
остается весьма высокой доля потерь неизвестного
характера. Всего с формулировкой "не
вернулся с боевого задания" потеряно
15.161 самолет (39,5% от общего числа боевых
потерь). В 1942 г. эта категория потерь составляет
70,2%, т.е. в два раза больше, чем все остальные боевые
потери вместе взятые! Причем высокая
доля "пропавших без вести самолетов" обнаруживается не
только среди бомбардировщиков, но и среди
штурмовиков ( 31,7% от общих боевых потерь)
и истребителей (40,3% от общих боевых потерь),
которые действовали непосредственно
над линией фронта или даже над собственной
территорией (истребители ПВО)
4. Стоит обратить внимание
на неуклонный рост числа потерь от зенитного
огня. Причем, начиная с 1943 г. наблюдается
рост не только относительных (что понятно
- немецких истребителей над Восточным
фронтом становилось все меньше и меньше
), но и абсолютных потерь от зенитного
огня : 2234 в 43 г., 2810 в 44 г. и 1748 за первые
четыре месяца 45 г.
Поскольку конструктивная живучесть самолетов
советских ВВС к 1945 г. как минимум не уменьшилась
(в ряде случаев - увеличилась за счет усиления
бронирования, протектирования бензобаков,
внедрения систем наддува баков инертным
газом и пр.) данный феномен может быть
объяснен как повышением эффективности
немецкой зенитной артиллерии, так и более
активным участием советской авиации
в непосредственной огневой поддержке
наземных войск на поле боя.
Список источников информации:
Материал
из Википедии – свободной
Материал из Энциклопедии «Авиация» изд. 1994 год.
История Гражданской авиации СССР изд. 1983 год.
Материал и3 "Советская авиация в Великой Отечественной войне в цифрах"