Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:58, реферат
Задача данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения унии, задачи, которые ставились ей, ее содержание и влияние на ход истории.
Введение
Стремление к унии
Подписание унии
Содержание церковной унии
Ликвидация униатской церкви
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«УО»
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра
экономической истории
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История Беларуси
на тему: «Брестская
церковная уния 1596г.:
цели, содержание, выводы».
Студентка
ФМЭО, 1-й курс,
ДАЭ-1
Проверил
Минск 2009
Введение 2
Стремление к унии 4
Подписание унии 7
Содержание церковной унии 9
Ликвидация униатской церкви 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Земли белорусского народа исторически находились на пересечении двух цивилизаций: славяно-православной и западной, то есть, по сути, являлась линией разлома цивилизаций. Поскольку самым серьезным конфликтом для мирового сообщества является конфликт между народами разных цивилизаций, история белорусских земель содержит множество особенностей в своем историческом развитии.
Одним из таких конфликтов, разумеется, стала религия.
Одной
из особенностей религиозного развития
было влияние католического и
православного христианства. Их соперничество
привело к необходимости
Брестская церковная уния явилась неоднозначным событием в истории нашей страны, поэтому ее сложно рассматривать в отдельности, так как она тесно связана с социальным, культурным и политическим положением в стране.
Церковной
унии посвящено множество
Задача данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения унии, задачи, которые ставились ей, ее содержание и влияние на ход истории.
Для написания работы использовались следующие источники: «История белорусского народа» Пичета В.И., «История государства и права Беларуси» Довнар Т.И., «Гісторыя беларусі ў кантэксце еўрапейскіх цывілізацый” под редакцией У.Р. Казлякова, «Уния в документах» под редакцией В.А. Теплова и «Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси 1772-1860 гг.» Е.Н. Филатова, - поскольку они рассматривают церковную унию с позиции различных стран и по-разному оценивают ее значение.
Уния Литвы с Польшей при Ягайло привела к распространению католицизма в Литовско-Русском государстве. Католическая церковь, благодаря покровительству со стороны великокняжеской власти, заняла привилегированное положение. Впрочем, в Белоруссии до половины XIV столетия католицизм почти не имел распространения. В Могилеве, в Мстиславле, Орше до конца XVI столетия не было костелов. В Полоцке в XVI веке католицизм пустил некоторые корни среди городского населения, но среди дворянства он имел весьма слабое распространение.
О приверженстве русского населения к православию писал известный иезуит Антоний Поссевин. Католическая церковь, являясь отражением панской политики, прекрасно понимала невозможность обращения всех русский в католицизм, пропагандировала мысль об унии с католической церковью как промежуточном состоянии при переходе в католицизм.
Когда митрополит Исидор, принявший унию на Флорентийском соборе, возвращался через Литву в Москву, литовско-русское и польское правительство встретили его с почетом и объявили о формальном признании унии [1, с. 57]. Однако преемник Исидора Григорий не собирался принимать унию. После смерти Григория одни из западнорусских митрополитов склонялись к унии, а другие оставались верными православию.
С появлением иезуитов в Польше пропаганда унии пошла значительно быстрей. Она придерживалась правительства в лице Стефана Батория и Сигизмунда III. Высшая церковная иерархия также стала постепенно склоняться в сторону унии. Высшее духовенство было недовольно своим положением и в воссоединении с католической церковью видело выход для улучшения своего положения.
Церковные иерархи, будучи крупными землевладельцами, в нравственно-религиозном отношении оставляли желать многого. Епископы ссорились друг с другом, делали набеги на чужие земли, грабили и убивали [1, с.57].На епископских кафедрах появлялись лица женатые и двоеженцы.
Само низшее духовенство было молообразовано, зависело от своих патронов и не могло оказывать влияния на свою паству. Этим воспользовались иезуиты, указывающие на падение православной церкви и проводившие мысль, что только уния с католической церковью может спасти православную церковь от окончательного падения.
Наконец, высшее духовенство, не будучи уравнено в политических правах с католическим духовенством, в заключении унии видело средство изменения своего политического положения. Кроме того церковные иерархи были очень недовольны зависимостью от братств, постоянно контролировавших и жизнь, и деятельность высшего духовенства, мешая епископам жить так, как им хотелось.
Недовольные всем этим епископы во главе с львовским епископом Гедеоном Балабаном в 1591 году обратились к королю с просьбой о заключении унии [1, с.58].
Правящая верхушка государства, поддерживаемая католическим духовенством Польши, совместно с католическим и православным духовенством Великого Княжества Литовского подготовила проект церковной унии об объединении греко-православной и римско-католической церквей, подчиняя новую униатскую церковь власти римской курии и непосредственно Папе Римскому.
Созданные же в XIV в. в Беларуси и Литве католические бискупства не являлись самостоятельной церковной провинцией с подчинением непосредственно Риму, а входили в состав польской Гнезненской церковной провинции и подчинялась польскому духовенству. Православный белорусский епископат входил в состав Киевской митрополии[2, с.84].
Таким образом: идея заключения церковной унии была призвана содействовать консолидации общества. С одной стороны, избавить государство от зависимости от церковных властей соседних государств, с другой – разработать свою общую для всего государства религию и, как следствие, помочь сохранить культуру, язык и т.д.
Проект унии, состоящий из 33 статей, в которых предусматривалось, что в создаваемой униатской церкви будут сохранены обряды службы греко- православной церкви, униатское духовенство будет пользоваться такими же правами, как и католическое, униатские попы смогут иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, как ксендзы, был отправлен в римскую курию. Одновременно в Рим были делегированы сторонники унии[2, с.84].
В декабре 1595 года идею создания униатской церкви благословил Папа Римский Климент VII, и в январе 1596 года он подписал проект создание церковной унии.
Митрополит
Киевский с согласия короля Речи Посполитой
объявил о созыве 6 октября 1596г. В
Бресте церковного собора для окончательного
утверждения положений
На
собор кроме католического и
православного духовенства
8
октября 1596 года униатский собор
торжественно объявил
Второй собор – собор противников унии, отказался от заключения унии. Из числа высшего духовенства православной церкви на нем участвовали два православных епископа (Перемышльский и Львовский), а также присутствовали киевский воевода князь Константин Острожский и представители патриархов Константинопольского и Московского[2, с.85].
Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов.
Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Король РП и великий князь Жигимонт III Ваза поддержал сторонников унии. Большинство белорусской и украинской шляхты идею создания униатской церкви поддержало.
Таким образом: уния имела не только религиозное, но и государственно-правовое значение. Однако вместо консолидации общества и мира между конфессиями она лишь обострила борьбу между ними. Против многих положений унии выступили высшие чины католической церкви Польши. Создавались преграды для занятия униатами высших государственных должностей в Речи Посполитой[2, с.85].Активизировалась деятельность и влияние на православное население со стороны Московского патриархата. Унию не поддержала значительная часть горожан великого княжества.
Но постепенно униатство находило все больше сторонников и в XVIII в. на белорусских землях оно стало массовым религиозным течением(70-75% крестьян являлись униатами [2, с.86]).
Сущность условий церковной унии, принятой на соборе, сводилась к следующему:
Западнорусские владыки признают необходимость единства Церкви, особенно теперь, когда вследствие ее разделения умножились ереси и беспорядки.
Разуверившись в том, что об унии позаботятся подвластные туркам Восточные патриархи, они (т.е. русские владыки) берут почин на себя и признают главенство папы. При этом некоторые католические догматы принимаются целиком, другие в несколько смягченном в сторону Православия виде (догмат о происхождении Св. Духа).
Православные обряды и церковный строй сохраняются неприкосновенными. Запрещается обращение униатских монастырей в католические.
Разрешается устройство русских школ и типографий под надзором епископов. Допускаются смешанные браки.
Епископские
кафедры замещаются королем из числа
кандидатов, избранных духовенством;
митрополита посвящают
Униатские иерархи пользуются всеми привилегиями католического духовенства, а именно: участвуют в сенате и сейме и освобождаются от всяких податей, а миряне-униаты могут занимать всякие должности.
Все монастыри находятся в ведении епископов. В отношения епископов к священникам не в праве вмешиваться ни светские власти, ни миряне.
Братства, если примут унию, могут существовать под условием послушания митрополиту и епископам. Привилегии, дарованные им патриархами, уничтожаются.
Всякая зависимость от греческих иерархов отвергается, и сами они не допускаются в пределы Речи Посполитой, так как могут помешать унии и стать причиной междоусобиц. Их проклятиям по поводу унии, их грамотам не придавать никакого значения. Лиц, которые будут получать от них посвящения, не признавать и не пропускать через границы государства.
Правительство
обязано принять меры к тому, чтобы
то духовенство, которое не примет унии,
не могло исполнять своих
Информация о работе Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы