Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:10, доклад
Главным в реформаторстве Н.С. Хрущева было начало десталинизации общества. Его имя связано с историческим подвигом — разоблачением культа личности Сталина, началом ликвидации последствий его репрессивного режима, освобождением из тюрем и лагерей сотен тысяч безвинных людей, восстановлением их гражданских прав и доброго имени, новым курсом XX съезда партии.
Главным в реформаторстве
Н.С. Хрущева было начало десталинизации
общества. Его имя связано с
историческим подвигом — разоблачением
культа личности Сталина, началом ликвидации
последствий его репрессивного
режима, освобождением из тюрем и
лагерей сотен тысяч безвинных людей,
восстановлением их гражданских прав
и доброго имени, новым курсом XX съезда
партии.
В самом конце 1955 г. по инициативе Н.С.Хрущева
была создана специальная комиссия под
председательством секретаря ЦК КПСС
П.Н. Поспелова по изучению материалов
о репрессиях в 1930-1940-е гг.
Материалы этой комиссии легли в основу
секретного доклада Н.С. Хрущева «О культе
личности и его последствиях» на XX съезде
КПСС в феврале 1956 г. Чем это было вызвано?
Существует несколько причин, приближающих
к пониманию истинных мотивов Н.С. Хрущева.
Но главная все-таки заключалась в том,
что это было орудие борьбы против старых
соратников, не принимавших его стремления
к руководящей роли в государстве и не
признававших в нем лидера. По-видимому,
можно здесь говорить, как считают некоторые
историки и публицисты, и о стремлении
Н.С. Хрущева к самоочищению и самопокаянию.
Через четыре месяца после исторического
XX съезда КПСС, на котором страна узнала
правду о И.В. Сталине, 30 июня 1956 г. было
принято постановление ЦК партии «О преодолении
культа личности и его последствий», в
котором культ личности И.В. Сталина объяснялся
сложной международной и внутренней обстановкой,
требовавшей ограничения демократии и
личными качествами И.В. Сталина, сыгравшими
решающую роль в организации репрессий
и злоупотреблением властью.
Это была критика культа, а не системы,
которая его породила. Хрущев не мог выйти
за определенные рамки старых стереотипов
политического, идеологического и социального
мышления. Но даже в данном ракурсе изменения
в жизни общества были значительны.
Кульминацией десталинизации стал XXII
съезд КПСС в октябре 1961 г., на котором
вновь поднимались вопросы культа личности,
но все свелось к выносу тела И.В. Сталина
из Мавзолея и захоронению его у Кремлевской
стены.
Подводя итог первой попытки десталинизации
общества, необходимо отметить следующее:
- начался процесс освобождения и реабилитации
политзаключенных. На свободу вышли сотни
тысяч людей. Были восстановлены права
депортированных и репрессированных народов
(балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев,
калмыков). Им разрешили вернуться на прежние
места жительства. Но не были реабилитированы
немцы Поволжья и крымские татары;
- был нанесен серьезный удар по сталинским
методам правления и в целом по тоталитарной
системе, появилась надежда на демократизацию
советского общества и возникло поколение
шестидесятников, сформировавшееся в
период антисталинской кампании.
Но ни Н.С. Хрущев, ни его соратники не были
к этому готовы, они продолжали оставаться
приверженцами сталинских методов решения
стоящих перед страной задач при одновременной
публичной кампании против культа личности,
поэтому первый этап десталинизации общества
при всей его важности и значимости можно
оценить как противоречивый и непоследовательный.