Беларусь в Великой Отечественной войне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:59, реферат

Описание

С первых дней Великой Отечественной войны стало ясно, что она будет затяжной, и боевые действия придется вести не только на фронтах, но и в тылу противника. Одной из важных задач, на решение которой направлялись усилия советских диверсантов и народных мстителей, было нарушение работы транспорта и уничтожение живой силы и техники германской армии в ходе перевозок.

Коммуникации противника с самого начала войны являлись главным объектом борьбы в тылу. Уже первые удары по немецкому транспорту со стороны небольших, не имевших боевого опыта партизанских отрядов и подпольных групп были весьма ощутимы. Недаром через месяц после начала вторжения — 25 июля 1941 года — командование вермахта в своем докладе Гитлеру отмечало, что действия партизан представляют серьезную опасность для армейских коммуникаций.

Работа состоит из  1 файл

печать2.docx

— 29.70 Кб (Скачать документ)

     Кнопка  неизвлекаемости не обеспечивала полной надёжности необезвреживаемости мины. Поэтому партизаны иногда удаляли  эту кнопку, и тогда в корпус мины можно было вложить дополнительную тротиловую шашку. Неизвлекаемость  мины в этом случае обеспечивали установкой под мину надёжной мины-ловушки МС-2.

     Партизанская  дорожная мина ПДМ-1 была разработана  Эповым Б.А. в 1942 г. Мина ПДМ-1 могла взрываться под вторым проходящим над ней  поездом и разрабатывалась как  мера противодействия немецкой тактике  пропуска контрольных дрезин (поездов) с балластом перед началом  движения по железной дороге. Мина состояла из деревянного корпуса с откидной крышкой. Внутреннее пространство разделено  металлической пластиной (панелью), на которой размещён ударный механизм, а с другой стороны заряд тротила  массой 800 г. Замедление срабатывания мины для взрыва под вторым поездом  обеспечивается ударным механизмом. При первом нажатии на нажимной колпачок начинается перерезание пластинки  металлоэлемента, при втором нажатии  на колпачок (если металлоэлемент перерезан) рамка с ударником доворачивается и накалывает запал мины, и мина взрывается.

     Главным недостаток мины ПДМ-1 — зависимость  перерезания пластинки металлоэлемента  от температуры. Так, при температуре +20°С время замедления составляет примерно 3-5 мин, а при температуре -40°С —  до 72 ч. По этой причине зимой металлоэлемент часто удаляли, но от этого мина теряла способность срабатывать от двухкратного нажатия, и работала как обычная  нажимная мина.

     Мины  серии МЗД, ПСМ и ПДМ-1 имели  малый заряд ВВ. По этой причине  они всегда усиливались дополнительным зарядом ВВ массой от 1-2 до нескольких десятков килограмм.

     Во  второй половине 1944 г. на вооружение партизан поступили специальные портативные  радиомины. Их разрабатывало ГСКБ-47 и другие военные конструкторские  бюро. К сожалению, по данным минами точных и достоверных данных нет, так как они являлись сверхсекретными  и к тому же применялись крайне редко! Состав радиомин был такой: прибор ТДФ, КТУ ФТД, КМВ-1, кварцы, кодовые  колодки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПЕРАЦИИ  ОСОБОГО РОДА

     Со  временем улучшение качества связи  партизан с тылом, повышение уровня их подготовки и появление новых  образцов минно-подрывной техники  позволило разрабатывать и проводить  массовые диверсии на железнодорожных  коммуникациях противника в момент важных событий на фронте.

     Такие операции стали проводиться уже  осенью 1942 г., в частности удары  партизан по определённым участкам железных дорог на Минском направлении (помощь Волховскому и Ленинградскому фронту) и Ржевском направлении (помощь Калининскому и Западному фронту). В декабре 1942 г. разрабатывается операция по срыву  перевозок противника на основных железнодорожных  коммуникациях западного направления. План предусматривал установку от 150 до 450 МЗД на следующих участках железных дорог Полоцк — Молодечно, Орша —  Минск — Барановичи, Могилёв —  Гомель, Минск — Осиповичи —  Бобруйск, Гомель — Пинск — Брест. К сожалению, данная операция не была проведена.

     Среди удачных примеров масштабных диверсий можно назвать операции по массовому  взрыву рельс «Рельсовая война» (август — сентябрь 1943 г.), «Концерт» (сентябрь — октябрь 1943 г.) и «Зимний концерт» (зима 1943/44 г.). Партизаны подрывали  рельсы специальными шашками массой 60 г марки «ПШ-2» (партизанская шашка 2-го образца). Данные шашки в полигонных условиях вырывали кусок рельса длиной 60-80 см, но в бою эти шашки себя показали неважно, и партизаны стали  подрывать рельсы шашками массой 200 г или 200-граммовыми шашками с  одной закруглённой гранью (для удобства крепления к рельсу).

     В результате единовременного массового  удара партизан пропускная способность  железных дорог была снижена на 30-40%. Однако у немцев было достаточное  количество рельсов, и они довольно быстро их заменяли. В дальнейшем же (чтобы не было задержек в движении) они стали применять накладные  мостики длиной 80 см и массой около 20 кг, укладываемые на выбитый кусок  рельса, по которым поезда могли  спокойно двигаться.

     Параллельно с «Рельсовой войной» проводилась  операция «Пустыня», целью которой  был вывод из строя основных и  вспомогательных путей водоснабжения  железнодорожных станций и узлов  семи железных дорог. Из-за совпадения по срокам проведения с «Рельсовой войной» операции «Пустыня» с  августа по 15 декабря 1943 г. была выполнена  всего на 18,5% (было разрушено 43 водокачки  из 232 запланированных). Кроме того, партизаны разрушили 6 напорных водопроводов, одну плотину, 6 водонапорных башен  и 4 гидравлических колонки. Сама по себе операция «Пустыня» особого успеха не имела, но явилась неплохим дополнением  к «Рельсовой войне».

     Партизаны проводили и специальные операции по закрытию движения через железнодорожные  узлы. Отличным примером такой операции служит удар по Ко-вельскому железнодорожному узлу, осуществлённый партизанами соединения А. Фёдорова.

     В этой операции железнодорожные участки  у Брестского и Ковельского узла были распределены между отрядами. Каждый отряд на своём участке  дороги установил 20-30 мин МЗД. После  их установки, партизаны стали минами мгновенного действия подрывать  вражеские эшелоны. В результате этой операции пропускная способность  участка Ковель — Сарны — Киев упала в 6 раз, Ковель — Ровно в 2,5 раза. 
 
 
 

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ  ЦИФРЫ

     Накопление  опыта диверсий на железнодорожных  коммуникациях противника позволило  партизанам наращивать частоту и  силу своих ударов, о чём свидетельствуют  следующие цифры: ленинградские  партизаны в 1942 г. произвели 297 крушений поездов; в 1943 г. — 466; партизаны Украины  в 1942 г. пустили под откос 233 эшелона  противника, а в 1943 году — 3666; белорусские  партизаны в первом полугодии 1942 г. ежемесячно в среднем осуществляли 20 крушений эшелонов противника, во втором полугодии — 150, в первом полугодии 1943 г. — 294, во втором полугодии — 744.

     Надо  отметить, что диверсионные группы при минировании железных дорог  и разгроме поездов, потерпевших  крушения, несли незначительные потери, не превышавшие, в среднем, 1-2 человека на 10 составов.

     По  примерным оценкам советские  партизаны за годы войны пустили  под откос порядка 18 тыс. эшелонов противника (в 1941-42 гг. около 3 тысяч, в 1943 г. — 9600 крушений, в 1944 г. около 5400) и 58 бронепоездов. Взорвали и вывели из строя 10 тыс. паровозов, 110 тыс. вагонов, платформ и цистерн, 12 тыс. мостов на железных, шоссейных  и грунтовых дорогах. В результате операций «Рельсовая война» и «Концерт»  было разрушено 363 тыс. рельсов, что  составляет 2270 км одноколейного железнодорожного пути. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1 Беларусь  у Вялікай Айчыннай вайне, 1941–1945: Энцыклапедыя. Мн, 1990.

2 Великая Отечественная  война 1941-1945: Энциклопедия. М., 1985.

3 Вялікая  Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай  вайны): Вучэб. дапам. / Пад рэд.  А.А. Кавалені, М.С. Сташкевіча. Мн., 2004.

4 История Второй мировой войны, 1939–1945.  М., 1973–1982.

5 Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны. М., 1986. 
 

Информация о работе Беларусь в Великой Отечественной войне