Декабристы в Сибирской ссылке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Поэтому целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
1. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством;
2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность;

Содержание

Введение

Глава 1. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством
Глава 2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность

2.1. Научная деятельность
2.2. Медицинская деятельность
2.3. Педагогическая деятельность
Заключение

5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, при отсутствии или остром недостатке врачей та медицинская помощь, которую оказывали декабристы сибирякам, имела практическое и социальное значение. Врачебная деятельность декабристов явилась одним из путей сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры в период сибирской ссылки. 

     2.4.   Педагогическая деятельность

     "Цвет  всего того, что было образованного,  истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал А.И. Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и наиболее деятельных, передовых представителей, "лучших людей из дворян".

     Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую  политическую, экономическую и философскую литературу.

     В статьях и записках в период сибирской  ссылки декабристы ставили вопрос о  содержании, принципах и методах  преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и  эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы.

     Во  второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе. В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.

     Декабристы-учителя  смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.

     Декабристы  явились основоположниками женского образования в Сибири, эту их деятельность надо рассматривать как выдающееся явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века. Став близко к крестьянству, узнав его трудолюбие, сметливость, сознание своего достоинства, декабристы поняли, что крестьянину, наравне с хлебом, нужна грамота.

     Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.

     Кроме того, декабристы стремились выявить талантливых и способных сибиряков, оказывали им своевременную помощь, давали верное направление, подсказывали передовую идею и включали в общественную деятельность по культурному подъему Сибири.  

     Заключение 

     Вся деятельность ссыльных декабристов  в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

     Ссылка  в Сибирь на каторгу и вечное поселение  обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

     Просветительство  явилось той основой, которая  объединяла как умеренно настроенную  часть участников движения, так и  революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое целое  и, в конечном счете, определило его место в общественно – политическом движении страны.

     Важнейшими  чертами педагогической практики декабристов  в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.

     Декабристы  считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому  они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

     Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили  уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами.

     Декабристы  воспитывали своих учеников в  духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

     Они первыми приступили к созданию публичных  библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

     Открыв  женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.

     Вся их деятельность была посвящена будущим  социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

     Декабристы  сделали бы значительно больше для  развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края. 

     Список использованной литературы 

1. Бестужев  Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.

2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.

3. Декабристы  и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.

4. Нечкина  М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.

5. Окунь  С.Б. Ссыльные декабристы в  Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.

6. Поджио А.В. Записки декабриста. М. 1980 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задания к  теме. 

  1. Каков был состав тайных организаций декабристов?

Первые тайные организации декабристов возникли вскоре после окончания заграничных  походов русской армии. Предтечами этих организаций стали, в частности, «артели» – объединения гвардейской молодежи, являвшиеся не только бытовыми, но и идейными содружествами.

В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество истинных и верных сынов  Отечества)

В 1818 г. на базе Союза спасения возникла более широкая по составу тайная организация – Союз благоденствия (около 200 человек). Убежденные, что «сила общественного мнения» правит миром, члены Союза стремились овладеть этой силой и использовать ее против самодержавия и крепостничества.

В 1821 г. на Московском съезде Союза благоденствия было принято решение о роспуске этого общества с тем, чтобы отсеять случайные элементы. Московский съезд заложил основы для возникновения двух новых организаций – Северного и Южного обществ. 

  1. Тест.

    №1 Крепостной крестьянин это:

    а) крестьянин, являющийся полной собственностью своего господина; - верный ответ

    б) крестьянин, приписанный к крепости, обязанный следить за сохранностью ее стен и башен;

    в) крестьянин, подписавший особый документ – «крепость», по которой он переходил в собственность государя, «укреплялся» на его земле. 

    №2 Подать:

    а) то, что  подают нищим;

    б) казенные налоги, дани и сборы; - верный ответ

    в) то, что  дарит помещик своим крестьянам в праздник, как бы «подает» им. 

    №3 Земский  собор:

    а) всесословный законодательный и законосовещательный орган, собиравшийся для решения вопросов государственной важности:

    - регулярно;

    - по особому распоряжению  царя; - верный ответ

    б) собор, сооруженный на средства, выделенные земством. 

    №4 Кормление  это:

    а) раздача царем поместий для бояр и дворян из фонда казенных земель;

    б) доходы, которые получали бояре-наместники за разбирательство судебных и административных дел на местах;

    в) когда князь выделял своей дружине часть совместно собранного полюдья, кормил ее. – верный ответ 

    №5 Первая в истории России крестьянская война  произошла в :

    а) 1773-1775 гг; - верный ответ

    б) 1606-1607 гг;

    в) 1257 г;

    г) 1707-1708 гг;

    д) 1670-1671 гг.


Информация о работе Декабристы в Сибирской ссылке