Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа
ЧКаждая эпоха в мировой истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА
13
ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет истории и социологии
Кафедра всеобщей истории
Сушинская Вероника Валерьевна
Четвертый крестовый поход
Курсовая работа
студентки II курса заочной формы обучения
Минич Александр Петрович
Гродно 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. МИР НАКАНУНЕ ЧЕТВЕРТОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДА |
13 |
ГЛАВА 2. ПОХОД В ЕГИПЕТ (1202-1204), ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Каждая эпоха в мировой истории несет свое, ни с чем несравнимое, неповторимое очарование. Крестовые походы представляют собой одно из самых головокружительных и привлекательных авантюр мировой истории и средневековой истории в частности. История крестоносного движения -клубок противоречий. Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.
В исторической науке принято рассматривать Крестовые походы как войны, развязанные Западной Европой на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина, Северная Африка) против мусульман и для освобождения из-под их власти Гроба Господня, христианских святынь и Святой Земли ― Палестины. Также Крестовые походы можно рассматривать в контексте реформирования католицизма и попыток возвращения к евангельской чистоте веры.
Это движение было организовано
с благословения римско-
Термин „Крестовые походы„ появился в середине XV в., и стал общеупотребительным в XVII-XVIII вв. Сами участники Крестовых походов называли себя не крестоносцами, а пилигримами (паломниками), походы же свои - паломничествами, или „священной дорогой„.
Причины Крестовых походов очень сложны, многообразны и столь же противоречивы. Это целый комплекс религиозно-духовных, психологических, экономических, торговых, социальных, дипломатических, внешне- и внутриполитических, национальных моментов Европы XI-XIII вв.
По своему социальному составу Крестовые походы очень отличаются друг от друга. Первый крестовый поход можно назвать крестовым походом обедневшей части населения Западной Европы.
В следующих походах резко изменяется их социальный состав. Они все более и более становятся рыцарскими, и их возглавляют уже, как правило, короли и государи.
Раннефеодальные процессы, происходившие в Западной Европе, неизбежно вели к ее резкому обнищанию. Конец XI в. был временем волнений и голода. Это были годы страшной нищеты, эпидемий чумы, стихийных бедствий и т.п. Людей манило богатство Востока, о котором ходили сказочные легенды. Сама католическая церковь, наряду с религиозной идеей, внедряла в сознание пилигримов мысль о богатстве.
Политическая ситуация этого времени на Востоке немало способствовала реализации идеи Крестовых походов, созревшей и обоснованной на Западе.
Крестовые походы не достигли своих целей. Они привели к гибели миллионов человеческих жизней, к уничтожению культурных ценностей, была непоправимо подорвана мощь Византийской империи.
Следует отметить и ряд положительных моментов Крестовых походов. В какой-то мере стали более теплыми отношения Запада и Востока, что способствовало интенсификации торговли между ними. Крестоносцы принесли на Запад некоторые технологические новинки, заимствованные на Востоке. Восточная наука и культура становятся достоянием Европы.
Но все это не решило
проблем Запада и Востока. После
Крестовых походов усиливается
западно-восточная
Кое-кто из западных ученых считает его неким историческим недоразумением, своего рода парадоксом, и такое суждение имеет под собой определенные формальные основания. Вместо того чтобы добиваться отвоевания Иерусалима у „неверных„ , крестоносцы, двинувшиеся было против мусульманского Египта, захватили христианское государство — Византийскую империю, разорили дотла ее столицу, да этим и удовольствовались, словно проблемы освобождения Святой земли и не было.
Каким же образом случилось, что, отправившись, по выражению хронистов, „за море„ [9, с.183] под знаменами спасителей христианской веры от поругании „басурман„ [9, с.183], феодалы, собравшиеся из разных стран Запада (главным образом из Франции, Германии и Италии), завоевали и разграбили столицу единоверной Византии? Явился ли такой поворот следствием случайного, непредвиденного стечения роковых обстоятельств, не зависевших от первоначальных намерений крестоносцев? А может быть, превращение антиегипетского Крестового похода в завоевательное предприятие против Византии произошло в результате преднамеренных действий его участников? И если это предположение верно, то кто же тогда непосредственно виновники „уклонения крестоносцев с пути„ [9, с.183]? Не были ли повинны в том ловкие венецианские купцы, питавшие давнюю вражду к Византии? Или же, возможно, главная вина за „уклонение с пути„ лежит на самих руководителях похода, таких, например, как итальянский маркграф Бонифаций Монферратский? Наконец, нельзя ли допустить, что „странные„ судьба и завершение крестоносной экспедиции были обусловлены вмешательством еще каких-либо политических сил, которые действовали и из-за кулис, и изнутри и которые незаметно для самих рыцарей, а равно и для возглавлявших войско знатных сеньоров толкнули крестоносцев на константинопольскую авантюру? Вопрос о причинах, по которым Четвертый Крестовый поход неожиданно принял новое направление и закончился таким удивительным образом, является весьма запутанным
Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена тем, что Четвертый Крестовый поход и его отдельные эпизоды на сегодняшний день всё еще остаются предметом горячей и заинтересованной полемики историков.
Основной целью работы было изучение и раскрытие сути Четвёртого крестового похода.
На основании цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является история в Крестовых походов, предметом – Четвертый крестовый поход.
Фундамент научного анализа истории крестоносного движения был заложен историками Франции, Германии и Англии (вторая половина XIX века -1914 г.). С новой силой, с подключением уже и русских специалистов, исследование истории крестовых походов продолжилось после окончания Второй мировой войны.
Количество русских исторических исследований XIX - XX вв., рассматривающих различные аспекты, оказавшие влияние на течение и исход крестоносной экспедиции 1198 - 1204 гг., достаточно велико (более сотни), однако каких-либо обобщающих историографических работ на эту тему не было создано.
Еще в конце XIX в. появилась
статья П. Митрофанова ,,Изменение в
направлении Четвертого крестового
похода,,. Правда, посвящена она была
научным дискуссиям в кругу западноевропейских
историков. Второй попыткой обращения
к историографической проблематике
явился очерк, предпосланный изложению
событий 1198 - 1204 гг. в книге выдающегося
русского византиниста Ф. И. Успенского
,,История крестовых походов,,. Дальнейшее
развитие процесс изучения историографии
(зарубежной и отечественной) похода
1198 — 1204 гг. получил только с середины
1950-х гг. отношения историка к
крестовым походам как к
Отметим, что изучение истории
Четвёртого крестового похода в течение
долгого времени
Существует целый ряд
трудов по историографии истории
средних веков, прежде всего западноевропейского
средневековья, в которых сюжет
историографии крестовых
Большой блок исследовательских
работ посвящен жизни и деятельности
тех историков или групп
Историография Четвертого крестового похода - это многообразие точек зрения, сформулированных, главным образом, иностранными учеными (начиная с сер. XIX века) по дискуссионным вопросам, касающимся предпосылок, хода и исхода этого крестоносного начинания.
,,Теория
случайностей,, , основа которой была
заложена одним из важнейших
источников по истории похода
― ,,Завоеванием
До 1860-х годов такого рода
теоретические построения не подвергались
в исторической литературе основательной
и серьезной критике. В 1861 г. французский
историк Ж.-М. Ж.-Л Мас-Латри сформулировал
тезис о сговоре Венеции с
правителем мусульманского Египта с
целью увлечения крестоносцев в
сторону от первоначально намеченной
цели. В 1867 г. точка зрения Ж.-М. Ж.-Л. Мас-Латри
была поддержана и дополнена немецким
ученым К. Хопфом. Однако уже в 1870-е
годы „теория венецианской измены„
была подвергнута критике
„Теория германской интриги„ содержала отдельные верные доводы, но (как и предшествовавшие ей теории) упускала из виду многие важные факторы международных отношений, которые оказали влияние на судьбу похода. К тому же, она имела яркую антигерманскую направленность, что было вызвано всплеском национализма во французской и, с другой стороны, германской исторической литературе после франко-прусской войны 1870 - 1871 гг.
В последующие годы предпринимались
неоднократные попытки
Большинство историков солидарны
в том, что отправной точкой очередной
крестоносной экспедиции можно считать
призыв к крестовому походу римского
папы Иннокентия III 15 августа 1198 г..
Что касается итоговой даты, то современные
американские ученые Д. Квеллер и
Т. Мэдден связывают ее с коронацией
Бодуэна Фландрского и