Декабристы в истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:12, реферат

Описание

Декабристы с полным основанием называли себя «детьми 1812-го года». Действительно, войны с Наполеоном не только дали толчок росту самосознания общества, не только заставили дворян осознать себя защитниками Отечества, показали им народ во всей его патриотической силе, но и позволили сравнить условия и порядки жизни в России и Европе, познакомили дворянскую молодежь с новейшими идеями века.

Содержание

Введение
1.Формирование мировоззрения декабристов………………5
2. Ранние тайные общества декабристов…………………….6
2.1. Союз спасения……………………………………………………..6
2.2. Союз благоденствия…………………………………………7
3. Восстание на Сенатской площади…………………………...9
4.Декабристы в культурной жизни России и их бытовое поведение как историко-психологическая категория………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реферат по истории.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

         ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                        УЧРЕЖДЕНИЕ                                       

    ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
                                                ЧитГУ

            ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРПРАВЛЕНИЯ 
                         ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО 
                          УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИКИ
 

                                        Реферат  
                                по дисциплине: История

     На тему: ДЕКАБРИСТЫ В ИСТОРИИ РОССИИ 
 
 

                                                                          Выполнила: студентка 

                                                                                Группы ГМУ 09-1

                            Крапивная Е.О

                                                                       Проверила: Леднева И.С.                                                    

                                              

                                              Чита2009

                   

  Содержание:

Введение

1.Формирование  мировоззрения декабристов………………5

  2. Ранние тайные общества декабристов…………………….6

2.1. Союз спасения……………………………………………………..6

2.2. Союз благоденствия…………………………………………7

3. Восстание на Сенатской площади…………………………...9

4.Декабристы  в культурной жизни  России и их  бытовое поведение  как историко-психологическая  категория………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Введение

           

       В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняются быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание. Декабрь 1825 года – явление такого порядка, «Сенатская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историко-культурными символами. Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства – гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу – первое трагическое поражение.

         Возникновение  декабристского   движения   было   обусловлено   всем   ходом исторического  развития  России.   Бесправное   положение   народных   масс, сопоставление его с виденным в  Западной  Европе стали  одними  из  главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.

          В 1810-х годах в первом  сословии  России  стали происходить вещи,

немыслимые  при Екатерине II или Павле I. Люди все более стали ценить  друг друга не по чинам, званиям или капиталам, а по образу мыслей  и  по  родству душ. На смену картам, вину, танцам пришли книги, журналы, шахматы, споры  по социальным и политическим вопросам.

         История декабризма начинается с 1810-1811  гг.,  когда  в  гвардейских

полках  стали  возникать  офицерские  артели.  В  них  не  было  еще  ничего

политического,  оппозиционного, они  противостояли

привычному  образу жизни.

        Декабристы с полным основанием называли себя  «детьми  1812-го  года». Действительно, войны с Наполеоном не только дали толчок  росту  самосознания общества, не только заставили дворян осознать  себя  защитниками  Отечества, показали им народ во всей его патриотической силе, но и  позволили  сравнить условия и порядки жизни в России и Европе, познакомили  дворянскую  молодежь с новейшими идеями века.

      Идеология декабризма была «верхним этажом» дворянского свободолюбия, протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках.  Она  базировалась на философии Просвещения. Либерализм и революционность в ней были еще  тесно переплетены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 

 1. Формирование мировоззрения декабристов. 

      Большое  влияние  на  формирование  освободительных  идей  декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне  1812г.  Победа  русского народа  в  войне  способствовала  росту  национального  самосознания,   дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно  война 1812г. глубоко и остро поставила  перед  будущими  декабристами  вопрос  о судьбах России, путях ее развития,  выявила  огромные  возможности  русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от  иноземного нашествия, рано или поздно должен  был  найти  в  себе  силы  сбросить  ярмо крепостного рабства. 

      Декабристы  постепенно  осознали  борьбу   с   крепостным   правом   и

самодержавием как главные цели  своей  деятельности.  Они  формировали  свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих  крепостных  имений,  которую  с  детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г.,  на  полях  которой  они проливали кровь, защищая Родину  от  вторгшегося  Наполеона,  в  заграничных походах, освобождавших Европу, где  они  воочию  увидели  «войну  народов  и царей» против феодального угнетения. 

      Движение декабристов проходило   в  русле  общемирового  революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал  в  своих показаниях  П.И.Пестель,  -  ознаменовывается  революционными  мыслями.   От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до  России, не  исключая  ни  единого  государства,  даже  Англии  и  Турции,  сих  двух противоположностей. То же самое зрелище  представляет  и  вся  Америка.  Дух преобразования заставляет, так сказать,  везде  умы  клокотать…Вот  причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и  укоренили  оные в умах».[1] 

      Возрастал интерес декабристов   к  чтению  политических  и   философских

сочинений   западноевропейских  и   русских    мыслителей,    к    изучению

политэкономии, древней и новой истории. Они  интересовались  новыми  книгами, передовыми  иностранными  газетами  и  журналами.  Идеи  Западной  Европы  и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии. 
 
 

              

           2. Ранние тайные общества декабристов. 
 

                             2.1. Союз спасения. 

      Тайное общество декабристов  родилось 9 февраля  1816г.  в   Петербурге.

Его первым названием было Союз  спасения.  Россию  надо  было  спасать,  она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества.  Инициатором создания  его  был  23-летний   полковник   Генерального   штаба   Александр Николаевич Муравьев.

      Союз спасения был малочисленной,  замкнутой,  носившей  заговорщический характер группой  единомышленников,  насчитывающей  даже  спустя  год  после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего  существования она достигла 30 человек.

       Наиболее видными членами Союза  были князь Сергей Петрович  Трубецкой, старший офицер Генерального штаба;  Никита  Муравьев,  подпоручик  Генштаба; Матвей и Сергей  Муравьевы-Апостолы;  подпоручик  лейб-гвардии  Семеновского полка Иван Дмитриевич  Якушкин;  племянник  знаменитого  просветителя  XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один  из  самых  выдающихся  декабристов  – Павел Иванович Пестель.

       Основные цели борьбы были  в  общем  ясны:  ликвидировать   крепостное право и самодержавие, ввести  конституцию,  представительное  правление.  Но средства и способы добиться этого были туманны.

       Одной из основополагающих идей  Просвещения являлся тезис о   том,  что мнение правит миром, что порядки в стране  соответствуют  господствующему  в ней  общественному  мнению.  Задачей  революционеров,  поэтому  является   не подготовка  заговора,  не  захват   и   удержание   власти,   а   воспитание прогрессивного общественного  мнения,  которое,  овладев  широкими  массами, сметет старое правительство. 

                          2.2. Союз благоденствия. 

      В соответствии с новыми тактическими  установками, революционеры в  1818 г. образовали новое общество — Союз  благоденствия,  который  отличался  от прежнего более сложной организационной структурой, и  должен  был  охватить все сферы жизни страны — армию, чиновничество,  образование,  журналистику, суд и т.д. Союз благоденствия провозглашал цели, во  многом  совпадавшие  с устремлениями, пусть не обнародованными, Зимнего дворца, его членам  трудно было предъявить официальные обвинения. В силу этого Союз был  полулегальной организацией, привлекавшей в свои ряды не только  радикалов-революционеров, но и людей, придерживавшихся либеральных взглядов.

      Его  основной  задачей  была  отмена  крепостного  права,   ликвидация

самодержавно-крепостного      строя,      введение      «законно-свободного»

представительного правления.

       Важно  отметить  тот   факт,   что   Союз   благоденствия   оформился

организационно  и развернул большую  работу  над  своей  программой,  которая была закреплена в «Зеленой книге». Устав состоял из двух  частей.  В  первой части  излагались  основные  организационные  принципы  тайного  общества  и обязанности  его  членов.  «Сокровенная  цель»  Союза   благоденствия   была обозначена во второй части.

       Вторая  часть устава  Союза   благоденствия   («сокровенная»)   была

составлена  позже.  «Вот  его  программа:  уничтожение  рабства,   равенство

граждан  перед  законом,  гласность  в  государственных   делах,   гласность

судопроизводства,  уничтожение   винной   монополии,   уничтожение   военных поселений, улучшение участи защитников отечества,  установление  предела  их службы, уменьшенной с 25  лет,  улучшение  участи  членов  нашего  клира,  в мирное время уменьшение численности нашей армии».

      В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором  был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое  или республиканское?». «В заключении  приняли  все  единогласно  республиканское правление».

       Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского революционного движения, которая впервые приняла  решение  бороться за  республиканскую  форму  правления  в   России.   Разумеется,   изменение программы вело за собой и изменение тактики.

      Через год после Петербургского совещания 1820г.  состоялся  Московский съезд. В связи с происходившими в мире, и в частности  в  России  (восстание Семеновского  полка  в  октябре  1820г.)  событиями,  надо  было   по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи  с конституционными проектами), в корне  изменить  тактику  и  критерий  отбора членов, выработать общий план открытого выступления.

      Новые  программа  и  устав   вновь  созданного  тайного   общества  были

Информация о работе Декабристы в истории России