Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:27, контрольная работа
После второй мировой войны коренным образом изменились международная обстановка и соотношение сил на международной арене. Фашистский агрессор был разгромлен. Основную тяжесть в борьбе с фашизмом внесли народы Советского Союза. Победа СССР и союзников положила начало глубоким изменениям в мировой политике, экономике, идеологии, в сознании миллионов людей.
Окончание второй мировой войны. Выход СССР и БССР на международную арену……………………………………………………..3
Создание ООН – важнейшей организации в борьбе за мир. Участие СССР и БССР в создании ООН…………………………………………...5
Роль и значение ООН в борьбе СССР за мир и безопасность...………...8
Вклад БССР в борьбу за мир и безопасность народов…………………11
Развитие зарубежных связей БССР. Участие БССР в международных организациях……………………………………………………………...16
Борьба Республики Беларусь за мир на современном этапе…………..18
Список использованной литературы…………………………………………….22
Тема:
«Борьба СССР за мир. Образование
международных организаций-
ПЛАН:
Список использованной литературы…………………………………………….22
После второй мировой войны коренным образом изменились международная обстановка и соотношение сил на международной арене. Фашистский агрессор был разгромлен. Основную тяжесть в борьбе с фашизмом внесли народы Советского Союза. Победа СССР и союзников положила начало глубоким изменениям в мировой политике, экономике, идеологии, в сознании миллионов людей.
Было покончено с международной изоляцией СССР. Государства народной демократии, которые возникли в ряде стран Восточной, Центральной и Южной Европы, стали на путь союза и дружбы с СССР. Происходило крушение колониальной системы. В Азии, Африке, Латинской Америке усилилась борьба народов против колониализма, за независимость. В результате многие бывшие колонии обрели свободу и стали на путь демократического развития [3; с. 543].
Все это, вместе взятое, потребовало от руководства СССР пересмотреть роль в международной деятельности союзных республик, обеспечить им выход на международную арену. В феврале 1944 года Верховный Совет СССР принял Закон о предоставлении союзным республикам некоторых полномочий в области внешних отношений. В соответствии-с ним сессия Верховного Совета БССР закрепила в Конституции право вступать в непосредственные международные отношения с зарубежными странами, заключать соглашения, обмениваться представительствами. В 1946 году в республике было создано Министерство иностранных дел. Однако БССР не являлась самостоятельным правосубъектом международных отношений. Ее роль и место на международной арене определялись политикой КПСС и Советского государства. БССР могла лишь участвовать во всестороннем сотрудничестве СССР с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами, не делая при этом самостоятельных шагов [3; с. 543].
Страны Восточной Европы стали переходить на путь сотрудничества и дружбы с СССР. Уже в ходе войны СССР заключил договоры о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве с Польшей, Чехословакией и Югославией, а в 1948 г.— с Румынией, Венгрией и Болгарией. 7 ноября 1949 г. на территории Восточной Германии была провозглашена Германская Демократическая Республика. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
Происшедшие изменения в Европе имели важное значение для Белорусской ССР. В лице стран Восточной Европы она обрела дружественных соседей, получила хорошую возможность для установления с ними на постоянной основе прочных экономических и культурных связей [1; с. 247-248].
Успехи, достигнутые в предвоенные годы в экономическом и культурном развитии, героизм и мужество белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, неизмеримые жертвы, положенные им на алтарь победы над фашизмом, обусловили повышение авторитета Беларуси и международной арене. В феврале 1944г. были расширены права союзных республик в области внешней политики. За Беларусью, как и за другим республиками, законодательно закреплялось право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами. Однако фактически в 1945-1990 гг. Беларусь действовала русле внешней политики СССР. Все важнейшие вопросы отношений с зарубежными странами или международными организациями решались Москве [5; с. 599].
Повышение роли БССР на международной арене в послевоенные годы выразилось прежде всего в ее активном участии в послевоенном устройстве мира, создании и деятельности новой международной организации — ООН и ее главных органов. Уже в ходе обсуждения вопроса о послевоенном устройстве мира и создании ООН правительство СССР предложило признать, наряду с СССР, равноправными ее членами все советские республики. Однако согласие с США и Англией было достигнуто только в отношении Белорусской и Украинской советских республик. Этим признавался их большой вклад в разгром фашизма и понесенные ими в ходе войны колоссальные людские жертвы и материальные потери.
27 апреля 1945 г международная конференция в Сан-Франциско, созванная для учреждения ООН, приняла решение о включении БССР и УССР в число стран - основателей этой организации. Так БССР впервые в истории стала членом самой престижной организации, созданной в целях поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между народами осуществления международного содружества в разрешении международных проблем экономического, социального культурного и гуманитарного характера [1; с. 248-249].
Созданию Организации Объединенных Наций предшествовали: Вашингтонская декларация 26 государств 1942 года; Московская декларация министров иностранных дел СССР, США, Великобритания и Китая 1943 года; Тегеранская декларация глав правительств трех держав — СССР, США и Великобритании 1943 года; постановления Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года.
Подписание 1 января 1942 г. Вашингтонской декларации (известной как Декларация Объединенных Наций) явилось важным шагом на пути оформления антигитлеровской коалиции и способствовало сплочению сил государств и народов, боровшихся против блока агрессин. В Московской декларации от 30 октября 1943 г. говорилось о необходимости учреждения всеобщей международной организация для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств.
В подписанной 1 декабря 1943 г. в Тегеране Декларации трех держав о совместных действиях в войне против Германии и о послевоенном сотрудничестве руководители союзных держав, рассмотрев, в частности, вопрос о создании международной организации по сохранению мира и безопасности, выразили уверенность в том, что существующее между ними согласие обеспечит прочный мир, и заявили о своей готовности к сотрудничеству и высокой ответственности всех Объединенных Наций за осуществление мира, который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.
На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важнейших мест. В опубликованном 13 февраля 1945 г. совместном коммюнике главы трех держав установили, что 25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско будет созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условлено, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договорились о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.
Предварительный проект Устава ООН был разработан на Конференции представителей СССР, США, Великобритании и Китая, которая состоялась в августе — октябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США).
Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации и вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписывающих Устав ООН. Этот день был объявлен днем Организации Объединенных Наций [4; с. 11-12].
Таким образом, в 1945 году по инициативе СССР и ведущих стран — участниц антигитлеровской коалиции была основана Организация Объединенных Наций (ООН). В числе ее основателей и учредителей были СССР, БССР и УССР.
В рамках ООН БССР вместе с другими социалистическими странами внесла существенный вклад в решение многих международных проблем, в первую очередь — в укрепление мира и международной безопасности [3; с. 544].
Международно-политический статус Беларуси значительно возрос в связи с тем, что в 1945 г. она вместе с рядом стран выступила в качестве государства - учредителя Организации Объединенных Наций, призванной бороться за укрепление всеобщего мира и международной безопасности, налаживание сотрудничества и дружественных отношений между народами. Беларусь вышла на международную арену в качестве субъекта международного права, самостоятельного члена международных отношений. 30 августа 1945 г. Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал Устав ООН. Делегации БССР с первых дней деятельности ООН принимали активное участие в работе сессий ее Генеральной Ассамблеи, последовательно защищали принципы устава этой международной организации. В результате значительно вырос международный авторитет Беларуси, расширились ее политические и культурные связи. В 1946 г. делегация Беларуси участвовала в работе Парижской мирной конференции. В феврале 1947 г. БССР подписала мирный договор с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Финляндией. Правительство республики заключило соглашение с Администрацией помощи и восстановления Объединенных Наций, которая была создана международным сообществом для оказания помощи наиболее потерпевшим в войне странам. В соответствии с ним; Беларусь получила до конца 1947 г. оборудования и товаров на 61 млн. долларов, в том числе для восстановления промышленности и сельского хозяйства - на 23,5 млн. долларов.
B 1946 г. по инициативе БССР I сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию о выдаче и наказании военных преступников. Позже при активном участии республики была принята Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и участникам злодеяний против человечества, согласованы принципы международного сотрудничества применительно к их поиску, аресту, выдаче и наказанию. Делегации Беларуси участвовали в подготовке и подписании конвенций об улучшении судьбы жертв войны и об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Всего с 1944 г. по 1955 г. БССР подписала более 30 международных договоров, соглашений и конвенций по политическим, правовым и другим вопросам. По инициативе СССР, Украины и Беларуси Генеральная Ассамблея ООН неоднократно рассматривала проблемы осуждения подготовки войны рядом западных стран, запрещения атомного оружия, заключения пятью великими державами пакта об укреплении мира и др. Однако западные страны отклоняли эти предложения [5; с. 600].
Особую тревогу в послевоенный период представляло ядерное оружие, производство которого в мире наращивалось. Усиливалась гонка химического, бактериологического и других видов вооружений. Поэтому одним из ведущих направлений деятельности БССР в ООН была линия на ограничение гонки вооружений, разоружение, на укрепление мира, расширение взаимовыгодного сотрудничества.
Участие БССР в ООН открывало перспективу развития многосторонних связей с зарубежными странами. Белоруссия стала вскоре членом ряда международных специализированных организаций, действующих в рамках ООН: Международного союза электросвязи и Всемирного почтового союза (с 1947 года), Всемирной метеорологической организации (с 1948 года), Всемирной организации охраны здоровья (с 1948 года), Международной организации труда (с 1954 года), Организации ООН по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, с 1954 года) и других [3; с. 544].
Огромное значение в борьбе за упрочение завоеванного мира и урегулирование международных проблем Советское правительство придавало Организации Объединенных наций, в создании которой оно приняло активное участие. СССР был инициатором рассмотрения в ООН многих важных вопросов, направленных на поддержание мира.
Одной из первых проблем, вставшей перед ООН, было положение в Индонезии, где голландские и английские войска пытались с помощью оружия ликвидировать молодое независимое государство и вновь превратить его в колонию. Инициаторы рассмотрения этого вопроса на первой сессии ООН в 1946 г. — делегация Украинской ССР, а также делегации СССР, Белоруссии, Чехословакии, Польши — требовали немедленного вывода из Индонезии иностранных войск. Из-за сопротивления колониальных держав индонезийский вопрос не был решен на первой сессии и обсуждался в течение трех лет на последующих сессиях ООН. В результате всеобщего восстания индонезийского народа, твердой позиции поддержки Индонезии, занятой Советским Союзом и другими социалистическими странами, Голландия и Англия вынуждены были в конце 1949 г. прекратить агрессию, признать независимость и суверенитет Индонезии.
Советский Союз последовательно боролся в ООН за вывод английских и французских войск из Сирии и Ливана. Западные державы упорно сопротивлялись справедливому решению этого вопроса. Но сам факт его обсуждения, мобилизация мирового общественного мнения против политики колониальных государств: сыграли большую роль в укреплении независимости арабских народов. Английские и французские войска были выведены из Сирии и Ливана в декабре 1946 г.
Информация о работе Борьба СССР за мир. Образование международных организаций-борцов за мир