Декабристы и Сибирь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:14, контрольная работа

Описание

Движение декабристов является важной вехой в политическом и общественном развитии как России в целом, так и отдельных ее регионов. Пребывание декабристов в Сибири делится на несколько этапов, главными из которых, на мой взгляд, являются пребывание в тюремном заключении, на каторге и на поселении. В 30-е гг. XIX в. начинается ослабление режима наказания декабристов и часть из них оказывается под полицейским и административным надзором в Западной Сибири.

Содержание

Введение 3
1 глава Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции 3
2 глава Декабристы в Тобольске 7
3 глава Значение деятельности декабристов в Сибири 7
Заключение 9
Список литературы 10

Работа состоит из  1 файл

декабристы и сибирь.docx

— 31.71 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

 

Введение 3

1 глава Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции 3

2 глава Декабристы в Тобольске 7

3 глава Значение деятельности декабристов в Сибири 7

Заключение 9

Список литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе. Кто были на площади 14 декабря? Одни дворяне. Сколько же их будет при первом новом возмущении? Не знаю, а кажется, много".

Дневник А.С. Пушкина, запись от 22 декабря 1834 года.

Движение декабристов  является важной вехой в политическом и общественном развитии как России в целом, так и отдельных ее регионов. Пребывание декабристов в  Сибири делится на несколько этапов, главными из которых, на мой взгляд, являются пребывание в тюремном заключении, на каторге и на поселении. В 30-е гг. XIX в. начинается ослабление режима наказания декабристов и часть из них оказывается под полицейским и административным надзором в Западной Сибири.

Находясь в сибирской  ссылке, декабристы внесли огромный вклад  в развитие этого региона. Цель реферата - анализ деятельности декабристов  в западной Сибири.

 

1глава. Просветительская деятельность декабристов в сибирской провинции

 

Велики заслуги декабристов  в области просвещения в Сибири. Будучи образованнейшими людьми своего времени, декабристы-изгнанники себя рассматривали  как просветителей и устроителей  жизни в этом крае, на своей новой  родине.

Просвещение в России, а  особенно в Сибирском регионе  и на окраинах, в первой половине XIX века развивалось крайне медленными темпами. В 1800 году в Сибири существовали 2 главных народных училища, 9 малых, а также школа татарского языка  при Тобольском главном народном училище. Согласно школьному уставу 1804 года в Сибири предполагалось открыть 3 гимназии и 32 уездных училища. Однако скудное финансирование замедлило реорганизацию гражданской школы в Сибири.

Следует отметить, что оживление  школьного дела в Сибири началось в связи с ревизией Сперанского  и реформой местного самоуправления. Если к 1815 году по всей Сибири было открыто  или реорганизовано из малых народных училищ только 7 уездных училищ (из 32 по уставу 1804 года), то с 1815 по 1825 годы их количество возросло до 19.

После подавления восстания  декабристов правительство перешло  к жесткому курсу, суть которого выражалась в том, чтобы «все сословия получали только соответствовавшее их положению  образование». По уставу гимназий и  училищ 1828 г. усиливалась сословная  замкнутость в системе образования и нарушалась преемственная связь школ. Одногодичные приходские школы предназначались для обучения детей самых низких сословий, уездные училища с трехгодичным сроком обучения - для детей купечества и чиновничества, гимназии с семилетним сроком обучения - для детей «благородного сословия». Доступ в университет имели лишь выпускники гимназий; правительство финансировало в основном университеты и гимназии. По школьному уставу 1828 г. в гимназическом курсе был сокращен объем предметов естественнонаучного цикла, а в уездных училищах вообще запрещалось их преподавание, зато во всех заведениях предписывалось изучать Закон Божий. Школы Сибири были переданы в подчинение сначала гражданским губернаторам, а затем и генерал-губернаторам.

В Сибири школы чаще всего  организовывались при монастырях, где  жило много послушников, которые  обучались чтению церковных книг, нотному пению и иконописи, «хотя  и без всякого оттенка школьного  характера жизни». Но на грамотность  духовенство смотрело иначе. Митрополит и консистория неоднократно посылали указы в заказные правления о  побуждении священно- и церковнослужителей отдавать детей в учение, но указов не слушались; приходилось налагать на виновных денежные штрафы, но и это  мало действовало, и духовные правления  вынуждены были прибегать к более  серьезным мерам;

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем  низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей - далеко не все сибирские города имели  школы. Поэтому сибиряки отдавали детей  на обучение всем, кого считали сколько-нибудь способными к этому.

Декабристы не просто продолжили существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но и подняли ее на более высокую  ступень: создавали учебники и учебные  пособия, изыскивали способы снабжения  школ учебными книгами, добивались устройства библиотек и выставок, разрабатывали  и внедряли новые прогрессивные  методы обучения.

Декабристы продолжили и  развили прогрессивные идеи в  области просвещения М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. Педагогические взгляды декабристов были значительным шагом вперед по сравнению с теориями русских и зарубежных, в том  числе французских просветителей XVIII века.

Особое значение придавали  декабристы нравственному воспитанию. П. Пестель считал, что средством  нравственного воспитания народа служат религия и законодательство, а средством просвещения - наука    Народное образование, равно как и всякая иная просветительская деятельность были строжайше запрещены. И все же, где бы ни жили бывшие узники, они изыскивали способы занятия просвещением: открывали школы под разными названиями, где учителями выставлялись фиктивные лица, ученики выдавались за наемных работников, обучение велось тайно, индивидуально, на дому. В сибирских школах декабристы стремились давать своим ученикам не только знания, но и умения в области того или иного ремесла.  

Любимцем учителей Сибири стал Иван Дмитриевич Якушкин - создатель  школ в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Со всех концов, за сотни и тысячи километров, к нему приезжали посланцы учиться постановке учебного дела.

При создании школы в Ялуторовске  И.Д. Якушкин и протоиерей Ялуторовского собора Стефан Знаменский опирались на синодские указы 1836-1837 гг., в которых священникам предлагалось открывать приходские училища при своих церквях. Подобные училища не подчинялись непосредственно Министерству просвещения и местному школьному начальству, и это ускорило получение от тобольского архиерея разрешения.

Школа декабристов была признана лучшей в губернии. С.Я. Знаменский был  награжден камилавкой и получил  в 1845 г. благодарность от дирекции училищ Тобольской губернии за подготовку учеников Ялуторовского уездного училища. М. Фонвизин писал С. Знаменскому: «Новый владыко (архиерей) желает здесь (в Тобольске) такую же иметь школу, очень обрадовался рассказам о вашем училище».

Школа ялуторовских декабристов, с ее обширной программой общеобразовательной подготовки, широким применением наглядности, теплым и внимательным отношением к своим питомцам стала привлекательной и любимой со стороны учащихся. «Дети собирались в школу как на праздник. Иван Дмитриевич привлекал детей своим терпением и веселостью. Он охотно удовлетворял их любознательность, отвечал не только на все вопросы, но и повторял по несколько раз, он затевал для них во дворе разнообразные игры и к их общей радости сам участвовал в них». «Школа просуществовала до 1856 года. Все прошедшие через школу имели отличную подготовку и с легкостью поступали в другие учебные заведения.

Вопрос о женском образовании, поставленный на повестку дня передовой  мыслью России в начале XIX в., волновал и сибирскую общественность. В первой четверти XIX в. в Сибири не было открыто ни одной женской школы. Количество девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами.

Подготовительная работа к открытию женской школы началась без официального разрешения. С.Я. Знаменский отправил тобольскому архиерею просьбу разрешить открытие женской школы в Ялуторовске. Он основывался на указе от 12 мая 1837 г. об обучении девочек при женских монастырях, под надзором священнических или дьяконических жён или вдов, имеющих соответствующее образование. Преподавать в женской школе С.Я. Знаменский собирался сам, а в его отсутствие - его жена. Надзирательницей согласилась быть М. Андреева.

1 июля 1846 г. женская школа  открылась. Вначале в ней училось  двадцать учениц, но к 1850 г. - насчитывалось  уже пятьдесят шесть. Из-за  недостатка средств женская школа  вначале была платной.

Женская школа, руководимая  воспитанницами Якушкина - А.П. Созонович, А. Муравьинской, дочерьми Балакшина и С. Знаменского - продолжала существовать ещё долгое время. Всего в женской школе до отъезда декабристов в 1856 г. обучалось 240 человек, окончило полный курс 192.

Ялуторовская женская школа прошла тернистый путь и открыла новую страницу в истории женского образования в Сибири. Просветительство И.Д. Якушкина и его сподвижников по ялуторовской ссылке, организация ими первых народных школ в Ялуторовске изучены в большей степени, чем последствия этой деятельности; ее влияние на развитие народного образования в Западной Сибири рассмотрены недостаточно и не получили необходимой аргументированной оценки. Новые архивные находки позволяют раскрыть влияние ялуторовских школ на образование в Западной Сибири. В литературе встречаются лишь упоминания об организации декабристами первой женской школы в Тобольске.

В 1849 г. декабрист П.Н. Свистунов, при содействии и непосредственном участии И.Д. Якушкина, открыл женскую  школу в Тобольске - первое в городе и второе в губернии (после Ялуторовска) женское учебное заведение. Эта  школа, как и Ялуторовская, содержалась на средства общественности, учителями в школе безвозмездно работали декабристы и местные учителя гимназии. Тобольская школа обрела успех и популярность - через пять лет в ней обучались свыше ста учениц, вскоре она была преобразована в Мариинскую женскую школу. Это событие получило широкий политический резонанс. Особая значимость такого события связана с тем, что оно совершилось вопреки намерениям центральных правительственных ведомств и помимо них. В 1853 г. открылась женская школа в Омске.

2 Глава. Декабристы в Тобольске

 

По мере окончания сроков наказания и по царским амнистиям  декабристы были расселены в Восточной  и Западной Сибири. Пятнадцать из них, самая большая декабристская  колония на поселении, проживали  именно в Тобольске. В Тобольске  остались навсегда семеро декабристов: Александр Петрович Барятинский, Фердинанд  Богданович Вольф, Семен Григорьевич  Краснокутский, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Михайлович Муравьев, Степан Михайлович Семенов, Флегонт Миронович Башмаков, их могилы находятся на Завальном кладбище города.

Роль декабристов в  истории и культуре города невозможно переоценить. Тобольск впервые увидел сразу столько блестяще образованных людей. Лучшие представители тобольской интеллигенции, духовенства и купечества находились в близких дружеских отношениях с декабристами и их семьями, оказавших самое благотворное влияние на них и их детей. Огромную роль сыграли ссыльные декабристы в общественной жизни Тобольска, открыв девичье приходское училище, занимаясь бесплатной медицинской практикой, находясь на государственной службе, участвуя в культурных мероприятиях города (театральные постановки, музыкальные вечера), занимаясь благотворительностью.

 

3 Глава. Значение деятельности декабристов в Сибири

 

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного  развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы  развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и  утверждения передовых приемов  хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они  мечтали о создании благоприятных  условий для развития этих народностей. Особенна ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков.

Декабристы всегда считали  Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой  окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление  о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Ссылка в Сибирь на каторгу  и вечное поселение обрекала декабристов  на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что  изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права  публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное  онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Просветительство явилось  той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть  участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм  как единое и цельное течение  и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны.

Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым  повторением идей программы «Союза благоденствия». В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы  во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией  на более широкие социальные слои.

Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте  и ремеслам, применение методики взаимного  обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости  от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно-приходских школ и в их программах значились  Закон Божий и священная история.

Декабристы считали, что  в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому  они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили  уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое  внимание уделялось предметам естественнонаучного  цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Информация о работе Декабристы и Сибирь