Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:24, доклад
В 18 в. масштабы российской благотворительности значительно возросли. В 1775 г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860 — 1870 гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных
Благотворительность и меценатство в России
Под словом «
Основой благотворительности в допетровскую
эпоху были православные храмы и монастыри.
При последних устраивались богадельни
для бедных и престарелых, а в неурожайные
годы из монастырских запасов раздавались
съестные припасы голодающим, устраивались
общие трапезы для нищих.
В 18 в. масштабы российской благотворительности
значительно возросли. В 1775 г. в составе
новых губернских учреждений появился
особый приказ общественного призрения.
На него возлагалась забота об образовании,
лечении, устройстве народных школ, сиротских
домов, приютов и богаделен для престарелых,
работных и смирительных домов. Через
65 лет в стране таких учреждений было уже
около 800. В 1860 — 1870 гг. забота об общественном
призрении передавалась земствам и городам.
В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены
участковые попечительства о бедных.
Москва занимала особое место в истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова).
Широкий размах в России
имела церковная
Российская
государственная и частная
Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н. э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, стало нарицательным и вошло в языки многих народов мира. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. «Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, — нужны не только художники, но и меценаты». Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни.
Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико-охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. И. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев.
Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительской деятельности. Так, на средства Марии Федо-ровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра.
Мотивы меценатской деятельностиъ
При объяснении побудительных
причин меценатства исследователи
разделяются, как правило, на два
лагеря. Марксисты, рыночники и другие
специалисты материалистических убеждений
объясняли действия меценатов стремлением
получать социальные и налоговые
льготы, чтобы улучшить тем самым
свое материальное положение. Напротив,
ученые, ориентированные на поиск
духовных корней социальной активности
хозяйствующих субъектов, склонны
были указывать на религиозные, национально-патриотические,
культурно-эстетические пружины меценат-ства.
Кто же прав в этом споре?
По нашему мнению, в большинстве случаев
действовали как эгоистические, так и
альтруистические мотивы одновременно.
Однако значение их было в каждом отдельном
случае далеко не равнозначным. История
русского меценатства показывает, что
для тех или иных групп меценатов тот или
иной стимул являлся преобладающим: он
определял социальный облик данной группы
меценатов и благотворителей. С этой точки
зрения можно говорить о трех важнейших
стимулах и соответственно трех группах
русских меценатов конца XIX - начала XX вв.
Первый из них руководствовался, по всей
видимости, религиозными побуждениями.
Нормы православной нравственности, ставившей
во главу угла христианскую благотворительность,
помощь всем нуждающимся, преобладали
в среде русского предпринимательства
и купечества. Даже те богачи, которые
не были глубоко верующими, вынуждены
были отчислять значительные суммы на
призрение бедных и помощь культуре из
опасения быть отлученными от Церкви по
обвинению в стяжательстве и других пороках.
Отметим особо, что многие русские предприниматели-благотворители
происходили из старообрядческих семей,
где детей воспитывали по древнему уставу
благочиния - в строгости и послушании,
в духе аскетизма и добролюбия. Старую
веру исповедовали и члены семьи Рябушинских
- крупного клана купцов конца XIX - начала
XХ вв. Сам факт принадлежности к православным
и старообрядческим семьям не обязательно
означал глубокую набожность тех или иных
меценатов. Однако даже и в этом случае
семейные традиции доброхотства сыграли,
на наш взгляд, решающую роль в их меценатской
деятельности.
Вторым важнейшим побудительным фактором, деятельности меценатов был, бесспорно, их патриотизм, "русскость". Так, Л. Третьяков, по словам И. Репина, "вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг"
Наконец, третья группа русских меценатов действовала, по-видимому, из желания получить социальные льготы и привилегии - чины, звания, ордена, дворянство. Этот вопрос достаточно полно был рассмотрен А. Бохановым, который правильно указывал, что "благотворительность часто открывала единственную возможность предпринимателям получить чины, звания и прочие отличия, которых иным путем (в частности, своей профессиональной деятельностью) добиться было практически нельзя" . Чины и ордена были, конечно, не самоцелью, - они давали возможность повысить сословный статус.
Источники меценатских вложений
Экономический анализ меценатской
деятельности предполагает тщательный
анализ источников благотворительных
вложений. Деньги из воздуха не берутся,
они, как правило, изымаются из торговой
и промышленной сфер и переводятся
в отрасли культуры и искусства.
Проследить эти финансовые потоки довольно
сложно, поскольку в условиях частной
собственности на средства производства
владельцы капитала, меценаты неохотно
делятся с общественностью
Так, родоначальником
династии Бахрушиных был
Отец К. Т. Солдатенкова торговал хлопчатобумажной пряжей и ситцами. После его смерти сын продолжил его дело, расширил его и стал пайщиком ряда крупных фирм, в том числе Никольской мануфактуры.
Отец Г. Г. Солодовникова вел мануфактурную торговлю на Украине еще в начале XIX в. Сам Гаврила Гаврилович был хозяином магазина "Пассаж Солодовникова" на Кузнецком мосту в Москве, банкиром, крупным землевладельцем.
Семья Третьяковых
издавна торговала льняным
Меценаты-коллекционеры: братья Третьяковы и их галерея
Информация о работе Благотворительность и меценатство в России