Гиппократ
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до
н.э.), греческий врач и педагог, чье
имя связывается в представлении
большинства людей со знаменитой
клятвой, которая символизирует
высокие этические нормы европейской
медицины. Гиппократ, которого называют
«отцом медицины», считается автором
обширного собрания греческих медицинских
сочинений. Сведения о его жизни
скудны и малодостоверны, самая ранняя
из сохранившихся биографий написана
Сораном Эфесским лишь пять веков
спустя. Невозможно оценить источники
Сорана, но многое в его повествовании
является несомненным вымыслом. Соран
датирует рождение Гиппократа 460 до н.э.
и относит период его активной
деятельности ко времени Пелопоннесской
войны (431–404 до н.э.); кроме того, он приводит
разные мнения относительно возраста,
до которого дожил Гиппократ. Все
авторы согласны в том, что Гиппократ
прожил очень долгую жизнь, не менее
90 лет. Эта хронология подтверждается
источником того времени: в Протагоре
Платона Гиппократ упомянут как
ныне живущий врач, обучающий медицине
за плату. Диалог написан в начале
4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается
в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа
«великим», поэтому не может быть
сомнения в том, что выдающийся врач,
носивший это имя, действительно
жил в конце 5 в. до н.э.
Хотя Гиппократ был
уроженцем острова Кос, он, судя
по всему, путешествовал и практиковал
в других частях греческого
мира. В античных источниках мы
встречаем утверждение, что Гиппократ
был вынужден покинуть Кос
из-за обвинения в поджоге,
но у нас нет никаких сведений
о том, что свою репутацию
он завоевал именно на Косе.
Местом действия большинства
случаев, описанных в тех двух
книгах трактата Эпидемии, которые
считаются принадлежащими самому
Гиппократу, являются Фасос, маленький
остров в северной части Эгейского
моря, и Абдера, ближайший к нему
город на материке; в тех же
книгах встречаются упоминания
о Кизике на южном берегу
Пропонтиды (совр. Мраморное море), о
Ларисе и Мелибее в Фессалии.
Традиционно считалось, что Гиппократ
умер в Ларисе.
Второе и последнее
дошедшее упоминание Гиппократа
современником мы находим также
у Платона, в Федре, где говорится,
что Гиппократ считал хорошую
теорию более важной для медицины,
чем чисто эмпирические наблюдения.
Эту точку зрения трудно согласовать
с некоторыми сохранившимися
сочинениями из Гиппократова
корпуса. Существует множество
более поздних упоминаний Гиппократа,
но они относятся уже не
к нему самому, а к обширному
корпусу сочинений, дошедших под
его именем.
Дошедший до нас
Гиппократов корпус («Гиппократов
сборник») содержит ок. 70 отдельных
сочинений, хотя ясно, что некоторые
из них – части некогда единых
трудов. Кроме того, здесь обнаруживается
определенное перекрытие одних
сочинений другими и повторы.
Собрание содержит как собственные
сочинения Гиппократа, так и творения
других авторов, написанные в
разное время. Высказывались предположения,
что корпус представляет собой
скорее остатки медицинской библиотеки,
чем работы авторов, принадлежавших
к одной школе. Некоторые из
сочинений свидетельствуют о
развитой научной мысли и мастерстве
клинических наблюдений и потому
считаются более «подлинными», чем
остальные. Но даже по этому
вопросу нет общепринятого мнения:
есть исследователи, которые вообще сомневаются
в существовании сочинений, принадлежащих
самому Гиппократу.
Судя по всему, корпус
был сформирован и приписывался
Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда
Эротиан, врач эпохи правления
Нерона, составил словарь гиппократовых
терминов. Сохранились комментарии
к важнейшим гиппократовым сочинениям,
написанные Галеном во 2 в. н.э.
Некоторые трактаты корпуса датируются
временем жизни Гиппократа, другие,
по-видимому, относятся к 3–4 вв.
до н.э.
Вероятно, к 5 в. до
н.э. относится трактат О древней
медицине, где обсуждается проблема
обучения искусству врачевания.
Его автор (возможно, не Гиппократ)
отвергает объяснение заболевания
взаимодействием натурфилософских
«основных качеств» (теплое, холодное,
влажное, сухое), указывает на
значение диеты и роль определенных
«соков» организма. Он подчеркивает,
что медицина имеет дело скорее
с относительными, чем с абсолютными
факторами: что полезно для
одного, может оказаться вредным
для другого, или то, что полезно
в одно время, может быть
вредным в другое.
Трактат О воздухах,
водах и местностях также относится
к 5 в. до н.э., это поистине
«золотая книга», занявшая прочное
место в истории науки. Автор
– опытный практик, на примерах,
аргументированно и доказательно
приступает он к рассмотрению
влияния на общее состояние
здоровья трех факторов окружающей
среды. Болезни или предрасположенность
к болезням могут быть вызваны
погодными условиями, например, очень
жарким летом или дождливой
зимой. Во-вторых, в качестве факторов,
влияющих на здоровье, рассматриваются
местные климатические условия
– преобладающее направление
ветров, ориентация города относительно
сторон света. В-третьих, на
качество воды здесь указывается
как на одну из непосредственных
причин ряда заболеваний; даются
советы, каким источникам отдавать
предпочтение. Вторая часть сочинения
посвящена разнообразному влиянию
климатических условий на формирование
национальных типов. При этом
автор выказывает глубокое знание
негреческих народов, особенно
кочевников-скифов, населявших южные
территории современных Украины
и России.
В сочинении, известном
под названием Эпидемии, дано
описание течения болезней. Только
1 и 3 книги считаются «подлинными»,
остальные пять, по-видимому, принадлежат
двум позднейшим подражателям
Гиппократа. Также и в Эпидемиях
мы видим не только беспристрастное
описание отдельных случаев, но
и общую статистику заболеваний
и попытку соотнести ее с
климатическими условиями. Указаний
о лечении здесь мало, но четко
прослеживается осознание того,
что анализ частных случаев
заболеваний может привести к
установлению общих закономерностей.
Подобного рода исследования
привели к развитию нового
направления медицинской науки,
а именно прогноза. Самое известное
из прогностических произведений
корпуса – Афоризмы. Начало первого
афоризма общеизвестно, хотя мало
кто знает его продолжение,
как и то, что он взят из Гиппократова
корпуса: «Жизнь коротка, искусство [т.е.
наука] огромно, случай скоропреходящ,
опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому
не только сам врач должен делать все,
что необходимо, но и больной, и окружающие,
и все внешние обстоятельства должны способствовать
врачу в его деятельности». Другое хорошо
известное изречение также впервые встречается
в Афоризмах: «В самых сильных болезнях
нужны и средства самые сильные, точно
применяемые». Но чаще всего здесь обобщаются
наблюдения чисто медицинского характера:
«Беспричинная усталость указывает на
болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем
количестве, это ведет к болезни, о чем
явно свидетельствует излечение»; «Лучше,
чтобы лихорадка наступала после конвульсий,
чем конвульсии – после лихорадки».
Вероятно, Афоризмы –
это не специальное сочинение,
а собрание ценных наблюдений
и советов из более ранних
сочинений. Здесь мы находим
не только краткие обобщения:
в некоторых афоризмах подробно
описано все течение болезни,
и изучающие медицину, несомненно,
находили их весьма полезными.
Учение о «критических
днях» появляется уже в Афоризмах,
а затем многократно встречается
по всему корпусу. Благодаря
клиническим наблюдениям обнаружилось,
что при некоторых заболеваниях
обострения происходят через
приблизительно одинаковые промежутки
времени после начала болезни.
Особенно хорошо это прослеживалось
в возвратных лихорадках при
малярии. Принципу критических
дней, которые определяют течение
болезни в сторону улучшения
или ухудшения, была дана обобщенная
формулировка; особенно важным считался
период в семь дней.
Сочинения Гиппократова
корпуса придают огромное значение
соблюдению правильного режима (греч.
«диета»), под которым понимается
не только диета в современном
смысле, но и весь образ жизни
больного. Трактат О режиме –
самое раннее сочинение по
профилактической медицине, он посвящен
не только восстановлению здоровья
в случае заболевания, но и
его сохранению с помощью правильного
режима. Знаменитый трактат О
режиме при острых болезнях, по-видимому,
создан в косской школе, так
как в нем критикуются воззрения
медицинской школы в близлежащем
греческом городе Книде. В косской
медицине делается упор на
индивидуальном подходе к больному
и приспособлении лечения к
его особенностям; специалисты книдской
школы предписывали определенное
лечение всякому больному.
Знания физиологии
в этот период находились в
зачаточном состоянии. Хотя о
существовании кровеносных сосудов
было хорошо известно, считалось,
что по ним движется не только
кровь, но и другие субстанции,
функции сердца и различие
между венами и артериями были
неизвестны. Слово «артерия» применялось,
но обозначало любые крупные
сосуды, а также, например, трахеи.
В частности, считалось, что
кровеносные сосуды переносят
воздух, жизненная функция которого
признавалась, ко всем частям
тела. Автор сочинения О священной
болезни (эпилепсии) использует
эту идею для того, чтобы объяснить
начало эпилептического припадка
как результат закупоривания
кровеносных сосудов флегмой.
Он пишет: «Тот воздух, который
идет в легкие и кровеносные
сосуды, заполняя полости тела
и мозг, и тем самым доставляет
разумение и приводит конечности
в движение». Хотя это представление и
кажется примитивным, в нем трудно не увидеть
предвосхищения современных знаний о
процессе насыщения крови кислородом
и его связи с сознанием и мышечной деятельностью.
Труднее всего было объяснить, как усваивается
организмом пища, превращаясь в ткани,
кровь, кость и т.п. Самым распространенным
было следующее объяснение: пища, например
хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички
всех тканей организма, они отделяются
друг от друга, а потом тело их соответствующим
образом накапливает.
Каких бы взглядов
ни придерживались сами практикующие
последователи Гиппократа, общественное
мнение отрицательно относилось
к вскрытию трупов. Поэтому анатомия
была известна главным образом
благодаря изучению ран и травм.
В корпусе имеется ряд работ
по хирургии, в основном посвященных
ранам различных видов. Два
сочинения, О переломах и О
суставах, возможно, являются частями
одного большого труда, полный
текст которого утрачен. Раздел
О суставах, посвященный вправлению
вывихов, где подробно описывается
знаменитая «скамья Гиппократа»,
вполне возможно, восходит непосредственно
к истокам греческой медицины.
Самый знаменитый хирургический
трактат О ранах головы известен
точным описанием черепных швов
и поразительной рекомендацией
производить трепанацию черепа (вскрытие
и удаление части кости черепа)
во всех случаях контузии или
трещины. С тех самых пор,
как этот совет был дан автором
трактата, он неизменно приводит
хирургов в недоумение, но тон,
которым высказана рекомендация,
настолько тверд и определенен,
что не оставляет сомнений: автор
использовал эту операцию в
своей практике.
Гинекология и акушерство
также не обойдены молчанием
в корпусе, они рассматриваются
в ряде сочинений, например
в трактатах О женских болезнях,
О болезнях девушек, О семимесячном
плоде, О восьмимесячном плоде.
Эти трактаты демонстрируют обширные
знания; но, как обычно, практика
опережала теорию, и описания
процессов размножения наивны
и ошибочны. Безапелляционное заявление,
что семя собирается из всех
частей тела, аналогично учению
о росте тканей организма за
счет отделения от пищи мельчайших
однородных им частиц. Никакая
другая теория на тот момент
не была в состоянии объяснить
возникновение организма. Даже
автор трактата О воздухах, водах
и местностях разделяет эти
взгляды, доказывая их наследованием
некоторых качеств, например серых
глаз. Более того, он расширяет
приложимость этого принципа
и считает, что могут наследоваться
и приобретенные качества, ссылаясь
на варварские племена, в которых
существовал обычай удлинять
череп новорожденных. Автор предполагает,
что вследствие этого приобретается
наследственная предрасположенность
к удлиненной форме головы. Среди
сочинений по акушерству есть
трактат О рассечении плода
в матке, по которому виден
уровень профессионального мастерства
врачей гиппократовой школы.
Соотношение медицины
и религии, нашедшее отражение
в Гиппократовом корпусе, –
интересная и сложная проблема.
Люди всегда были склонны связывать
болезни, а тем более эпидемии
с немилостью богов. В Илиаде
эпидемия, которая поражает греческую
армию под Троей, приписывается
гневу Аполлона: если бога умилостивить,
она прекратится. Авторы Гиппократова
корпуса критикуют представления
о божественном происхождении
болезней, полагая, что любое природное
явление имеет естественную причину.
Особый страх в те времена
вызывала эпилепсия, которую называли
«священной болезнью». В корпусе есть
сочинение с таким названием, оно начинается
с полемического выпада против знахарей
и врачей-шарлатанов, которые, окутывая
этот недуг религиозной тайной, претендуют
на его излечение с помощью песнопений
и очистительных церемоний. Автор трактата
пишет: «Мне кажется, что это заболевание
ничуть не более священно, чем все прочие,
но имеет ту же природу, что и другие заболевания,
и потому-то и возникает». Критика автора
направлена не против религиозных верований
как таковых, но против «магов, очистителей,
шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются
имеющими благочестия более всех других
и больше всех других смыслящими».