Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:32, реферат
Как сегодня складываются отношения Церкви с государством, может ли она влиять на власть, удается ли Церкви сохранять независимость и почему она никогда не превратится в оппозиционную силу? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» ответил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
Церковь отмечает, что человек, считающий себя верующим, должен исполнять христианские заповеди везде — на работе, в семье, в любом действии.
«Церковь — вне политики в том смысле, что мы не претендуем на обладание светской, мирской властью и не участвуем в партийной борьбе. Однако это не значит, что мы самоустраняемся от жизни общества, от проблем, волнующих людей. Господь послал нас в мир , чтобы мы были светом миру , являли добрый пример деятельной веры, твердой надежды и нелицемерной любви», — подчеркнул предстоятель Русской православной церкви.
Получилось так , что «политика ныне скомпрометирована политиканством». «Среди молодежи, да и не только, бытует представление о политической деятельности как о чем-то грязном, постыдном. Такой стереотип опасен: опасен тем, что преграждает вход в политику для тех, кто действительно желает народу блага, и способствует притоку разного рода проходимцев».
«Церковь открыта для людей с любыми политическими взглядами, кроме оправдывающих грех», — добавил он.
Еще древние мудрецы, напомнил патриарх, замечали, что «нет на свете общества без религии и без политики». «Благочестивое устремление человека к Небу отражается и на общении с себе подобными. В свою очередь, политические отношения, понимаемые как искусство совместного бытия, не могут не учитывать религиозные нормы», — констатировал Алексий Второй.
Процитировав библейские слова о том, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13. 1), патриарх заявил: «Чтобы исполнять свое предназначение, власть должна служить Богу и делать добро». «Власть государства призвана творить добро, защищать и поддерживать его, но сама доброта созревает в сердцах людей, и взращивать это сокровище стремится Церковь», — пояснил он.
По словам патриарха, «деятельность власти, лишенная духовного начала, подобна тщетным попыткам поддержания жизни в теле, оставленном душой», а «нарушая естественный баланс духовного и материального, общество приближается к гибели, уступая свое место другим народам».
Сегодня РПЦ развивает взаимодействие с различными государственными и политическими институтами для решения острейших проблем, затрагивающих все общество. Речь идет о борьбе с бедностью, «сиротством при живых родителях», сокращении 15-кратного разрыва в доходах беднейших и состоятельных слоев населения, помощи сиротам, инвалидам, пожилым людям, бездомным, заключенным, образовании и воспитании подрастающего поколения, противодействии «псевдорелигиозному экстремизму», развитии толерантности и укреплении нравственности.
---
Типология взаимоотношений государства
и церкви
Государство с точки зрения Церкви не
является изначально богоустановленным
феноменом, оно призвано охранять «погрязший
во грехе» мир от еще большего развращения
и греха. Принято выделять несколько моделей
взаимодействия церкви и государства.
В православной традиции наиболее известной
является концепция «симфонии Церкви
и Государства», когда в их отношениях
устанавливается обоюдное сотрудничество,
взаимная поддержка и взаимная ответственность,
без вторжения одной стороны в сферу исключительной
компетенции другой. Государство при симфонических
отношениях с Церковью ищет у нее духовной
поддержки, ищет молитвы за себя и благословения
на деятельность, направленную на достижение
целей, служащих благополучию граждан,
а Церковь получает от государства помощь
в создании условий, благоприятных для
проповеди и для духовного «окормления»
своих чад, являющихся одновременно гражданами
государства. Католицизм среди наиболее
приемлемых признает доктрину "двух
мечей", согласно которой обе власти,
церковная и государственная, одна непосредственно,
а другая опосредованно, восходят к Римскому
епископу. В странах, где победила Реформация,
а затем и в некоторых католических странах
в государственно-церковных взаимоотношениях
установился принцип территориализма,
суть которого заключается в полном государственном
суверенитете на соответствующей территории,
в том числе и над находящимися на ней
религиозными общинами. Девизом этой системы
взаимоотношений стали слова cujus est regio,
illius est religio (чья власть, того и религия).
В Соединенных Штатах Америки, которые
изначально представляли собой многоконфессиональное
государство, утвердился принцип радикального
отделения Церкви от государства, предполагающий
нейтральный по отношению ко всем конфессиям
характер властной системы.
Православная церковь и политическое
пространство России
На всем протяжении истории отношения
между Церковью и государством в России
выстраивались в рамках первой, «симфонической»
модели. То есть, проще говоря – церковь
не вмешивается в реальное управление
страной, а государство во внутренние
дела патриархата. Именно такое положение
дел сложилось в современной России. В
этой связи надо отметить, что ушедший
Патриарх Алексий II часто называл современные
церковно-государственные отношения «близкие
к идеальным». Однако, практическая реализация
данного принципа по-разному проявляется
в политической, социально-экономической
и культурной сферах.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. Согласно
«Основам концепции Русской Православной
Церкви» - официальной социально-политической
и социально-экономической программе
Церкви, принятой в 2000 г. прописано, что
церковь не должна брать на себя функции,
принадлежащие государству: противостояние
греху путем насилия, использование мирских
властных полномочий, принятие на себя
функций государственной власти, предполагающих
принуждение или ограничение. В то же время
Церковь может обращаться к государственной
власти с просьбой или призывом употребить
власть в тех или иных случаях, однако
право решения этого вопроса остается
за государством. Реализуя данное стремление,
церковь не участвует в политической борьбе,
не поддерживает каких-либо кандидатов
или политические партии, а священнослужителей
не благословляет выдвигаться в органы
власти. Такое решение было принято еще
на Архиерейских соборах в 1994 и 1997 гг. Однако,
как говорил Патриарх Алексий II, «…любой
гражданин, особенно православный, призван
осознавать ответственность за своих
ближних, за страну, за народ, за их настоящее
и будущее, поэтому каждый гражданин должен
участвовать в выборах, внося свой вклад
в созидание обновленной России». Православные
миряне могут создавать общественно-политические
организации и действовать при духовном
попечении Церкви.
ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО. В рамках правового
обеспечения сотрудничества Церкви и
государства в различных сферах были заключены
соглашения между Церковью и отдельными
государственными ведомствами. Подготовлены
совместные церковно-государственные
программы к 2000-летию Рождества Христова,
в которых приняли участие общественные
и научные силы. Сегодня все чаще звучит
мнение, что для постоянного и профессионального
взаимодействия Церкви с государственными
органами в правовой сфере необходимо
создать в епархиях специальные правовые
отделы. Целью такой работы может являться
рассмотрение принимаемых региональных
законов и других правовых актов, подготовка
рекомендаций по их развитию и совершенствованию,
особенно в сферах образования, культуры
и других, а также разработка региональных
программ сотрудничества Церкви и государства.
УКРЕПЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Интересным представляется сотрудничество
церкви и государства в сфере
укрепления общественной безопасности.
С начала 90-х годов XX века проводятся
конференции по обсуждению сотрудничества
Церкви и армии в современной
России. В ряде военных академий
начал читаться курс «Введение в
Православие», были восстановлены первые
храмы в воинских частях. Все это
стало основой к проведению конференции
в Генеральном штабе в 1994 году,
на которой был обсужден Договор
между Церковью и Министерством
обороны. По итогам этой конференции
в Московской патриархии был создан
Отдел по связям с вооруженными силами
и правоохранительными