Демократия: теория и реальная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 10:55, реферат

Описание

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов, и представительную демократию, когда решения принимаются выборными органами, в том числе парламентами. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов, например, партийная демократия, производственная демократия.

Содержание

1.Введение -----------------------------------------------------------------------------------2
2. Демократия, как форма государственно-политического устройства ---------4
3. Основные признаки демократии и классификация ее теорий------------------7
4. Идеальная и реальная демократия -------------------------------------------------12
5. Заключение ------------------------------------------------------------------------------14
6. Список использованной литературы ----------------------------------------------15

Работа состоит из  1 файл

ДЕМОКРАТИЯ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования Российской Федерации

    Нижегородская Государственная Медицинская Академия

    Кафедра: «Социальных и гуманитарных наук» 
 
 
 
 

    Реферат на тему:

    Демократия: теория и реальная практика. 
 
 
 
 

              Выполнила студентка группы 474

              фармацевтического факультета:

              Кальдеркина О.В.

              Проверил:

              Трусов  А.А. 
               
               
               
               
               
               
               

    Нижний  Новгород 2010г 

План  

1.Введение -----------------------------------------------------------------------------------2  

2. Демократия, как форма государственно-политического устройства ---------4

     

3. Основные признаки демократии и классификация ее теорий------------------7  

4. Идеальная и реальная демократия -------------------------------------------------12  

5. Заключение ------------------------------------------------------------------------------14  

6. Список использованной литературы ----------------------------------------------15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

Понятие демократии существует уже две с  половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации. Классическое определение демократии неразрывно связано с его этимологическим происхождением. Термин происходит от греческого слова, состоящего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление. Зародившись еще в античности, демократия дословно обозначает «власть народа» или «народовластие». Однако на протяжении уже не одного столетия в истории политической мысли в понятия «народ» различными авторами, научными школами и концепциями вкладывается неодинаковый смысл. То же можно сказать и о различных трактовках механизма народовластия. Сопоставление демократической практики с концепциями демократии показывает, что последние, с одной стороны, нередко шли за эмпирическим материалом, а с другой – стремились выработать идеальную модель демократического устройства, которая учитывала бы как уже накопленный опыт исторического развития с его отрицательными и положительными последствиями. Демократия и свобода – сложные и многозначные категории. О демократии можно говорить как о ценности общественной жизни, об идеале государственного устройства, механизме функционирования реально существующего государства. Но в любом случае понятие демократии будет тесно связано с понятием свободы, в первую очередь с политическим понятием свободы (liberty). Иначе говоря, как проанализировать сущее, так и раскрыть должное в демократии, что, по мнению авторов тех или иных концепций, могло бы привести в соответствие реальное политическое устройство с реальными потребностями общественного развития и общественной свободы.  

Цель  работы:  

- изучить теорию и реальность демократии.  

Задачи:  

- рассмотреть  понятия демократии;  

- выявить  основные признаки и классификацию  ее теорий;  

- изучить  современную демократию. 
 
 

  1. Демократия, как форма государственно-политического  устройства
 

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию, когда основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов, и представительную демократию, когда решения принимаются выборными органами, в том числе парламентами. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов, например, партийная демократия, производственная демократия. 

Демократия  основывается на принципах верховенства конституции и законов, народовластия  и политического плюрализма, свободы  и равенства граждан, неотчуждаемости  прав человека. Демократия реализуется  республиканским правлением с разделением  властей, развитой системой народного представительства. Демократия возникла вместе с появлением государства в Древней Греции и с течением веков эволюционировала вместе с развитием человеческого общества. Современная демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, подразумевает выборность основных государственных органов. Наиболее полное развитие институты демократии получают в правовом государстве. 

Возникнув в античности и обозначая «власть народа», термин «демократия» стал самым распространенным в политической науке. Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т. д. 

Соответственно  демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как  общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий. 

Эволюция  значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием человеческого общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой» правления. Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию (власть толпы); а те, в свою очередь, порождали тиранию. Глядя на это, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода. 

Новый этап в развитии концепции демократии начинается с Великой Французской  революции, когда демократия стала  рассматриваться как направление  общественной мысли, которое формирует  цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Становление концепции демократии связано с потребностью обоснования нового характера отношений между правителями и подданными, вызванного появлением институтов гражданского общества, а также требований автономии и социального равенства индивидов. 

Однако  негативное отношение к демократии не было преодолено даже в ХVIII в. Это  объясняется тем, что идеальная  модель демократии как повседневного  и непосредственного участия  в управлении всех граждан в больших  политических образованиях, подобных национальным государствам (а не маленьким городам-полисам), практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям жизни. На процесс трансформации оказывали влияние культура конкретного общества, политические и исторические традиции, демократический опыт. Первоначальный смысл демократии как народовластия существенно расходился с многообразием практических форм ее реализации, что и привносило известную путаницу в понимание данного термина. 

Различия  в интерпретации демократии, как  и различия в механизмах ее реализации в конкретных обществах, обусловлены  отсутствием единства методологических принципов ее анализа. В первом случае, с точки зрения нормативного подхода, формируется идеальная модель демократического правления, соответствующая ментальности населения, его представлениям о справедливом правлении. Однако реальные условия приспосабливают идеальную модель демократического правления к запросам практики. Во втором случае, с позиций эмпирически-описательного подхода, демократия оказывается совокупностью принципов, процедур и политических структур, которые обнаружили свою эффективность в реализации общественных и индивидуальных потребностей и целей. 

Различные теории демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо апеллируют к практике при формировании системы правления. 

Демократия  как форма правления в большей  части своих принципов идеальна, то есть она служит идеалом для  завоевавших право на свободу, равенство, справедливость народов. Поисковый характер демократии как поиска наиболее приемлемого для людей способа государственного правления подчеркнул в своем выступлении в Палате общин Великобритании У. Черчилль, заявив: “Демократия – самая несовершенная форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергались проверке ею”. В этом смысле демократия – всегда процесс последовательного продвижения: 

- к той  или иной полноте проявления  народоправства;

- к той  или иной конфигурации смешанных форм государственного правления;

- к той  или иной степени гарантий  прав и свобод человека;

- к тому  или иному масштабу учета особенностей  истории, своеобразия культуры, оригинальности  менталитета демократизирующегося  народа.  

И, будучи, в конечном счете, глобальной, всечеловеческой проблемой, демократия обречена нести на себе культурно - цивилизационный отпечаток ее творцов, представать в отличающихся друг от друга национальных моделях, в их соревновании и сотрудничестве черпая энергию для дальнейшего развития и совершенствования Демократия и в глобализирующемся мире XXI века остается проблемой, ибо человечество в целом продолжает стоять перед дилеммой, которую еще в XVIII веке французский литератор Никола Себастьян Шамфор (1741-1794) сформулировал следующим образом: “Я – это все, остальное – ничто, вот деспотизм и его сторонники. Я – это другой, другой – это я, вот народный режим и его приверженцы. А теперь, решайте сами”. 

3. Основные признаки  демократии и классификация  ее теорий 

В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.  

Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской  традиции, которая рассматривает  демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения. 

Теория  прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов. 

Теория  социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции  развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает. Идеологически фиксированная цель (построение коммунизма), оторванная от реальной жизни, жестко определяет потребности общества. Права и свободы личности приносятся в жертву «общественному интересу». Однако «общественный интерес»-, который не основан на личном, превращается в фикцию. В связи с этим практические попытки сформировать общую волю, политическое единство путем устранения многообразия социальных интересов привели к краху режимов социалистической демократии. 

Информация о работе Демократия: теория и реальная практика