Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:12, контрольная работа
Поэтому целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.
Для реализации этой цели рассматриваются следующие вопросы:
1. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством;
2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность;
Введение
Глава 1. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством
Глава 2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность
2.1. Научная деятельность
2.2. Медицинская деятельность
2.3. Педагогическая деятельность
Заключение
5. Список использованной литературы
Таким
образом, при отсутствии или остром
недостатке врачей та медицинская помощь,
которую оказывали декабристы сибирякам,
имела практическое и социальное
значение. Врачебная деятельность декабристов
явилась одним из путей сближения с народом,
по которому шли первые русские революционеры
в период сибирской ссылки.
2.4. Педагогическая деятельность
"Цвет всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго", - писал А.И. Герцен, характеризуя состояние русского общества после расправы Николая I над декабристами. А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и наиболее деятельных, передовых представителей, "лучших людей из дворян".
Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу.
В статьях и записках в период сибирской ссылки декабристы ставили вопрос о содержании, принципах и методах преподавания, придавая большое значение наглядности обучения. Наблюдение и эксперимент, указывали декабристы, способствует прочному усвоению учебного материала, вырабатывают определенные дидактические приемы, содействуют образованию у учащихся навыков самостоятельной работы.
Во второй четверти XIX века в Сибири существовало всего три гимназии, из которых Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 году - 40 и Томская в 1838 - 78 человек. Женского и высшего образования не было совсем. Поэтому смелая, многосторонняя педагогическая деятельность декабристов в Сибири заслуживает особого внимания. Анализ работ декабристов в открытых ими школах в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и других показывает, что они использовали лучшее, что было в русской и мировой педагогической литературе. В свои учебные программы декабристы вводили произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова. Из мировой литературы - Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Учителя расширяли познавательный кругозор, развивая самостоятельность мысли и независимость убеждений. Они раскрывали глубокую познавательную ценность произведений, хорошо понимали нравственно-воспитательный характер литературы и ее значение в формировании мировоззрения молодежи.
Декабристы-учителя смело шли по пути создания новых учебных программ и учебной литературы, в которой стремились отразить общественно-политические вопросы, связать обучение и воспитание с жизнью. Материал излагали на уровне науки своего времени. В их педагогической деятельности прослеживается также принцип прочности и доступности обучения. Этому способствовало как содержание обучения, так и методы, применяемые учителями.
Декабристы
явились основоположниками
Бескорыстно трудясь на поприще образования народа Сибири, декабристы стремились в тоже время положительно повлиять на людей, занимавшихся обучением и воспитанием юношества. И несмотря на то, что правительство принимало различные меры по изолированию их от местного общества, тем более от воспитания и обучения юношества, декабристы считали своим долгом бывать в учебных заведениях и своими осторожно высказанными мнениями, советами повлиять на дело улучшения образования в Сибири.
Кроме
того, декабристы стремились выявить талантливых
и способных сибиряков, оказывали им своевременную
помощь, давали верное направление, подсказывали
передовую идею и включали в общественную
деятельность по культурному подъему
Сибири.
Заключение
Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально – экономического, общественно – политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи – вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. В своих суждениях о далекой восточной окраине они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвинули демократизацию управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».
Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.
Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое целое и, в конечном счете, определило его место в общественно – политическом движении страны.
Важнейшими чертами педагогической практики декабристов в Сибири была комплексность обучения грамоте и ремеслам, применение методики взаимного обучения и дифференцированной работы с каждым учеником в зависимости от его способностей и успехов. Обучение в школах декабристов было по существу светским, несмотря на то, что работали они нередко под вывеской церковно- приходских школ и в их программах значились Закон Божий и священная история.
Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.
Введя
новые приемы и методы обучения,
декабристы значительно расширили
уровень общеобразовательной
Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.
Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.
Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечению женщин в сферу умственного труда.
Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.
Декабристы
сделали бы значительно больше для
развития просвещения Сибири, если бы
их прогрессивным начинаниям не противодействовали
представители царских властей. Но и то,
что им удалось, дает основание датировать
с начала ссылки декабристов в Сибирь
новый этап в культурной жизни края.
Список
использованной литературы
1. Бестужев Н.А. Статьи и письма. М.,1988 г.
2. Декабристы: Биографический справочник. М., Наука 1988 г.
3. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, Наука 1977 г.
4. Нечкина М.В. Декабристы. М.: Наука 1982 г.
5. Окунь С.Б. Ссыльные декабристы в Сибири. Л., ЛГУ, 1985 г.
6. Поджио А.В.
Записки декабриста. М. 1980 г.
Задания к
теме.
Первые тайные
организации декабристов
В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество истинных и верных сынов Отечества)
В 1818 г. на базе Союза спасения возникла более широкая по составу тайная организация – Союз благоденствия (около 200 человек). Убежденные, что «сила общественного мнения» правит миром, члены Союза стремились овладеть этой силой и использовать ее против самодержавия и крепостничества.
В 1821 г. на Московском
съезде Союза благоденствия было принято
решение о роспуске этого общества с тем,
чтобы отсеять случайные элементы. Московский
съезд заложил основы для возникновения
двух новых организаций – Северного и
Южного обществ.
№1 Крепостной крестьянин это:
а) крестьянин, являющийся полной собственностью своего господина; - верный ответ
б) крестьянин, приписанный к крепости, обязанный следить за сохранностью ее стен и башен;
в) крестьянин,
подписавший особый документ – «крепость»,
по которой он переходил в собственность
государя, «укреплялся» на его земле.
№2 Подать:
а) то, что подают нищим;
б) казенные налоги, дани и сборы; - верный ответ
в) то, что
дарит помещик своим крестьянам
в праздник, как бы «подает» им.
№3 Земский собор:
а) всесословный законодательный и законосовещательный орган, собиравшийся для решения вопросов государственной важности:
- регулярно;
- по особому распоряжению царя; - верный ответ
б) собор,
сооруженный на средства, выделенные
земством.
№4 Кормление это:
а) раздача царем поместий для бояр и дворян из фонда казенных земель;
б) доходы, которые получали бояре-наместники за разбирательство судебных и административных дел на местах;
в) когда
князь выделял своей
дружине часть совместно
собранного полюдья,
кормил ее. – верный
ответ
№5 Первая в истории России крестьянская война произошла в :
а) 1773-1775 гг; - верный ответ
б) 1606-1607 гг;
в) 1257 г;
г) 1707-1708 гг;
д) 1670-1671 гг.