Деятельность и теоретические основы благотворительных организаций в современной России, их взаимоотношение с органами р

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание

в настоящее время перед современной Россией особенно остро стоят проблемы социальной помощи. Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Страна, которая совсем еще недавно не ощущала социальных проблем такого рода, сейчас находится в полной растерянности, нерешительности, и подчас, в бездействии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…... с. 3

Глава 1. Социально – исторические истоки благотворительности………………………………………………………….. с. 5

1.1 Сущность, содержание, категории……………………………………...... с. 5

1.2 Этапы становления благотворительности в России………………………………………………..…………………….. с. 9


Глава 2. Благотворительная деятельность в современной России………………………………………………………………………… с. 19

2.1 Развитие благотворительности в современном обществе……………………………………………………………………… с. 19

2.2 Деятельность благотворительных организаций в России………………………………………………………………………… с. 25

Заключение………………………………………………….……………….. с. 32

Глоссарий…………………………………………………………………….. с. 34

Список используемой литературы………………………………………..… с. 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.61 Кб (Скачать документ)

     Традиция  российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология  первых революции не допускала никаких  форм благотворительности. Характерной  чертой советского периода русской  истории было провозглашение государством полной ответственности за решение  всех социальных проблем, что привело  к закрытию благотворительных организаций. Были упразднены все благотворительные  учреждения и общества помощи инвалидам  и их семьям. Все средства общественных и частных благотворительных  организаций были в короткие сроки  национализированы, их имущество передано государству. Однако, существование  острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало  прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности - Детский фонд им. В. И. Ленина.

     В целях соблюдения «революционного  порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная  деятельность пресекались. Официальная  идеологическая позиция по отношению  к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность  трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как  «социальному строю СССР чуждо понятие  благотворительности». Потом функции  благотворительности опять целиком  взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества приветствовался.

     В кон. 80-х гг. XX в. государство признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Были созданы несколько фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и здоровья [9, c.97].

     Итак, каждый этап изменения благотворительной  помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может  либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи. Он связан и со сменой идеологии, с разрушением  геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода. В ходе рассмотрения данного вопроса на разных этапах становления, выявлена закономерность в организации благотворительности от отдельных лиц на Руси до государства. На всех этапах своего развития благотворительность была добровольной деятельностью. Всё самое прогрессивное в деятельности совершенствовалось с каждым этапом 

 

      Глава 2. Благотворительная  деятельность в современной  России 

     2.1 Развитие благотворительности  в современном  обществе 

     Мы  выяснили, что история нашего Отечества  богата собственным опытом становления  и развития всех форм общественного  призрения. По нашему мнению, благотворительность  как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы — XII век, государственные - XYIII век, частные - XIX век). В современном постсоветском обществе также прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных традиций, интереса к историческому наследию, потребностью в обществе духовных идеалов. Не случайно М.В.Фирсов на страницах «Истории социальной работы в России» утверждал, что «призрение нищих и юродство, инфатицид и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование – явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе»[22, с.10].

     Девяностые  годы уходящего в историю столетия ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической  системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить  более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки  миллионов наших соотечественников  оказались за чертой бедности, влача  порой жалкое существование. Особенно страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб. Это тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.

     В данных условиях, когда последствия  финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными  слоями населения, особую значимость в  деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Косихина И.Г. писала, что наиболее привлекательными сферами являются: «поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.»[9, с.77].

     Основа  для возрождения традиции благотворительности  и меценатства уже есть. Это  рождающийся сегодня средний  класс российских предпринимателей.

     Этот  новый тип предпринимателей –  это, как правило, скромная интеллигенция, которая раньше не имела ни каких  возможностей для личной инициативы развития. Они чаще всего были основными  «генераторами идей» в своих  институтах, лабораториях, отделах, но этим все и ограничивалось. Сейчас они получили возможность реализовать  свою энергию.

     Интересно, что они производят очень хорошее  личное впечатление. Это одаренные  люди с большой, не только творческой, но и обычной трудовой энергией, очень инициативные, достаточно скромные в личном потреблении. В отличие  от распространенных представлений, никаких  Мерседесов у них нет, ездят на «Жигулях» или даже «Москвичах»; ни о каких Багамах, Флоридах и т.д. не может быть и речи – отдых на территории страны, и соответствующий образ жизни. Все эти люди ощущают огромную потребность в труде – это то, что у нас в обывательской среде называется «трудоголики».

     Именно  усилиями этих людей сегодня создаются  зачатки благотворительности и  меценатства.

     Это люди - по своим принципам близкие  к революционным, но в отличие  от того времени, когда формообразующим  элементом были в основном мещане, у нас такой элемент – интеллигенция.

     И эта интеллигенция владеет той  общей культурой, которая здесь  необходима. Это очень развитые люди, люди очень много думающие. Им присущ, скажем так, «общественный инстинкт», для них имеет очень большое значение общественное благо, общественная значимость их работы. Такой человек не мыслит себя вне течения общественной жизни, вне общих интересов.

     Таких предпринимателей сейчас довольно много. Их фирмы до сих пор существуют в начальной стадии своего развития. Деньги у этих фирм, где работают 20, 30, 50 человек, как правило, небольшие, возможностей широко развернуться, пока нет. Поэтому, естественно, и размеры  благотворительной и меценатской  деятельности здесь тоже ограничены. И, тем не менее, многие из них обнаруживают вполне определенные стремления проникать  в социальную сферу, оказывать на нее какое – то воздействие, участвовать  в социальной жизни [19, c.154].

     Например, одна из фирм, которая производит товары народного потребления, предоставляет  свою продукцию в органы соцзащиты, а те в свою очередь распределяют её, как гуманитарную помощь нуждающим. Другие фирмы организуют бесплатные курсы – профессиональные, компьютерные – для всех желающих. Третьи, например, ведут работу со школьниками в своем районе – устраивают для них олимпиады, занятия. Очень много есть разных вариантов. Там, где возможно, участвуют материально, а где можно, и просто своим трудом, своими знаниями, своей готовностью помочь в каком – то деле.

     К детальному рассмотрению деятельности благотворительных организаций, осмыслению их роли в решении социальных проблем  подтолкнули и процессы, происходящие в экономике, социальной сфере страны с начала 90-х годов XX века. Становление рыночной системы хозяйствования, капитализация общественного производства, безработица, детская безнадзорность, рост числа людей, оказавшихся на грани выживания – потребовали от органов государственной власти внести серьёзные коррективы в свою деятельность. Увеличение объёмов гарантируемых государством льгот, материальной и финансовой помощи различным категориям населения не привело к снижению социальной напряжённости в обществе [19, c.103].

     Вместе  с тем, очевидным стало положение, когда у государства не хватит ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Когда различные формы материальной помощи без партнёрского сотрудничества с коммерческими и некоммерческими  организациями, без активного их привлечения и инвестирования благотворительных  средств в сферу социальных услуг, будут малоэффективными.

     Выработанные  традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро  встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного  призрения и создания новых, так  и в развертывании различных  форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения  возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную  деятельность, но и разрабатывать  эффективную социальную политику самого государства.

     Современное состояние общественных отношений  неотделимо от важнейших тенденций  исторического становления государственности  в России. В обществе каждое поколение  получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и  гуманистической традицией. Она  возникла в условиях первобытнообщинного  строя, когда шло формирование человеческого  общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся  в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, - это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.

     Одним из первых позитивных достижений перестроечной  либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

     С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые  благотворительные организации  и фонды, проводятся различные благотворительные  акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена - его  исторических традиций, основных форм, перспектив развития.

     Согласно  существующему законодательству основными  целями благотворительной деятельности были определены следующие:

     - социальная защита и поддержка  малообеспеченных граждан; 

     - социальная реабилитация безработных  и инвалидов; 

     - помощь пострадавшим в результате  стихийных бедствий, жертвам репрессий,  беженцам;

     - содействие деятельности в области  образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и  т.д. 

     Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще  и финансовую помощь помимо выполняемых  функций. Следовательно, благотворительные  организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.

     Благотворительные организации не только выполняют  часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств. Для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи  с дефицитом централизованного  финансирования. Кроме того, благотворительные  организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для  государства направлениям, но от этого  не становящиеся менее значимыми  для страны.

Информация о работе Деятельность и теоретические основы благотворительных организаций в современной России, их взаимоотношение с органами р