Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:35, реферат
Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения.
западноевропейскими государями. Первые шаги государя московского направлены
на достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада”
(названная так А.Курбским), в которую входят представители разных сословий
из приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательный
орган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”,
позднее избираются представители купечества и городской верхушки.
Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 г.
принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий
податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачатки будущей
армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал
земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование.
Помимо создания стрелецкого войска
принимается “Уложение о
регламентирующее военную
жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа
налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов,
в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной
властей.
Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знати
вновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551 г. был
собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший Судебник и
одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью достигается
компромисс.
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов встречают их
сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя.
Проблемы централизации и
самые ужасные, кровавые формы.
Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство , которое
стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и
старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем
Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев. Большую роль в ней
играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства,
князь Андрей Курбский.
Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь
примирить интересы всех бояр , дворян и духовенства.
В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр ,
высшего духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван 4-
й выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к
совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это
был первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем
Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных
вопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства,
в них участвовали
иных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно-
представительная монархия.
Избранная рада провела ряд реформ.
· Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые
приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и
сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а
“кормились” за счет населения . Избранная рада отменила систему кормлений.
Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило
деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из числа
дворян.
· Был составлен новый судебник - сборник законов.
· Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны
приходить с отрядами вооруженных конников.
· Кроме того, были созданы постоянные пехотные полки стрельцов , вооруженных
огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.
Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали привилегии
дворян и повышали роль дворян в управлении страной.
Глубокие душевные потрясения, испытанные в детстве,на всю жизнь лишили царя
доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в
периоды крайнего внутреннего напряжения, когда его необузданные страсти
выходили за нормы разумного, творил правый и неправый суд над своими
действительными и мнимыми противниками.
Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны
отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем, что не получили новых
поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами
во внешней политике. Бесконечные интриги, имевшие место вокруг государя ,
подорвали его психику.
Первый кризис, оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана
Васильевича, был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения
из Казанского похода и составлением в марте 1553 года завещания в пользу
младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Царь потребовал
принесению присяги наследнику в пеленках, но у некоторых ближних бояр,
которые первыми целовали крест, появились сомнения, и они, сказавшись
больными, уклонились от присяги. Ходили слухи, что они “хотели ... на
государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана
4-го.
Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете ,
то значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к крестному целованию,
велю вам служить сыну моему Димитрию, а не Захарьиным; вы души свои забыли,
нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам крест целовали уже не помните
;а кто не хочет служить государю - младенцу, тот и большому не захочет
служить...” На это отозвался князь Иван Михайлович Шуйский: ”Нам нельзя
целовать крест не перед государем; перед кем нам целовать, когда государя тут
нет?” Прямее высказался окольничий Федор Адашев, отец царского любимца : “
Тебе ,государю, и сыну твоему, царевичу князю Димитрию, крест целуем, а
Захарьиным, Даниле с братьею, нам не служить; сын твой еще в пеленках, а
владеть нами будут Захарьины, Данила с братьею; а мы уж от бояр в твое
малолетство беды видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию
следующие бояре: князь И.Ф. Мстиславский, князь В.И.Воротынский,
И.В.Шереметев, М.Я.Морозов, князь Дмитрий Палецкий, дьяк И.М.Висковатый и др.
Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому князья
П.Щенятев, И.И.Пронский, C. Лобанов - Ростовский, Д.И.Немой, И.М.Шуйский,
П.С.Серебряный, С.Микулинский, Булгаковы. Бояре покорились только после
заявления царя, что к присяге он приводит сам и велит служить Дмитрию , а не
Захарьиным.
По известию одной летописи, бояре насильно заставили присягнуть князя
Владимира Андреевича, обьявивши ему, что иначе не выпустят из дворца; к
матери его посылали трижды с требованием, чтобы и она привесила свою печать к
крестоприводной записи. ”И много бранных речей она говорила. И с тех пор
пошла вражда, между боярами смута, а царству во всем скудость “, - говорит
летопись.
7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла Ивана
Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил ее и
уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го воспользовалась
состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух, что
Анастасия умерла не своей смертью, что “извели царицу своими чарами”
Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных
заочно.
Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по-видимому он там
и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи; его взяли под
стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.
Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и
дальние родственники Алексея Федоровича, многие знатные бояре и князья, их
семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо
отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом. Карамзин восклицал
в связи с этим: ”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, в темницах, в
монастырях стенали жертвы!..”
Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись
боярин Алексей Данилович
Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта
Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта
ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако, несмотря на это, сам Малюта
был неплохим семьянином. Одна из его дочерей, Мария, была замужем за
выдающимся человеком того времени - Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов
на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во
время штурма в 1573 году.
... Массовые казни вызвали
земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея
Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего
государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И вот -
неожиданная измена! И не просто измена , а позорное бегство русского воеводы
с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в ее
затянувшейся войне с Ливонией ! Польский король милостиво принял Курбского,
сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением.
“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в жестокое
гонение на бояр после бегства в Литву князя А.М.Курбского” (Платонов).
Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся над ним
расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады, за
самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского,
брошенных им в Москве, отомстив недругу. В ответе на гневное послание
Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично изложил кредо самодержца:
неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована церковью и
Богом, и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных. Иван
Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве древнем,
неизменном, неутраченном: ”Самодержавства нашего начало от святого Владимира:
мы родились на царстве , а не чужое похитили “.
...Иван Грозный придумывает
оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела
свой политический смысл.
В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под охраной и
в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда бяше”. Он
отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре, а затем отъехал в
Александрову слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич
Информация о работе Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства