Договорная (естественно-правовая теория) происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:44, доклад

Описание

Уже в Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Философ Эпикур писал, что «государство покоится на взаимном договоре людей ». Но в своём классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII в. в. Наиболее видные представители теории: Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дени Дидро, Александр Николаевич Ради́щев, Гуго Гроций и др.

Работа состоит из  1 файл

2 Доклад договорная теория.docx

— 18.80 Кб (Скачать документ)

Договорная (естественно-правовая теория) происхождения  государства 

Уже в Древней  Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей  с целью обеспечения справедливости. Философ Эпикур писал, что «государство покоится на взаимном договоре людей  ». Но в своём классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII-XVIII  в. в. Наиболее видные представители теории: Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Дени Дидро, Александр Николаевич Ради́щев, Гуго Гроций и др.

В концепцию данной теории входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в  процессе развития человечества права  одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между  собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть  своих прав. Договор заключался либо между правителем и подданными, т. е. договор подчинения, как считал Т. Гоббс, либо между гражданами, т. е. договор объединения, как полагал Дж. Локк.

Теория договорного  происхождения государства не может ответить на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Гораздо более важным, по мнению авторов теории, является вопрос о социальном назначении государства — служить человеку, гарантировать его права и свободу.

Общественный договор  в понимании сторонников договорной теории рассматривают как логическую предпосылку, без которой нельзя отличить государство от первобытного общества. Поэтому история не может  нам представить достоверных  фактов возникновения государства  в результате договора. Хотя иногда в качестве примера приводят норманскую теорию происхождения российского государства. Согласно летописной легенде начальник варяжского военного отряда Рюрик, был призван ильменскими славянами вместе с братьями Трувором и Синеусом княжить в Новгород. Между ними был заключен устный договор, и именно этот момент многие считают моментом возникновения российского государства . Также примером может служить договорная практика многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города от внешних посягательств и внутренних раздоров, что также наблюдалось на Руси.

А теперь я хочу проанализировать основные теории происхождения государства, путем заключения договора, выдвинутые разными авторами.

Теория  Т. Гоббса

Т. Гоббс считал, что естественное состояние человечества, это состояние «войны всех против всех», для прекращения которой необходимо заключить договор и объединиться. В вопросе о форме создаваемого государства Гоббс придерживался стороны монархии и превозносил роль государства, которое он признавал абсолютным сувереном. Он полагал, если люди, заботясь о своей безопасности, согласились отказаться от «права» неограниченного самоутверждения в пользу суверена, то власть его должна быть абсолютной; в противном случае, раздираемые противоречивыми притязаниями, они всегда будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.

Теория  Ж.-Ж. Руссо

Вопрос о том, что  собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное  освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712 - 1778) и особенно в его  знаменитом труде «Об Общественном договоре».

Ж.-Ж. Руссо полагал, что люди в «догосударственном»  состоянии обладают прирожденными  правами. Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. Руссо описывал государство как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело к абсолютному неравенству при деспотизме. Руссо предлагает свой проект по созданию, так называемого Подлинного общественного договора, цель которого в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

Теория  Дж. Локка

Один из ярких  теоретиков гражданского общества –  британский философ Дж. Локк – выступал против власти феодальной военной аристократии в пользу правового демократического государства. Идеалом такого государства является конституционная монархия.  Локк также предложил принцип разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. По теории Дж. Локка в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных. Поэтому в целях надежного обеспечения равенства, свободы, прав и защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, то есть учредить государство. Он считал, что суверенитет народа значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство решает положить конец наглости нарушивших общественный договор властей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы и закона будет совершенно правомерным. Также, согласно Локку, каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его. Право народа на восстание наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года». Следует отметить, что Локк был не только теоретиком нового гражданского общества, но и практиком. В 1688 г. совершилась «Славная революция» в Англии, в которой Локк принимал непосредственное участие. Вильгельм III Оранский, с которым Локк находился в тесном контакте, был провозглашен королем.

Идеи, изложенные в  работах вышеупомянутых авторов, нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека  получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

Отмечая прогрессивность  многих положений теории общественного  договора, которая противостояла  феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству  людей перед законом, следует  также указать на то, что нет  убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властей? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для возникновения государства.

Однако эти факты  не лишают данную теорию научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает в результате сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий на сегодняшний день огромное воздействие на жизнь всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям.

Договорная  теория происхождения государства и теория насилия являются на мой взгляд одними из основных и наиболее актуальных в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл. Позитивное содержание договорной теории происхождения государства было столь значительным, что она и сейчас используется во многих демократических, либеральных движениях, хотя, разумеется, в более современных формах . Большинство государств сегодня придерживаются той или иной формы общественного договора, признавая тем самым эффективность данной формы власти, ее гибкость и простоту. Это лишний раз доказывает, что возникновение государств могло начинаться с договора между народом и тем, кому делегировалась власть. 
 
 

        

Информация о работе Договорная (естественно-правовая теория) происхождения государства