Достижения ученых на арабском Средневековом Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 06:52, реферат

Описание

Со второй половины VIII века естествознание стало развиваться в основном на Востоке, а не в Европе. Для Средневекового Востока — восточной окраины Римской империи - характерно отсутствие религиозного давления на науку, здесь в Х веке возникают первые университеты, сначала - в Багдаде, потом в Каире. Отметим, что в Европе первые университеты появились гораздо позже - лишь в ХII-XIII веках. Благодаря усилиям арабских ученых возникает алгебра, разрабатывается учение об очень точном взвешивании - теория весов, появляются прецизионные измерения, что позволяет точно измерять плотность, объем.

Содержание

Введение
Достижения арабских ученых
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

наука на востоке РЕФЕРАТ.docx

— 113.47 Кб (Скачать документ)

В 1092 г. султан Малик-шах умер, обсерваторию закрыли, Хайяма обвинили в безбожии, он вынужден был совершить  паломничество в Мекку. Скончался  Омар Хайям в бедности в родном Нишапуре.

Свои научные труды  Омар Хайям писал по-арабски, а  на языке фарси он писал четверостишия  – рубаи, известные сейчас всему миру.

Омар Хайям вместе со своим  учеником аль-Хазини занимался теорией взвешивания. Он, например, ставил задачу «узнать количество серебра и золота в состоящем из них теле». Исходными данными служили вес в воздухе и в воде двух произвольных слитков серебра и золота и вес рассматриваемого тела. Здесь Хайям распространяет закон Архимеда на предметы, находящиеся в воздухе.

Поставленную задачу Хайям  решил двумя способами. В сочинении  аль-Хазини «Книга о весах мудрости», написанной в 1124 г., описаны специально сконструированные для этих целей весы. Их основными частями являлись градуированное коромысло и пять чашек, которые можно было передвигать по коромыслу и подвешивать одну под другой. Автор «Книги» так описывал весы:

– отличают изменение веса на один мискаль (4,464 г), хотя полная нагрузка составляет 1000 мискалей; – отличают чистый металл от подделки; – дают сведения о компонентах металлических тел без отделения одного от другого; – позволяют определить вещество взвешиваемого предмета по его виду, отличаясь от других весов, которые не отличают золото от камня.

Таким образом, «весы мудрости»  позволяли решать ряд практических задач: определять чистоту металла, распознавать сплавы, устанавливать  истинную ценность денежной монеты, отличать подлинные камни от подделок.

Ученые Древнего Востока  достигли значительных успехов в  таком разделе физики, как оптика. Крупный шаг в области развития оптики после Птолемея был сделан Абу Али ибн аль-Хайсамом из города Басры (965–1039). В Европе этот ученый стал известен под именем Альгазена. Его труд «Сокровище оптики» дошел до нас в латинском переводе, изданном в Базеле в 1572 г.

Трактат разделен на семь книг, из них первые три посвящены глазу  и зрению. Альгазен впервые в истории оптики дает анатомическое описание глаза. Для него, бесспорно, что зрение вызывается внешними лучами, приходящими в глаз от предметов, причем изображение формируется внутри хрусталика, прежде чем достигает зрительного нерва.

Последняя книга трактата – об отражении и преломлении  в прозрачных средах. Альгазен развивал теорию Лукреция о том, что свет – это поток частиц, и отражение рассматривал как механическое явление: «Свет отражается в те части, откуда прибыл, вдоль по прямой так же наклонной, как и первоначальная».

Изучая преломление света, Альгазен повторил опыты Птолемея, достигнув большей точности, но до понятия показателя преломления не дошел. Правда, ему принадлежит заслуга открытия того факта, что лучи падающий, преломленный и перпендикуляр к границе раздела лежат в одной плоскости.

Изучал Альгазен и зеркала. Он различал семь видов зеркал: плоские, выпуклые, вогнутые, цилиндрические, конические, выпуклые и вогнутые сферические. Изучая отражение света от вогнутых зеркал, ученый установил, что фокусировка тем лучше, чем больше диаметр зеркала. В Европе это значительно позднее обнаружил Роджер Бэкон.

Улугбек (1394–1449) – внук завоевателя  Тимура. За тридцать пять лет своих  походов Тимур создал огромную империю, ядром которой была страна между  Амударьей и Сырдарьей со столицей в Самарканде. Благодаря огромным богатствам, награбленным Тимуром, Самарканд  украшался и процветал. Строились  дворцы, мечети, медресе, разбивались  роскошные сады. Самарканд был  центром ремесел, торговли и научной  мысли. 22 марта 1394 г. у третьего сына Тимура, Шахруха, родился сын Мухаммед Тарагай. Именно этого мальчика стали называть впоследствии великим беком – Улугбеком. С юности он проявлял большую склонность к наукам, особенно к математике и астрономии. Читая рукописи и общаясь с видными учеными, он приобрел обширные познания. Свою власть, а с пятнадцати лет юноша становится правителем Самарканда, Улугбек направляет на развитие наук и образования, строит медресе, читает в них лекции.

В 1428–1429 гг. в двух километрах от Самарканда по проекту Улугбека была построена астрономическая  обсерватория, ставшая самой знаменитой на Востоке. Ее трехъярусное цилиндрическое здание диаметром более 48 м и высотой  не менее 30 м было сооружено на холме  и возвышалось над местностью на высоту современного 12–13-этажного здания. Главным ее инструментом был громадный стенной квадрант радиусом 40,2 м. Мраморная дуга квадранта имела ширину 2 м. Верхним концом она упиралась в крышу обсерватории, а нижним уходила на 10 м под землю, в вырубленную в скале траншею. Свет от небесного светила проникал в помещение сквозь отверстие в верхней части. Изображение получалось на экране, который мог перемещаться в желобе, проходившем по центральной части дуги квадранта. Общая длина дуги составляла 60 м, градус соответствовал 70,2 см.

Основные результаты наблюдений оставались непревзойденными несколько  веков. Главный труд Улугбека – «Новые астрономические таблицы» с каталогом 1018 звезд. Там также были рассмотрены системы летосчисления разных народов, представлены таблицы переходов между ними, определены координаты 638 городов Европы и Азии, включая Русь, наклон эклиптики к экватору, моменты затмений Луны и Солнца, рассчитана продолжительность звездного года: 365 сут. 6 ч 10 мин 8 с, истинная продолжительность звездного года – 365 сут. 6 ч 9 мин 15 с, т.е. ошибка не превышала 1 мин! Интерес к трудам Улугбека был настолько велик, что его звездные таблицы издавались в Лондоне трижды в течение пятнадцати лет (в 1650, 1652, 1665 гг.). В середине XIX в. таблицы вновь были изданы Лондонским королевским астрономическим обществом.

Научные труды Улугбека восстановили против него шейхов, которые нашли  опору в старшем сыне Улугбека, Абдуллатифе. Между сыном и отцом возникла вражда. Абдуллатиф восстал против отца, опираясь на часть войска, и выиграл решающее сражение. Тайный суд шейхов выдал разрешительную «фетву на убийство», и 27 октября 1449 г. Улугбек был убит. Сейчас тело великого ученого покоится в мавзолее Гур-Эмир в Самарканде.

Принято считать, что на Востоке  большое значение имела астрология. Оказывается, древние ученые Востока  относились к астрологии скептически. Например, аль-Бируни в своем сочинении «Хронология древних народов» писал: «Арабы приписывают все изменения влиянию восхода или захода звезд вследствие своего невежества». Какие-либо изменения уже потому не могут зависеть от сочетания звезд, что звезды «постоянно восходят и заходят в одном и том же порядке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Как мы видим без участия  арабо-мусульманских ученых в научной  жизни мира, человечество еще долго  бы умирало от несовершенства науки, находилось бы на более низкой ступени  развития, нежели сейчас.

Значительный вклад в  сокровищницу науки и техники  внесла арабо-мусульманская средневековая  культура, во много раз превосходившая тогдашнюю европейскую культуру. Немалая роль здесь принадлежит  тому, что в основе ислама лежала забота о правоверных в земном мире, а различные научные дисциплины оказывали в этом существенную помощь. Точные науки, математика и астрономия, а также медицина и фармакология весьма были полезны для развития цивилизации, ибо повышали уровень  жизни населения и не угрожали идеологии ислама.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета, корни которой  уходят в Индию, была воспринята и  распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин.

Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Джабар Ибн Хайян из Куфы заложил основы экспериментальной химии. Арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Весьма высокий уровень  у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались мусульманскими и христианскими хирургами. Другим знаменитым деятелем медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160гг.). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.

Арабским ученым мы обязаны  также созданием фармацевтики как  признанной профессии, фармакология стала  самостоятельной наукой, независимой  от медицины, хотя и связанной с  нею. Арабские географы и натуралисты  обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Арабские ученые пополнили  сумму человеческих знаний новыми и  оригинальными сведениями, открытыми  в области естествознания и медицины, обогатив тем самым все человечество.

Исламская наука оказала  влияние на западные науки, непосредственно  повлияв на Возрождение и научную  революцию. Вклад мусульман, и, прежде всего арабов, в многочисленные науки  огромен.

Таким образом, цель данной работы может считаться выполненной. С помощью использования литературы ученых, интересовавшихся данной темой, построена четкая схема работ  и достижений ученых арабского средневекового Востока. Это дает возможность проследить за развитием от зарождения до триумфа  науки арабо-мусульманского мира.

 

 

Литература

 

• Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века.– М.: Наука, 1974.

• Кедров Б.М., Розенфельд Б.А. Абу Райхан Бируни. – М.: Наука, 1973.

• Кудрявцев П.С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.

• Леонов Н.И. Улугбек – великий астроном XV века. – М.: Издательство технико-теоретической литературы, 1950.

• Спасский Б.И. История физики. – М.: Высшая школа, 1977.


Информация о работе Достижения ученых на арабском Средневековом Востоке