Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:21, реферат
Принятие христианства древней Русью в X веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Известно, что до принятия христианства на Руси, где господствовало язычество, связанное с поклонением множеству богов и природных стихий, существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с идеей милосердия.
Введение;
Социальное служение;
Заключение;
Список использованной литературы.
Российский Государственный Социальный Институт
Филиал в
г.Каменске-Шахтинском.
Реферат
По дисциплине: «История социальной работы».
На тему:Благотворительная
деятельность первых христианских монастырей.
Выполнила:
Андреева Кристина
Специальность:
«Социальная работа»
Курс: 2.
2010-2011
Содержание:
Введение:
Некоторые законы Византийской империи
и свидетельства историков позволяют
говорить о том, что в христианском государстве,
каковым являлась Византия, милосердие
считалось особой добродетелью. Оно понималось
как готовность подать милостыню убогому,
впавшему в несчастье, и как сострадание
к увечному. "Если кто попросит тебя
дать ему милостыню, подай ее с готовностью
и не медля... если это был незнакомец, считай,
что это был Христос, и благодари", –
наставляет сына византийский христианский
мыслитель Кекавмен. Особой добродетелью
считалось ухаживать за престарелыми
и больными, в том числе и за теми, кто страдал
проказой или эпилепсией. При целом ряде
константинопольских монастырей существовали
странноприимные дома и больницы.
Принятие христианства древней Русью
в X веке, несомненно, означало шаг вперед
в нравственном развитии древнерусского
общества. Известно, что до принятия христианства
на Руси, где господствовало язычество,
связанное с поклонением множеству богов
и природных стихий, существовали некоторые
нравы и обычаи, несовместимые с идеей
милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала
смертная казнь, и существовало гуманное
отношение к рабам, все же были человеческие
жертвоприношения, жены сжигались вместе
с умершими мужьями, а мать имела право
умертвить новорожденную дочь, если семейство
было многочисленным.
Социальное
служение.
Русский народ с самых древнейших времен воспринял христианское учение о милосердии как о всеобъемлющей любви к ближнему, как традицию, унаследованную от Церкви Константинопольской и Царствующего Града. Так, обращаясь к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: "просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свободу". В этом святитель Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа Спасителя, какое осуществил в своей государственной деятельности святой равноапостольный великий князь Владимир.
"И не могу сказать о всей его милости, – продолжает митрополит Илларион. – Не только в дому своем милостыню творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил – всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя".
Таким образом, благотворительная деятельность князя Владимира предстает, согласно свидетельству митрополита Иллариона как образец воплощения христианского идеала милосердия.
Надо сказать, что идея милосердия получила в древней Руси широкое распространение. Церковь с самых первых дней своего существования категорически запретила принесение человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или рабынь после смерти их мужей и господ.
Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "человеколюбие на деле значило нищелюбие". В то время преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский благотворитель, "Христолюбец", помышлял лишь о собственном духовном совершенствовании. По утверждению В. О. Ключевского, "нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия".
В 996 году князем Владимиром учреждаются "богадельни, гостиницы, дома странноприимства, а лекари и все люди увечные... были подсудны одним Епископам". Причем на их содержание была определена "десятина" (от продажи хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.).
Находясь под влиянием евангельского учения о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи – к убогим, нищим, сиротам. Вопреки сложившимся в дохристианскую эпоху обычаям и правилам, князь позволял "всякому нищему и убогому" являться на княжий двор, получать еду, а для больных, которые не могли приходить сами, отправлял повозки, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом .
Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, при котором было открыто первое в Новгороде училище для бедных юношей. Но более других "нищелюбием" прославился Владимир Мономах, завещавший своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите".
Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело "общественного призрения" находилось исключительно в руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" считались "церковными людьми". В другом же документе – "Правиле о церковных людях" (XIII в.) – перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств: "...нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях поможенье, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы".
Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что "Церковь на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства сострадания и милосердия".
Русская Православная Церковь, структурное формирование которой завершилось в эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала и свой благотворительный центр, который размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для бедных странников.
По утверждению историков Церкви, преподобный Феодосии, показавший пример "заступничества и благотворения" по отношению к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую неделю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и добивался перед князем их освобождения.
В XII веке был основан больничный Троицкий
мужской монастырь Николой Святошей, где
имелась больница на 32 кровати с аптекою.
Так складывался милосердно-благотворительный
институт Русской Православной Церкви,
имевший в лице монахов своих социальных
работников, свои больницы, аптеки, а также
обладавший финансовыми средствами из
"десятины".
Заключение:
Таким образом основной объем благотворительной
деятельности в этот период выполняли
различные церковные учреждения: соборы,
монастыри, церкви. При этих учреждениях
оседало большое количество нищих, и для
содержания последних собирались специальные
пошлины. При каждом монастыре существовали
дома для приема странников и паломников.
Во время постов при монастырях и церквах
для нищих устраивались обеды. При архиерейских
домах учреждались больницы для лечения
странников и богадельни для призрения
подкидышей и сирот. Особое внимание уделялось
призрению душевнобольных. Люди, потерявшие
здравый рассудок - "опростелые умом"
- считались блаженными и находились под
особой опекой церкви. Основные средства
на благотворительную деятельность церковь
получала в виде особой платы - десятины,
которая была определена в церковном уставе
996 г. на содержание церквей, монастырей,
больниц, богаделен и на прием неимущих
странников.
Список
использованной литературы.
Информация о работе Благотворительная деятельность первых христианских монастырей