Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 18:58, реферат

Описание

Задача данной работы – рассмотреть предпосылки возникновения унии, задачи, которые ставились ей, ее содержание и влияние на ход истории.

Содержание

Введение
Стремление к унии
Подписание унии
Содержание церковной унии
Ликвидация униатской церкви
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Брестская церковная уния 1596г..docx

— 34.08 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра экономической истории 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы». 
 
 

Студентка

ФМЭО, 1-й курс, ДАЭ-1                                                          А.А. Мирошниченко 

Проверил                                                                                    Ф.В. Горбачев 
 
 

Минск 2009

Содержание

 

Введение 2

Стремление  к унии 4

Подписание  унии 7

Содержание  церковной унии 9

Ликвидация  униатской церкви 11

Заключение 13

Список  использованной литературы 14

 

Введение

 

      Земли белорусского народа исторически находились на пересечении двух цивилизаций: славяно-православной и западной, то есть, по сути, являлась линией разлома цивилизаций. Поскольку самым серьезным конфликтом для мирового сообщества является конфликт между народами разных цивилизаций, история белорусских земель содержит множество особенностей в своем историческом развитии.

      Одним из таких конфликтов, разумеется, стала  религия.

      Одной из особенностей религиозного развития было влияние католического и  православного христианства. Их соперничество  привело к необходимости консолидации полностью разобщенного на этой почве  государства. Таким образом, была образована униатская церковь - специфика религиозно-церковной  и общественно-политической жизни  белорусского народа.

      Брестская церковная уния явилась неоднозначным  событием в истории нашей страны, поэтому ее сложно рассматривать  в отдельности, так как она  тесно связана с социальным, культурным и политическим положением в стране.

      Церковной унии посвящено множество литературы, и исследований историков разных стран. Она по-разному толкуется  и ей дается неоднозначная оценка.

      Задача  данной работы – рассмотреть предпосылки  возникновения унии, задачи, которые  ставились ей, ее содержание и влияние  на ход истории.

      Для написания работы использовались следующие источники: «История белорусского народа» Пичета В.И., «История государства и права Беларуси» Довнар Т.И., «Гісторыя беларусі ў кантэксце еўрапейскіх цывілізацый” под редакцией У.Р. Казлякова, «Уния в документах» под редакцией В.А. Теплова и «Конфессиональная политика царского правительства в Беларуси 1772-1860 гг.» Е.Н. Филатова, - поскольку они рассматривают церковную унию с позиции различных стран и по-разному оценивают ее значение.

 

Стремление  к унии

 

      Уния  Литвы с Польшей при Ягайло привела к распространению католицизма в Литовско-Русском государстве. Католическая церковь, благодаря покровительству со стороны великокняжеской власти, заняла привилегированное положение. Впрочем, в Белоруссии до половины XIV столетия католицизм почти не имел распространения. В Могилеве, в Мстиславле, Орше до конца XVI столетия не было костелов. В Полоцке в XVI веке католицизм пустил некоторые корни среди городского населения, но среди дворянства он имел весьма слабое распространение.

      О приверженстве русского населения  к православию писал известный  иезуит Антоний Поссевин. Католическая церковь, являясь отражением панской  политики, прекрасно понимала невозможность обращения всех русский в католицизм, пропагандировала мысль об унии с католической церковью как промежуточном состоянии при переходе в католицизм.

      Когда митрополит Исидор, принявший унию на Флорентийском соборе, возвращался  через Литву в Москву, литовско-русское и польское правительство встретили его с почетом и объявили о формальном признании унии [1, с. 57]. Однако преемник Исидора Григорий не собирался принимать унию. После смерти Григория одни из западнорусских митрополитов склонялись к унии, а другие оставались верными православию.

      С появлением иезуитов в Польше пропаганда унии пошла значительно быстрей. Она придерживалась правительства  в лице Стефана Батория и Сигизмунда III. Высшая церковная иерархия также стала постепенно склоняться в сторону унии. Высшее духовенство было недовольно своим положением и в воссоединении с католической церковью видело выход для улучшения своего положения.

        Церковные иерархи, будучи крупными землевладельцами, в нравственно-религиозном отношении оставляли желать многого. Епископы ссорились друг с другом, делали набеги на чужие земли, грабили и убивали [1, с.57].На епископских кафедрах появлялись лица женатые и двоеженцы.

      Само  низшее духовенство было молообразовано, зависело от своих патронов и не могло оказывать влияния на свою паству. Этим воспользовались иезуиты, указывающие на падение православной церкви и проводившие мысль, что  только уния с католической церковью может спасти православную церковь  от окончательного падения.

      Наконец, высшее духовенство, не будучи уравнено в политических правах с католическим духовенством, в заключении унии видело средство изменения своего политического  положения. Кроме того церковные  иерархи были очень недовольны зависимостью от братств, постоянно контролировавших и жизнь, и деятельность высшего духовенства, мешая епископам жить так, как им хотелось.

      Недовольные всем этим епископы во главе с львовским  епископом Гедеоном Балабаном в 1591 году обратились к королю с просьбой о заключении унии [1, с.58].

      Правящая  верхушка государства, поддерживаемая католическим духовенством Польши, совместно  с католическим и православным духовенством Великого Княжества Литовского подготовила проект церковной унии об объединении греко-православной и римско-католической церквей, подчиняя новую униатскую церковь власти римской курии и непосредственно Папе Римскому.

      Созданные же в XIV в. в Беларуси и Литве католические бискупства не являлись самостоятельной церковной провинцией с подчинением непосредственно Риму, а входили в состав польской Гнезненской церковной провинции и подчинялась польскому духовенству. Православный белорусский епископат входил в состав Киевской митрополии[2, с.84].

      Таким образом: идея заключения церковной унии была призвана содействовать консолидации общества. С одной стороны, избавить государство от зависимости от церковных властей соседних государств, с другой – разработать свою общую для всего государства религию и, как следствие, помочь сохранить культуру, язык и т.д.

        

 

Подписание  унии

 

      Проект  унии, состоящий из 33 статей, в которых предусматривалось, что в создаваемой униатской церкви будут сохранены обряды службы греко- православной церкви, униатское духовенство будет пользоваться такими же правами, как и католическое, униатские попы смогут иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, как ксендзы, был отправлен в римскую курию. Одновременно в Рим были делегированы сторонники унии[2, с.84].

      В  декабре 1595 года идею создания униатской  церкви благословил Папа Римский  Климент VII, и в январе 1596 года он подписал проект создание церковной унии.

      Митрополит  Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596г. В  Бресте церковного собора для окончательного утверждения положений церковной  унии[3, с.74].

      На  собор кроме католического и  православного духовенства собрались  и некоторые представители воеводств, поветов и городов. Однако многие магнаты ВКЛ уклонились от участия  в соборе. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников  и противников унии, которые не могли прийти к каким-либо совместным решениям и создали два собора[2, с.85].

      8 октября 1596 года униатский собор  торжественно объявил Брестскую  церковную унию и создание  новой униатской церкви.

      Второй  собор – собор противников  унии, отказался от заключения унии. Из числа высшего духовенства  православной церкви на нем участвовали  два православных епископа (Перемышльский  и Львовский), а также присутствовали киевский воевода князь Константин Острожский и представители патриархов Константинопольского и Московского[2, с.85].

      Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов.

      Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Король РП и великий  князь Жигимонт III Ваза поддержал сторонников унии. Большинство белорусской и украинской шляхты идею создания униатской церкви поддержало.

      Таким образом: уния имела не только религиозное, но и государственно-правовое значение. Однако вместо консолидации общества и мира между конфессиями она  лишь обострила борьбу между ними. Против многих положений унии выступили  высшие чины католической церкви Польши. Создавались преграды для занятия  униатами высших государственных должностей в Речи Посполитой[2, с.85].Активизировалась деятельность и влияние на православное население со стороны Московского патриархата. Унию не поддержала значительная часть горожан великого княжества.

      Но  постепенно униатство находило все  больше сторонников и в XVIII в. на белорусских землях оно стало массовым религиозным течением(70-75% крестьян являлись униатами [2, с.86]).

 

Содержание  церковной унии

 

      Сущность  условий церковной унии, принятой на соборе, сводилась к следующему:

      Западнорусские  владыки признают необходимость  единства Церкви, особенно теперь, когда  вследствие ее разделения умножились ереси и беспорядки.

      Разуверившись в том, что об унии позаботятся  подвластные туркам Восточные патриархи, они (т.е. русские владыки) берут почин  на себя и признают главенство папы. При этом некоторые католические догматы принимаются целиком, другие в несколько смягченном в сторону Православия виде (догмат о происхождении  Св. Духа).

      Православные  обряды и церковный строй сохраняются  неприкосновенными. Запрещается обращение униатских монастырей в католические.

      Разрешается устройство русских школ и типографий под надзором епископов. Допускаются смешанные браки.

      Епископские кафедры замещаются королем из числа  кандидатов, избранных духовенством; митрополита посвящают епископы, а от папы он получает утверждение.

      Униатские иерархи пользуются всеми привилегиями католического духовенства, а именно: участвуют в сенате и сейме  и освобождаются от всяких податей, а миряне-униаты могут занимать всякие должности.

      Все монастыри находятся в ведении  епископов. В отношения епископов к священникам не в праве вмешиваться ни светские власти, ни миряне.

      Братства, если примут унию, могут существовать под условием послушания митрополиту и епископам. Привилегии, дарованные им патриархами, уничтожаются.

      Всякая  зависимость от греческих иерархов отвергается, и сами они не допускаются в пределы Речи Посполитой, так как могут помешать унии и стать причиной междоусобиц. Их проклятиям по поводу унии, их грамотам не придавать никакого значения. Лиц, которые будут получать от них посвящения, не признавать и не пропускать через границы государства.

      Правительство обязано принять меры к тому, чтобы  то духовенство, которое не примет унии, не могло исполнять своих обязанностей, и чтобы был проведен протест  народа против соединения церквей[4, с.39] 

Информация о работе Брестская церковная уния 1596г.: цели, содержание, выводы