Древнерусское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:31, доклад

Описание

У своих истоков древнерусское искусство было тесно связано с предшествовавшей ему культурой восточнославянских племен, которые, в свою очередь, унаследовали многие художественные традиции скифо-сарматского мира и античных колоний Северного Причерноморья. Искусство древних славян уже в первых веках нашей эры было очень разнообразно.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.66 Кб (Скачать документ)

Древнерусское искусство

 

Искусство Древней Руси охватывает несколько веков — от времен Ярослава Мудрого до эпохи Петра I.

 

У своих истоков древнерусское  искусство было тесно связано  с предшествовавшей ему культурой  восточнославянских племен, которые, в  свою очередь, унаследовали многие художественные традиции скифо-сарматского мира и  античных колоний Северного Причерноморья. Искусство древних славян уже  в первых веках нашей эры было очень разнообразно. Утварь, оружие, одежда украшались орнаментами; магические статуэтки отражали языческие верования, почитание сил природы — солнца, земли, стихий и животных. Славяне  сооружали сложные комплексы  жилых домов, крепости, храмы и  погребальные постройки из дерева, камня, глины и земли. Велико было мастерство плотников и резчиков.

 

К X в. искусство славян достигло высоко совершенства. Киевская Русь была в это время мощным и богатым  государством, центром русского ремесла  и международной торговли. Рост новых  городов, развитие феодального землевладения  определили общий характер киевской культуры. Старая языческая религия  славянах племен в 988—989 гг. уступила место  единой государственной религии  — христианству. Это содействовало  сближению Киевской Руси с Византией  и странами Западной Европы. Иноземную  культуру русский народ перерабатывал  в духе традиций своей культуры. Высшего расцвета искусство Киева  достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019—1054). Широко ввернулось строительство, из дерева и камня вводились грандиозные  монументальные сооружения (при раскопках  обнаружены фундаменты обширных дворцовых  построек). При Ярославе Мудром границы  Киева были раздвинуты, сооружены  новые земляные валы с каменными  проездными башнями-воротами. Главным  культовым и общественным зданием  Киева был величественный Софийский  собор (заложен в 1037 г.). Это храм, имеющий в плане крест, с пятью  полукруглыми выступами — апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. К западным углам собора примыкают две могучие круглые  башни с лестницами на хоры для  князя и его свиты. Внутри собор  отличается великолепием убранства: мозаикой, фресками, отделкой полированым и  резным камнем, майоликой.

Этот монументальный каменный собор XI в. олецетворял величие и  силу Киевского государства и  являл собой согласованный ансамбль всех видов искусства. Роспись Софийского собора прославляла торжество христианства и могущество государственной власти.

 

Величественные каменные соборы с некоторыми местными отличиями  в XI в. были созданы таккже в Чернигове (Спасо-Преображенский, заложен ок. 1036 г.), Полоцке (Софийский, вторая половина XI в.), Новгороде (Софийский, 1045-1050).

Монументальная живопись Киева представлена фресками и мозаикой. Мозаики Михайловского Златоверхого моностыря, созданные константинопольскими мастерами при участии русских  во второй повине XI в., поражают изяществом пропорцией фигур, красотой колорита. В более поздние эпохи мозаика уступила место фреске, техника которой допускала большую свободу художестнных решений.

Мастера древнерусской живописи были стеснены религией и строгими правилами иконографии, и все-таки они сумели в условных формах создать  образы, отражающие действительность, запечатлеть идеалы своего народа.

 

В Киевской Руси процветало прикладное искусство. Шитье, отделка  оружия и доспехов, украшение утвари, окладов книг отмечены вкусом и мастерством  исполнения. Успехи прикладного искусства  объясняются высоким развитием  всевозможных ремесел (Киевская Русь знала  их свыше 60). Среди украшенных миниатюрами  рукописей примечательны «Остромирово Евангелие» (1056—1057) и «Изборник Святослава» (1073).

Круглая скульптура не получила развития в Древней Руси, поскольку  православная церковь считала это  искусство языческим. Русские мастера  отдавали предпочтение плоскому рельефу, они переносили в резьбу по камню  навыки и приемы древнего народного  искусства резьбы по дереву.

 

В XI — XII вв. усиливается феодальное дробление Руси. В отдельных городах  и княжествах складываются местные  художественные школы (Галич, Полоцк, Смоленск, Владимир, Новгород и др.).

 

В XII в. на основе киевского  наследия блестящего расцвета достигает  искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерно, что все виды искусства этого княжества —  и живопись, и скульптура, и зодчество  — пронизаны идеями преодоления  феодальной раздробленности и объединения  русских земель. Основные особенности  владимиро-суздальского зодчества  — сочетание гражданских и  культовых зданий в одном комплексе, превосходное чувство пропорций, совершенство техники белокаменной кладки, широкое  использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т. д.).

 

В годы правления Андрея Боголюбского (1157—1174) столицей княжества стал город  Владимир. В первые 7 лет своего княжения Боголюбский предпринял здесь обширное строительство, было сооружено много  зданий и оборонительных валов с  деревянными и белокаменными  башнями. Одна из них — башня с  проездной аркой, увенчанная надвратной церковью Золотые ворота (1164), сохранилась  до наших дней. Центром городского ансамбля был Успенский собор (1158—1161; перестроен после пожара в 1185— 1189 гг.). Это величественный шестистолпный  храм стройных пропорций. Стены его  украшены декоративными колонками, каменной резьбой и фресками. Среди  доныне сохранившихся фресок можно  увидеть работы замечательного художника  Древней Руси Андрея Рублёва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Прикладное искусство.  Внутреннее убранство дома

Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами - большой  стол для всей семьи, вдоль стен широкие  встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен  росписыо - здесь птица Сирин и  кони, цветы и картинки с аллегорическими  изображениями времён года. Праздничный  стол накрывали красным сукном, ставили  на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных  форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши  умещалось по несколько вёдер.

Нескоро ели предки наши,

Нескоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином!

Они веселье в сердце лили,

Кипела пена по краям.

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину  тесного, замкнутого неторопливого  быта Древней Руси.

Ковшички для питья  имели ладьевидную форму. Ручки  ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так  и назывались ковши-утицы. Братины - точёные сосуды для напитков в  виде шара - тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Деревянные ложки и в наши дни не стали музейными экспонатами. Мы охотно покупаем их для себя, дарим друзьям. Деревянные ложки необыкновенно удобны: и черенок по руке, и не обожжёшься.

Из дерева делали всё - и  мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто  эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы  эти вещи были удобны, хорошо служили  своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую  тяжёлую, в праздник.

Особенно почитались у  русского крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно  было наткать ткани, чтобы одеть  свою большую семью, украсить дом  полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились  и передавались по наследству. По старому  обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними  вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

В каждой местности прялки украшались по-своему. Ярославские  прялки стройные, высокие, силуэтом своим  напоминают женскую фигуру в пышном сарафане и кокошнике, украшает их обычно сквозная резьба. Вологодские прялки массивные, тяжёлые, сплошь покрыты  строгим геометрическим орнаментом, часто ещё и расписаны по резьбе.

Особенно знамениты прялки из Архангельской губернии. В разных районах огромного северного  края роспись была различной. От прялок из сёл, расположенных по реке Мезени, веет седой стариной. Странные кони и олени, бегут вереницей друг за другом по красному полю. Эти прялки удивительно напоминают древние  наскальные рисунки.

Совсем другие прялки из села Борок. Украшающие их травные орнаменты  напоминают зрителю средневековые  русские книги с изящными заставками и буквицами, нарисованными киноварью  и золотом, На борецких прялках расцветает пышный и яркий райский сад  с птицами, внизу обычно изображён  конь, запряжённый в расписные  санки, с весёлым лихим седоком. Не жених ли в нарядном свадебном  возке собрался к красавице-невесте?

Особые прялки-донца с  инкрустацией или росписью делали в  городе Городце на Волге. Но разговор о них в этой книге ещё впереди.

У практичного хозяина  всякое лыко в строку, в работу идут все части дерева: из луба резали всевозможную утварь, из корней, ветвей плели изящные и ловкие корзины. Удивительно красивые и удобные  вещи русские крестьяне делали из берёсты (специально обработанной берёзовой  коры).

Во всех изделиях из дерева, сделанных народными умельцами, ясно видно высокое техническое  и художественное мастерство. Удивительно, как приспособлено всё, что выходит  из-под рук мастеров, к быту народа, к окружающей природе.

Жива и сейчас деревянная посуда: горит золотом, рдеет алыми  цветами. Поистине - на старое глядят - новое творят.

В современной деревне, конечно, стало меньше резных и расписных  изделий из дерева. Но, может быть, сейчас они как никогда радуют нас. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства они создают  атмосферу праздничности, красоты, вызывают удивление и восхищение людей. Маерова К., Дубинская К. Русское  народное прикладное искусство, 1990. с. 81-86

2.3 Письменность и литература

Ключевым моментом в развитии русской культуры стало введение единой письменности. Отдельные письменные системы существовали на территории Руси издавна, однако только с созданием  единого государства возникла необходимость  в едином алфавите. В письменности равно нуждались и государство, и население. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием  частной собственности и торговли - необходимость в грамоте ощущалась  при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось  обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так  как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли  ни общество, ни тем более усиливающееся  государство.

Единая система письма была перенесена на Русь из Болгарии в X в. вместе с принятием христианства Первоначально распространялись два  алфавита: глаголица и кириллица. Впоследствии возобладал и закрепился второй. Вместе с алфавитом и системой пунктуации на Русь были перенесены технические  элементы и приёмы книжного дела.

В литературе древней Руси с некоторой условностью можно  выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы  жанров часто были неуловимы и  размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали  составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI - началу XII вв. составили систематический  свод, окончательно отредактированный  и литературно обработанный монахом  Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием «Повесть временных лет». Ее называют энциклопедией  древнерусской жизни IX-XI вв., дающей представление не только об истории  Руси, но и о её языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и  т.п. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме  летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического  направления, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (XI в.); знаменитое «Поучение к детям» Владимира Мономаха (XII в.). Самыми знаменитыми  произведениями древнерусской художественной литературы являются сочинения Кирилла  Туровского и Климента Смолятича, «Моление»  Даниила Заточника и «Слово о  полку Игореве».Популярна на Руси была и мировая литература - переводились богословские сочинения, естественно-научные  трактаты, греческие романы и византийские хроники. Высокого уровня на Руси достигло образование, получали которое в  основном при монастырях. Картину  массовой грамотности даже в среде  простых горожан рисуют частые находки  берестяных грамот на археологических  раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске  и других городах. Литература и культура Древней Руси, 2006, с. 12

2.4 Одежда

Старинная одежда русской  знати по своему покрою в общем  имела сходство с одеждой людей  низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом  и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник (он назывался «ожерельем»). В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами (зепью). Штаны шились из тафты, шелка, сукна, а также из грубой шерстяной ткани или холста.

Информация о работе Древнерусское искусство