Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:24, контрольная работа
1) Искусство древнерусского государства конца 9 - 12 вв. Собор Святой Софии.
2) Принятие христианства ( 988 г.)
3) Принципы построения и символика крестово-купольного типа храма.
1 билет,
1 вопрос
1) Искусство
древнерусского государства конца 9 - 12
вв. Собор Святой Софии.
После смерти Рюрика княжить стал его родич Олег. Он отправился в поход на соседние славянские земли и Византию. И в 882 г. захватил Киев.
До 988г. русские были язычниками. Оно затрудняло международные контакты с христианским миром, что мешало и политическому и культурному становлению Руси. Отношения с Византией были взаимовыгодными, это привело на ориентацию на христианство.
Принятие христианства привело к смягчению нравов: грабеж, убийство – грех. Покорность властям. Растопился лед отчуждения с христианскими странами. Начали строиться церкви, возникла древнерусская архитектура. Создание фресок, мозаик, икон, драгоценной церковной утвари ускорило становление древнерусской живописи и прикладного искусства.
После 988 г. начался расцвет
церковной архитектуры. Храмы стали
главным украшением городов. Училась
Русь возведению храмов у Византии.
Были переняты многие стилистические
и технические приемы. В основу
древнерусских соборов лег
Фасады храмов были строгими, их украшали прямоугольные вертикальные колонны. Крыши крыли свинцовыми пластинами и черепицей. В оконные проемы вставляли деревянные рамы с круглыми стеклами в свинцовых переплетах.
Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. Не сохранилась.
Стены украшали мозаики и фресковые росписи.
София Киевская строилась как главный храм столицы могущественной державы. Уже это должно было определить ее большие размеры. Должен был напоминать Софию в Константинополе.
Сложен из плинфы (древний кирпич) В основе плана собора лежит равноконечный крест.
Внутри Софии все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками. Как и в византийских церквах, изображения в Киевской Софии должны были раскрывать основные догматы православия. Поражает грандиозность и единство замысла мозаик и фресок Софии. В сочетании с архитектурой храма они образуют неповторимое целое, одно из самых высоких достижений синтеза искусств в Древней Руси. Применение мозаичной техники в наиболее важных частях росписи объясняется, очевидно, стремлением выделить их в качестве главных, основных. Колорит мозаик, сдержанный, хотя и построенный на насыщенных серо-фиолетовых; синих, голубоватых, зеленых, ярко-желтых тонах фигур и предметов, и очень плотного, но как бы переливающегося золотого фона. Грандиозному, монументальному образу Богоматери-оранты («Нерушимая стена») в центральной абсиде, олицетворяющему «земную церковь», свойственна высокая одухотворенность, вызывающая душевный подъем, возвышающая зрителя. Это достигается не только превосходно найденной спокойной, полной внутренней значительности позой и ясным, легко обозримым силуэтом, но и суровым выражением лица с широко раскрытыми глазами, и свободным, как бы остановившимся в своем движении жестом воздетых рук, и четко выделенными складками одежды. Огромную роль играет здесь также колорит. Богоматерь, в фиолетово-синих одеждах и темно-лиловом плаще, словно выплывает из фона, золотая поверхность которого с различных точек зрения то горит ярким пламенем, то светится глухо и тускло.
Многочисленные столпы собора
и стены галерей покрыты
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота. (Светские мотивы)
Непреходящую славу
Часть мозаик Михайловского собора —
«Евхаристия», «Благовещение», изображения
архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других
— была перенесена в Софийский собор.
Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую
ныне хрестоматийной и вошедшей во все
издания, посвященные древнерусскому
искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской
галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры
«Святой Самуил» — в Русском музее в Петербурге.
Всего сохранилось 45 квадратных метров
мозаик, некогда сплошь покрывавших стены
собора.
Из убранства храма уцелели еще и две шиферных
плиты с рельефными изображениями скачущих
всадников. Одного из них считают Святым
Георгием, другого — Святым Дмитрием.
От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.Из росписей XVII века в Кирилловской церкви сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Позже ее расписал Врубель.
Эйкон-образ.Главное- предмет преклонения.Символизм. Основа-дерево-символ жизни.
Краски-соединение органического и неорганического мира.
Иконы появились в Византии в 4-6 веках.Не только на дереве, но и на камнях, шкурах ит д
На Русь привезли с 11 века. Самые древние сохранились с тех времен.
До конца 13 в большинство икон на Руси были византийскими.Русские лишь копирвали.
С 13 в зарождаются национальные традиции русской иконописной школы.
Богоматерь Владимирская (византийская икона) привезена в 1132г. (ГТГ)
Золотой краской - знаком вечного света - покрыл фон иконы великий константинопольский художник. Под кистью мастера благородные черты Марии с нежно прижавшимся к ее щеке младенцем обретают невиданную одухотворенную красоту. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости воплотившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике. В прекрасном, исполненном всеобъемлющей любви образе Богородицы зримо и полно воплощена та высокая красота, которой достигло ее совершенное материнское естество.
«Ангел с золотыми власами» пер пол 12 в.(ГРМ)
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.
О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.
«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.
Вдохновенная торжествующая
В иконе использована техника многослойного
вохрения с постепенным высветлением
охры в выступающих местах лика.
В затененных местах тенями просвечивает
зеленоватая санкирная
Доска липовая цельная с ковчегом и со следами двух торцовых шпонок.