К следствию
и суду по делу Д. было
привлечено 579 человек. Следственные
и судебные процедуры велись
в глубокой тайне. Пятеро руководителей
— Пестель, С. Муравьёв-Апостол,
Бестужев-Рюмин, Рылеев и Каховский —
были повешены 13 июля 1826. Сослан в Сибирь
на каторгу и поселение 121 Д. Свыше 1000 солдат
были прогнаны сквозь строй, некоторые
сосланы в Сибирь на каторгу или поселение,
свыше 2000 солдат переведены на Кавказ,
где в то время велись военные действия.
Заново сформированный штрафной Черниговский
полк, а также др. сводный полк из активных
участников восстания также были посланы
на Кавказ.
Восстание
Д. занимает важное место в
истории революционного движения
России. Это было первое открытое выступление
с оружием в руках в целях свержения самодержавия
и ликвидации крепостного права. В. И. Ленин
начинает с Д. периодизацию русского революционного
движения. Значение движения Д. было понято
уже их современниками: «Не пропадёт ваш
скорбный труд», — писал А. С. Пушкин в
своём послании в Сибирь к Д. Уроки восстания
Д. усваивались их преемниками по революционной
борьбе: Герценом, Огарёвым, последующими
поколениями русских революционеров,
которые вдохновлялись подвигом Д. Профили
пяти казнённых Д. на обложке «Полярной
звезды» Герцена были символом борьбы
против царизма.
Замечательной
страницей в истории русского
революционного движения был
подвиг жён осуждённых на каторгу
Д., которые добровольно последовали
за мужьями в Сибирь. Преодолев
многочисленные препятствия, первыми
(в 1827) на рудники Забайкалья приехали
М. Н. Волконская, А. Г. Муравьёва (с ней
А. С. Пушкин передал послание декабристам
«Во глубине сибирских руд») и Е. И. Трубецкая.
В 1828—31 в Читу и Петровский Завод приехали:
невеста Анненкова — Полина Гебль (1800—76),
невеста Ивашева — Камилла Ле Дантю (1803—39),
жёны декабристов А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева
(умерла 1858), Е. П. Нарышкина (1801—67), А. В.
Розен (умерла 1884), Н. Д. Фонвизина (1805—69),
М. К. Юшневская (р. 1790) и др. Отправляясь
в Сибирь, они лишались дворянских привилегий
и переходили на положение жён ссыльнокаторжных,
ограниченных в правах передвижения, переписки,
распоряжения своим имуществом и т.д. Они
не имели права брать с собой детей, а возвращение
в Европейскую Россию не всегда разрешалось
даже после смерти мужей. Их подвиг опоэтизирован
Н. А. Некрасовым в поэме «Русские женщины»
(первоначальное название — «Декабристки»).
Упорно добивались разрешения на выезд
в Сибирь многие другие жёны, матери и
сёстры Д., но получали отказ.
Д. внесли
значительный вклад в историю
русской культуры, науки и просвещения.
Одним из видных поэтов начала
19 в. был К. Ф. Рылеев, творчество
которого пронизано революционными
и гражданскими мотивами. Поэт
А. Одоевский — автор стихотворного
ответа Д. на послание в Сибирь Пушкина.
Из этого ответа В. И. Ленин взял эпиграфом
к газете «Искра» слова «Из искры возгорится
пламя». Автором многочисленных художественных
произведений и критических статей был
А. А. Бестужев. Значительное литературное
наследство оставили поэты-Д.: В. К. Кюхельбекер, В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, Н. А. Чижов и др. Разносторонне
образованным человеком был Н. А. Бестужев,
оставивший беллетристические произведения,
научные трактаты по истории, экономике
и др., ценные технические изобретения.
Перу Д. — Г. С. Батенькова, М. Ф. Орлова, Н. И. Тургенева — принадлежат
работы по вопросам экономики России.
Проблемы русской истории нашли отражение
в трудах Н. М. Муравьёва, А. О. Корниловича, П. А. Муханова, В. И. Штейнгеля. Д. — Д. И. Завалишин, Г. С. Батеньков, Н. А.
Чижов, К. П. Торсон внесли важный вклад
в развитие русской географической науки.
Философами-материалистами были Д. — В.
Ф. Раевский, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин, Н. А. Крюков и др. Н. М. Муравьёв,
П. И. Пестель, И. Г. Бурцов оставили ряд
работ по военному делу и военной истории.
Деятельность Д. в области русской культуры
и науки оказала сильнейшее воздействие
на развитие многих общественных идей
и институтов России.
Д. были
страстными просветителями. Они
боролись за передовые идеи
в педагогике, постоянно пропагандируя
идею о том, что просвещение
должно стать достоянием народа.
Они отстаивали передовые, антисхоластические
методы обучения, приспособленные к
детской психологии. Ещё до восстания
Д. приняли активное участие в распространении
школ для народа по ланкастерской системе
обучения (В. Кюхельбекер, В. Раевский и
др.), которая преследовала цели массового
обучения. Просветительская деятельность
Д. сыграла большую роль в Сибири.