Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:17, реферат
Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.
В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.
Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая.
Согласно Повести временных лет, вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян.
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья[7] или даже с верховьев Днестра (где обитали дулёбы)[12]
Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население[13]. Предшественниками славянского населения в бассейне верхней Оки были представители сложившейся к III—IV векам мощинской культуры. Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению
У́личи — восточнославянское племя, населявшее в период VIII—X веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря. В разных летописях их имя читается по-разному — уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане[1]. В «Повести временных лет» сказано, что «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».[2]
Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X века уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако всё-таки были вынуждены признать её верховенство и войти в её состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов.
Ти́верцы — восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Тиверцы впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточнославянскими племенами IX века: «…улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне…».[1]
Основным занятием тиверцев было земледелие. На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения (см. валахи), на востоке — с так называемым Диким полем, которое всё больше наводняют кочевники тюркского и монгольского происхождения. Тиверцы принимали активное участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси. После усиления феодальной раздробленности Руси к 12 веку тиверцам всё тяжелее защищать регион своего проживания от набегов печенегов и половцев. В результате основная их масса отходит к северу, где постепенно смешались с соседними славянскими племенами. В междуречье Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы, Царевка, Рудь и др.), которые связываются с летописными тиверцами. Городища — почти круглой формы укрепления диаметром около 80 метров, окружённые рвами глубиной около 4 метров и высокими валами. В городищах собрано множество предметов, идентичных с распространёнными среди жителей Киевской Руси, а частью явно завезённых из Киева.
В XIII—XIV веках остатки тиверцев сливаются с христианским полукочевым населением романского происхождения, но оставляют в его быте, языке и культуре заметные следы. Таким образом, появляются молдаване. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и т. п. К северу, потомки тиверцев предположительно стали через несколько сот лет частью украинского народа, а их крайняя западная часть (Молдавия, Буковина) постепенно романизировалась.
Происхождение названий
Русь, русский окончательно не выясненное.
По этому поводу уже свыше двухсот
лет ведется оживленная дискуссия и существует
широкая научная литература с разнообразными,
временами, полярно противоположными
взглядами на эту проблему ученых разных
поколений. Были попытки объяснить название
Русь как заимствование и искать ее истоки
то в Скандинавии (у варягов), то среди
ираномовних народов (сармат). Другие ученые
считают этот етноним изначально местным
и его корни ищут на Среднем Приднепровье.
Однако исследование этимологии слова
Русь имеет сугубо научное значение. Для
становления национального самосознания
восточноевропейских народов решающее
значение имело не происхождение этого
етнонима (норманське, иранское, автохтонное
или какое-то другое), а история его употребления
в общественно-политической практике
разных государственных образований и
в научной литературе разных историчнихпериодив.
Слово русь мало сборное
значение (как знать, названия племен чудь,
сербь, а также чернь, челядь и др.), а единичное
значение - русин (множ. русины), как чудин,
болгарин и др. Некоторые исследователи
твердят, что в середине И тыс. н.э. существовало
отдельное восточнославянское племя русив.
Но это предположение маловероятное, так
как руси, если бы они в самом деле были
как отдельное племя, имели бы уже довольно
высокую материальную культуру, которая
не могла бы исчезнуть бесследно. Однако
никаких следов так называемых русив археологи
до сих пор не проявили. О таком племени
ничего не сказано и в «Повести временных
лет», которая пересчитывает все основные
восточнославянские племена и их союзы
Етноним рус (hrus) впервые упоминается в сирийской хронике VI ст. н.э. относительно какого-то населения в Северном Причерноморье (возможно, отдельного племени), этническая атрибуция которого неизвестная. Целиком достоверно, что на Средний Надднипрящини этот етноним имел также параллельную форму рос, отображенную аж по сей день в топонимике этого реґиону. Здесь текут реки Рось с ее притоками Роська и Росава, которая имеет приток Росавку, а также Росавиця (Роставица). За припущеням некоторых историков, в давность Росью называлась и какая-то река на Черниговщине, о которой в Ипатському списка летописи под 1187 г. сказано: «В тот же год пустошив [хан] Кончак по [реке] Роси с половцами. А после этого стали они часто пустошити по Роси в Черниговской волости» («Летопись Русская», с. 343). Наидостовернее, что росы (руси) в середине И тыс. к н.э. - это одно из ираномовних сармато-аланських племен Среднего Приднепровья, которое, возможно, входило в антський племенной союз. Название росы - руси в своей основе могла иметь наименования реки. Густинський летопись свидетельствует, что название Русь - «вот реки глаголемая Рось» (Полн. собр. русск. летоп., т. II, Спб, 1843, с. 236). В процессе славянизации местного ираномовного население етноним рос (рус, русь) вместе с другими языковыми элементами был воспринятый славянами
Параллельное употребление сроков с корнями рос и рус удостоверено и в давних исторических документах. В восточных источниках преобладает срок руси, у византийских - росы, в западноевропейских - руси (но иногда и рос, росы), a в древнерусской письменности преобладают названия Русь, русский, хотя изредка случается и росьский («Правда Росьская»). Однако, край, в котором жили руси (или росы), имел название лишь Русь
Какой срок давниший - рось или русь - и до сих пор не установлены. Одни специалисты считают давнишим русь (M. Тихомиров), другие - рось (Б. Рыбаков), но обе названия, без сомнения, очень давние и достигают первых столетий нашей эры
Есть основания
считать, что русью сначала назывались
антськи воины-дружинники, а от них это
название со временем перешла на найпивденниший
протоукрайнський союз племен - полянинов
в треугольнике между Днепром, Ирпенем
и Росью (летописец отмечает: «поляне,
яко нынъ зовомая русь»). На время образования
древнерусского государства (очевидно,
на протяжении VIII-IX ст.) название Русь распространилась
на все Среднее Приднепровье, точнее -
на Киевщину, Черниговщину и Переяславщину,
которые стали ядром Киевской Движении.
Со временем Русью стали считать всю Киевскую
империю
В древнерусских
источниках срок Русь имеет двойное
значение: Русь первоначальная, поднепровская
и Русь - все Киевское государство вместе
с присоединенными к ней землями неславянских
племен и народов
Двойное понимание
названия Русь было распространено не
только среди восточных славян, но
и за рубежом, в частности в
Византии. Например, в произведениях
византийского императора X ст. Константина
Багрянородного речь идет об «далекой
Руси» и противопоставляемую ей «близкую
Русь» в первоначальном, древнейшем значении
этого термина - как восточнославянские
земли Надднипром.
Итак, Русью изначально называли современную территорию Украины, а прилагательное русское употреблялся как самоназвание украинцев. Правда, в «Слове об Игорев поход» удостоверенный также етноним русичи. Но он случается лишь в этом произведении как авторский неологизм, «своеобразная формула высокого стиля древнерусского поэта»46 и никогда практически больше не употреблялся.Этническое определение русский в понимании «украинский» беспрерывно сохранялось на протяжении многих столетий. Русинами называли себя украинцы в Большом княжестве Литовскому, а в львовских городских книгах от 1599 г. даже используется термин«русская нации» (Natio Ruthenica). Тогдашние источники убедительно удостоверяют, что население Украины и Беларуси четко отделяло себя от московитив. Во времена Козаччини для украинцев также естественной и обычной было старое название их края - Русь, а их самых - русины. Да и вся Западная Европа на протяжении многих возрастов на определение Украины употребляла название «Русь». Особенно стойкой это название оказалось в западному реґиони Украины. Даже в XIX ст. прилагательное русское (т.е. «украинский») еще входил в названия разных западноукраинских политических партий, литературных и научных группировок, альманахов, отдельных работ и т.п.. Например: «Главный русский совет» - первая украинская политическая организация в Галиции, которая возникла в Льве 2 мая 1848 г., просветительное общество «Галицько-руська матиця», «Собор русских ученых» (1848 г.), «Русская троица» (украинские писатели М. Шашкевич, И. Вагилевич, Я. Головацький), четырехтомная «История литературы русской» (т.е. украинской) О. Огоновського и ин.
Информация о работе Древнейшие народы на территории нашей страны