Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:05, реферат
В ходе русско-японской войны (1904 - 1905) Россия потеряла почти весь броненосный флот на Тихом океане и на Балтике. В составе Балтийского флота остались лишь устаревший броненосец Император Александр II, эскадренный броненосец Цесаревич, только что вступивший в строй броненосец Слава, не успевший войти в состав 2-й Тихоокеанской эскадры погибшей в Цусимском сражении, и старый броненосец Петр Великий, переоборудованный в учебный корабль.
В ходе русско-японской войны (1904 - 1905) Россия потеряла почти весь броненосный флот на Тихом океане и на Балтике. В составе Балтийского флота остались лишь устаревший броненосец Император Александр II, эскадренный броненосец Цесаревич, только что вступивший в строй броненосец Слава, не успевший войти в состав 2-й Тихоокеанской эскадры погибшей в Цусимском сражении, и старый броненосец Петр Великий, переоборудованный в учебный корабль.
Присравнении
русских и японских боевых
кораблей участвовавших в
Прежде
всего, несовершенство
Серьезные недостатки были присущи и материальной части корабельной артиллерии даже новейших броненосцев. Артиллерия обладала сравнительно малой скорострельностью из-за большого времени открывания и закрывания замков орудий и малой скорости подачи боезапаса. Углы возвышения орудий были недостаточны для новых боевых дистанций. Не было на кораблях и современных прицельных приспособлений. Новые дальномеры, установленные на броненосцах, дальномерщики не успели полностью освоить к началу сражения.
В ходе Цусимского сражения выявились недостатки в защите корпуса, которые прежде всего сказались на живучести боевых рубок. Их выход из строя парализовал управление не только отдельных броненосцев, но и эскадры в целом. Боевая рубка флагманского броненосца Князь Суворов фактически перестала существовать как орган управления после первого попадания. Приборы управления кораблем и артиллерией вышли из строя. То же самое случилось и с боевой рубкой броненосца Бородино. В боевой рубке броненосца Орел после попадания трех 152-мм и двух 203-мм снарядов уцелел только штурвал рулевого управления. Наиболее неудачным элементом в конструкции рубки оказалась крыша. Она имела грибовидную форму и была приподнята над броневым цилиндром, образовывая 305-мм зазор, через который осколки снарядов беспрепятственно проникали внутрь, поражая людей и органы управления кораблем. Бронирование основания боевой рубки заканчивалось на уровне верхней палубы. Ходы сообщения из боевой рубки в центральный пост не бронировались. Броня башен 305-мм орудий успешно выдерживала попадания любых японских снарядов, но часто выходили из строя электроприводы башенных механизмов. Менее надежными оказались башни 152-мм орудий. Из-за неправильной системы креплений броневые плиты отставали от рубашек. Броневой пояс, броня палубы и казематов выдерживали разрывы 305-мм фугасных снарядов. Однако от сотрясения нарушались крепления броневых плит. Они отставали от рубашки, вдавливались в борт, поворачивались, срывались с мест. Именно срыв броневых плит в носовой части верхнего броневого пояса при повторных попаданиях снарядов в одно и то же место способствовал гибели броненосца Ослябя. На большинстве новых броненосцев корпуса ниже ватерлинии, сохранились неповрежденными. Поэтому даже с совершенно разбитым небронированным бортом корабли могли оставаться на плаву, если бы они были в состоянии поддерживать вертикальное положение. Однако на броненосцах отсутствовал пост и оборудование для централизованной борьбы за живучесть корабля. Серьезным недостатком новых броненосцев было низкое расположение казематов противоминной артиллерии. В 1903 году на ходовых испытаниях броненосец Император Александр III на 17-узловом ходу при повороте зачерпнул воду через открытые орудийные порты, расположенные на высоте 2,75 метра от грузовой ватерлинии. Только быстрая перекладка руля и стопорение машин спасли броненосец от опрокидывания. Большую опасность для новых броненосцев представляли пожары, при постройке применялось значительное количество горючих материалов.
Рассмотренные недостатки броненосцев типа Бородино в той или иной степени были присущи всем броненосцам того времени, но усугублялись их перегрузкой. Именно перегрузка, повлиявшая на важнейшие тактико-технические характеристики, явилась той роковой причиной, которая в конечном итоге привела к гибели новейшие русские броненосцы.
Строительная
перегрузка была хронической
болезнью русских кораблей. Она
возникала вследствии
Все это
явилось причиной гибели
Какие
же выводы были сделаны на
основании анализа Цусимского
сражения? Прежде всего проектные
водоизмещение, осадка и
Опыт русско-японской войны изучали во всем мире. Морские державы срочно вносили коррективы в проекты строящихся кораблей, пытаясь устранить недостатки выявленные в ходе войны. В1905 году в Портсмуте был заложен линейный корабль Дредноут. Небывалые сроки строительства поразили весь мир. Через четыре месяца после закладки, корабль был спущен на воду. В октябре 1906 года он блестяще закончил ходовые испытания. Название английского линкора стало нарицательным. С этого момента линейный флот всех морских держав стал делиться на два подкласса кораблей - дредноуты и додредноуты. При этом боевая мощь флотов характеризавалась количеством дредноутов. Благодаря своей защите, силе артиллерийского огня, превосходству в скорости дредноуты преобрели преимущества в боевой устойчивости и выборе позиции боя. Старые броненосцы были бессильны в борьбе с ними. Однако факт постройки Дредноута имел и иное значение. Он поставил все страны в равные условия, так как ранее построенные линейные корабли потеряли свое значение. Теперь все морские державы могли одновременно стартовать в гонке морских вооружений. К тому времени достаточно четко определилась и разновидность класса линейных кораблей - линейные крейсера, пришедшие на смену броненосным крейсерам. Линейный крейсер окончательно оформился как быстроходный корабль с единым калибром главной артиллерии, повышенной скоростью и облегченным бронированием по сравнению с линкорами.
Боевые
действия на море выявили
Война
убедительно показала роль
Боевое
использование подводных лодок
в период русско-японской
Литература:
А.П.Шершов. "История военного кораблестроения." Военно-Морское издательство.1940
"История отечественного кораблестроения." Санкт-Петербург, Судостроение.1995