Буддизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:06, реферат

Описание

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Работа состоит из  1 файл

Буддизм.docx

— 20.24 Кб (Скачать документ)

Кубанский государственный  университет физической культуры, спорта

и туризма 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

Буддизм

 

 

 

 

 

 

 

Студент 2 курса

группа 10о2

Савьюк Владимир

 

 

 

 

Краснодар 2012

Буддизм

Буддизм является в настоящие время одной  из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно  регионы Центральной, Южной и  Юго-Восточной Азии. Однако сфера  влияния Буддизма выходит за пределы  указанного района земного шара: его  последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем  количестве. Велико число буддистов  и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым  религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм  и т.д.) имеют межнациональных  характер. Возникновение мировых  религий - результат длительного  развития политических, экономических  и культурных контактов между  различными странами и народами. Космополитический  характер Буддизма, Христианства и  Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному  шару. Мировым религиям в большей  или меньшей степени свойственна  вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет  в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи  многочисленным богам политеизма.

Каждая  из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в  условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством  объясняются многие их характерные  особенности. К ним мы и обратимся  в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буддизм, его происхождение  и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где  в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. Отправной  точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил  семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего  отшельничества он достигает пробуждения  и постигает правильный жизненный  путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром  учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара - круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем  достижения нирваны(“угасание”), состояния  отрешенности от жизни, высшее состояние  духа человека, освобожденного от желаний  и страданий. Постичь нирвану  может только праведник победивший желания.

Вероучение  и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в  частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и  ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны  и Махаяны. Всего существуют 31 сфера  бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей  возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку  входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь  полностью действует карма. Это  полностью телесная материальная сфера  бытия, лишь на высших своих уровнях  начинающая переходить в более возвышенные  стадии.

Уровни  с 12-го по 27-й относятся к более  высокой сфере созерцания - рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен  от формы и от телесного материального  начала.  

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так  называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как  скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и  познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились  тем образом, как они были соединены  в прежнем воплощении. Прекращение  круговорота перевоплощений, выход  из сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки  спасения в Буддизме. Душа, в буддистском  представлении, - индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в  процессе личных перерождений и стремящиеся  к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без  подавления желаний, что достигается  по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность  и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия - это сила, которая  определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу  выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в  просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства  людей в страдание и в праве  на спасение. Еще при жизни человек  мог добровольно встать на праведный  путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны  для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской  верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального  культа. Имеется ввиду такая форма  религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что  получило дальнейшее распространение  в таких направлениях буддизма, как  “чань” и “дзен”. Многие исследователи  считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и  это делает его в большей степени  этическим, философским учением, а  не религией. Большинство понятий  в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более  гибким и хорошо адаптируемым к местным  культам и верованиям, способным  к трансформации. Так последователи  Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами  распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две  ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и  Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое  считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное  различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна  полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно  отвергли мирскую жизнь. В Махаяна  важную роль культ бодистав - индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно  монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию  на него.

Ранний  Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом является: культ  Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением  и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного  рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком  рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в  стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался  с учетом местных условий. Одной  из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к  которым причисляются главным образом  высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при  этом существенно упростился процесс  общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с  молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный  барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм  не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял  рай. Если верующий будет выполнять  все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений  сансары его ждут успокоение и  блаженная жизнь в раю. Для  характеристики ламаистской картины  мира имеет известное значение верование  в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит  сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.

В многие годы своего существования Буддизм  распространился в азиатском  регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство  церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние  Буддизма, сохраняется множество  монахов: достаточно сказать, что в  Камбодже монахом является каждый двадцатый  мужчина. Буддийский монастыри выступают  в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения  и искусства.

В нашей  стране Буддизм представлен в  основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

Список литературы 

1. Кочетов  А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970. 

2. Научный  атеизм М.,Политиздат,1973.

 


Информация о работе Буддизм