Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:39, доклад
К середине XIX века кризис феодальных отношений стал очевиден. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем приравнивались к государственным или городским жителям. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.
Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.
Буржуазные реформы второй половины XIX века.
Вопрос 1. Отмена крепостного права.
К середине XIX века кризис феодальных отношений стал очевиден. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем приравнивались к государственным или городским жителям. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.
Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.
Активно развивалась капиталистическая промышленность – купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту.
Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.
В 30-50-е гг. XIX века в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности приводило к увеличению городского населения. Подавляющая часть населения страны ела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.
Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений.
Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война продемонстрировала отсталость страны, что, в конечном счете, привело к возникновению революционной ситуации в стране.
Стихийные массовые
выступления и восстания
Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Ему предшествовала длительная работа по выработке проектов.
В начале января 1857 года по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет не торопился приступать к выработке необходимого документа.
Члены Секретного комитета
пытались противодействовать предложениям
царя. Им было невыгодно терять свои
привилегии. Сам царь и его ближайшие
соратники видели, что в стране
назревает революционная
Царизм при выработке
проекта реформы не мог игнорировать
мнение большинства помещиков. Для
его выяснения царское
В январе 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, гос. имуществ и II Отделения Собственной канцелярии царя.
На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов.
Там шли ожесточенные споры между явными крепостниками и более либеральными помещиками. Началась более активная деятельность редакционных комиссий по изучению проектов губернских комитетов. Был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об отмене крепостного права и комплекс законов к нему.
Правила выкупа земли.
С момента обнародования документов по отмене крепостного права крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.
Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. В течение двух лет должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние. Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны определялись высшие и низшие пределы количества земли. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах.
Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян не обязательно.
В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Крестьяне получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Временнообязанные крестьяне получали землю не в собственность, а только в пользование. За пользование они должны были расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних их повинностей.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли.
Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
В 1863 и 1866 гг. реформа была распространена на удельных и гос. крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За гос. крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.
Реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьяне освободились от власти помещиков и вотчинной полиции. Их место в большой мере заняли сельские волостные органы самоуправления. Для выколачивания из крестьян выкупных платежей был использован старинный институт – сельская община с ее круговой порукой.
Органом сельского самоуправления был сельский сход.
Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел – один выборный от десяти дворов. Он принимал решения, которые касались всей волости.
На волостном сходе выбирали волостного старшину из кулаков. Волостной сход избирал волостной суд.
Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов.
В целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.
Вопрос 2. Земская и городская реформы.
Земская реформа.
Она была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года. По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным куриям. Прежде всего избирались уездные земские собрания.
К первой курии относились уездные помещики, владевшие землей от 200 до 800 десятин, крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 т. р. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию.
Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий, а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 т. р.
Избирательные права по первым двум куриям имело лишь незначительное меньшинство населения.
В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания.
Крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.
Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков. В исполнительных органах земских учреждений – губернских и уездных земских управах – тоже преобладали помещики.
Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хоз-ми и некоторыми культурными вопросами (состояние путей сообщения, строительство и материальное обеспечение школ, медицинское обслуживание).
Земства действовали под
строгим контролем губернатора
и местной полиции. Губернатор мог
приостановить любое
Земствам запрещалось
публиковать свои постановления
и отчеты без разрешения губернатора.
Правительство опасалось
Борьба земств за расширение своих прав, а царских властей против этого закончилась победой последних. В 1890 году была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне. Существенные изменения произошли в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные земские собрания. Далее все зависело от губернатора. Все же контрреформа 1890 года превратила земства в дворянские учреждения. Следует также отметить, что в земствах большую роль играли дворяне.
Городская реформа.
Развитие капиталистических отношений после отмены крепостного права обусловило проведение и городской реформы. Буржуазия вела борьбу за создание бессословных органов городского самоуправления. Царь 16 июня 1870 года утвердил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением на 4 года. Имущественный ценз имел для выборов решающее значение. Богатых такое правило вполне устраивало.
Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным – Городская управа, которую возглавлял городской глава, он же был председателем Городской думы. Гласных в думу могли избирать только плательщики городских налогов. Все избиратели делились на три курии в зависимости от имущественного положения. В первую входили наиболее крупные налогоплательщики, во вторую – средние, в третью – более мелкие собственники. Неимущие практически лишались избирательных прав.
Городское самоуправление находилось в еще большей зависимости от администрации, чем земства.
Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии в думах и управах. Министерство внутренних дел пришло к выводу, что представители крупной и средней буржуазии заставляли зависимых от них мелких собственников отдавать им свои голоса.
В 1892 году вступило в силу новое Положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права избирать в городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось. Господствующее положение заняли владельцы городской недвижимости. В результате увеличилась роль дворянства. Однако самодержавие не могло преодолеть оппозиционности городских дум. С увеличением в них роли дворянства там возрастала численность образованной дворянской интеллигенции, которая поддерживала буржуазию.
Информация о работе Буржуазные реформы второй половины XIX века