Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:26, реферат
Целью данной контрольной работы является изучение Боярской Думы и Земского Собора как основных институтов сословно – представительной монархии.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- описать роли Земского Собора и Боярской Думы в управлении государством;
- дать характеристику Соборному Уложению 1649 г. и утверждению крепостного права.
Введение 3
1. Боярская Дума и Земские соборы – их роль в управлении государством 5
2. Соборное Уложение 1649 г., утверждение крепостного права 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Тема 8. Боярская Дума и Земской собор – основные институты сословно – представительной монархии (XVI – XVII в.в.)
Содержание
Введение
1. Боярская Дума и Земские соборы – их роль в управлении государством 5
2.
Соборное Уложение 1649 г., утверждение
крепостного права
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Развитие России неотделимо связано с возрастающей властью князей, царей, императоров российских. В основном все реформы в России направлены были на поддержание и усиление вертикали центральной власти. В XVI - нач. XVIII вв. совершилась эволюция российской государственности от сословно-представительной монархии к абсолютизму.
Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается прежде всего на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Боярская Дума представляла и выражала
интересы крупных землевладельцев.
Боярская Дума при Иване III и Василии
III выполняла две функции. Во-первых,
она обеспечивала поддержку власти
единого монарха-государя всея Руси.
Во вторых, она способствовала преодолению
элементов и тенденций
В наиболее законченном виде сословно-представительная
монархия складывается в России в
середине XVI в., когда наряду с Боярской
Думой в системе
Появление Земских соборов в системе политической власти не было явлением случайным или временным. Они стали велением времени наряду с реформами середины XVI в., которые энергично проводила Ближняя Дума или «Избранная Рада» при непосредственном участии Ивана IV.
Целью данной контрольной работы является изучение Боярской Думы и Земского Собора как основных институтов сословно – представительной монархии.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- описать роли Земского Собора и Боярской Думы в управлении государством;
- дать характеристику Соборному Уложению 1649 г. и утверждению крепостного права.
1. Боярская Дума и Земские соборы – их роль в управлении государством
В осуществлении своей власти великие
князья, а затем цари опирались
на крупных феодалов - бояр, владельцев
крупнейших вотчин, способных выставлять
в случае войны собственные вооружённые
силы. Выражением их политической самостоятельности
в централизованном государстве
являлся, прежде всего, феодальный иммунитет
(право осуществлять в своих владениях
некоторые государственные
Великий князь московский и цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе («Боярская дума - литературное наименование органа, который в русском государстве назывался просто «дума» или «бояре»).
В своём большом исследовании «Боярская дума Древней Руси» (1882 г.) В.О. Ключевский показал эволюцию этого высшего государственного органа - от княжеского совета к Боярской думе периода самодержавия, связав его историю с экономическим могуществом боярства.
В состав Боярской думы, кроме бояр московского князя, входили бывшие удельные князья и их бояре. С первой половины 16 века в составе Боярской думы появились и менее знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого дворянства - думные дворяне («дети дворянские, которые в думе живут») и верхов служилой бюрократии - думные дьяки. Первоначально в Думе было четыре думных дьяка - по посольским, разрядным, поместным делам и делам Казанского приказа. Думные дьяки вели делопроизводство Боярской думы.
Поскольку князь (царь) разделял власть
с крупнейшими феодалами
Боярская дума была законодательным органом. Вместе с великим князем, а затем царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. В большинстве законов 16 века есть такая формулировка: «уложил царь со своими бояры».
Будучи высшим органом управления страной, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам. Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярской думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя (царя) и Боярской думы.
Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.
Укрепляя свою власть, великие князья и цари 16 века стремились ослабить роль и значение боярской аристократии. Уже с середины 16 века из Боярской думы выделилась так называемая «комната», «ближняя дума» - более узкий состав верных царю людей, с которыми он решал важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушёнными этой «ближней думой», царь выступал на заседаниях Боярской думы.
В 1547-1560 годах, в правление Ивана Грозного, действовал неофициальный совет в составе поместного дворянина царского «ложничего» А. Адашева, священника Благовещенского собора А. Сильвестра, князя Д. Курлятева, князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой «Избранной рады», как впоследствии называл её Курбский, Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления.
Деятельность опричнины в оба её периода(1565-1572, 1573-1584 года) была направлена на преодоление пережитков феодальной раздробленности, подрыв экономической и политической мощи боярской аристократии. Место истреблённых представителей наиболее строптивых феодальных фамилий в Боярской думе заняли родственники царя, менее знатные представители феодального класса: окольничие, думные дворяне, думные дьяки.
После смерти Ивана Грозного значение
Боярской думы опять возросло. Заметную
роль играет Боярская дума в отдельные
периоды иностранной
Несмотря на возросшее к началу 17 века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти. Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничьих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов.
Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.
Характерной особенностью 17 века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.
На заседаниях Боярской думы утверждались решения приказов (статейные списки). Дума была высшей служебной инстанцией государства.
Боярская дума просуществовала весь 17 век, хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало.
С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и прежде всего поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.
В оценке значения земских соборов
в дореволюционной
Появление земских соборов означало
установление в России сословно-представительной
монархии, характерной для большинства
западноевропейских государств. Спецификой
сословно-представительных органов
в России было то, что роль «третьего
сословия» (городских буржуазных элементов)
в них была гораздо слабее и
в отличие от некоторых аналогичных
западноевропейских органов (парламент
в Англии, «генеральные штаты» во Франции,
кортесы в Испании) земские соборы
не ограничивали, а укрепляли власть
монарха. Представляя более широкие,
чем Боярская дума, слои господствующих
верхов, земские соборы в своих
решениях поддерживали московских царей.
В противоположность
Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.
Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Б.А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.
После собора 1549 года, как видно из речи Грозного на Стоглавом соборе, началось устроение «по всем землям ... государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введение земского самоуправления. Эти мероприятия Грозный противопоставляет тем «земским нестроениям», которые охватили страну после смерти его отца Василия 3, когда были «предния законы порушены». Земский собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола (того, что «учинено по своим волям»), положил начало и земской реформе, отражённой в статьях 68-70, 72, 73 Судебника 1550 года.
В 1551 году состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений - «Соборное уложение», или Стоглав. По этому названию и сам собор стал именоваться Стоглавым.
Стоглавый собор действовал несколько месяцев, в то время как собор 1549 года заседал два дня, а соборные совещания 1566 года продолжались пять дней.
Собор 1551 года выступает как «совет» церковной и царской властей. Этот «совет» зиждился на общности интересов, направленных к защите феодального строя.
Особенность земского собора 1565 года заключается в том, что он собрался не по инициативе царя, а по инициативе сословий, в отсутствии царя, уехавшего в Александровскую слободу. Отъезд Грозного из столицы вызвал активизацию действий сословных групп, причем, отнюдь не стихийного характера, а в организованных формах собора. Этот собор, рождённый к жизни необходимостью решить основной государственный вопрос - о главе государства, нельзя назвать иначе чем «земским» (он рассматривал «великое земское дело»).
После волнений чёрных людей 1547 года был созван земский собор, который должен был обеспечить феодальный правопорядок. В 1565 году задачей собора было парализовать возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила, ранее не входившая в состав земского собора - купцы и посадские верхи.