Древнерусское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:24, контрольная работа

Описание

1) Искусство древнерусского государства конца 9 - 12 вв. Собор Святой Софии.
2) Принятие христианства ( 988 г.)
3) Принципы построения и символика крестово-купольного типа храма.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 1.05 Мб (Скачать документ)

1 билет, 1 вопрос 
1) Искусство древнерусского государства конца 9 - 12 вв. Собор Святой Софии.

  1. Образование единого государства  со столицей в Киеве.(882 г.)

После смерти Рюрика княжить  стал его родич Олег.  Он отправился в поход на соседние славянские земли  и Византию. И в 882 г. захватил Киев.

  1. Принятие христианства ( 988 г.)

До 988г. русские были язычниками. Оно затрудняло международные контакты с христианским миром, что мешало и политическому и культурному  становлению Руси. Отношения с  Византией были взаимовыгодными, это  привело на ориентацию на христианство.

Принятие христианства привело  к смягчению нравов: грабеж, убийство – грех. Покорность властям. Растопился лед отчуждения с христианскими  странами. Начали строиться церкви, возникла древнерусская архитектура. Создание фресок, мозаик, икон, драгоценной  церковной утвари ускорило становление  древнерусской живописи и прикладного  искусства.

  1. Принципы построения и символика крестово-купольного типа храма.

После 988 г. начался расцвет  церковной архитектуры. Храмы стали  главным украшением городов. Училась  Русь возведению храмов у Византии. Были переняты многие стилистические и технические приемы. В основу древнерусских соборов лег греческий  крестово –купольный  тип храма. В плане такие храмы имели  форму креста. В центре креста возвышался главный барабан с куполом. Барабан  опирался на 4-16 столбов. Со столбами он соединялся с помощью арок и специальных  строительных конструкций – парусов, обеспечивающих переход от квадратного  в плане пространства между столбами к круглому барабану. Внутренние залы (или зал) – нефы перекрывались  сводами. К ним примыкали боковые  пристройки – хоры и открытые галереи.

Фасады храмов были строгими, их украшали прямоугольные вертикальные колонны. Крыши крыли свинцовыми пластинами и черепицей. В оконные  проемы вставляли деревянные рамы с  круглыми стеклами в свинцовых переплетах.

 

 

 

  1. Десятинная церковь- первая каменная постройка на Руси.(конец 9 века).

Сооружена между 986 и 996 годами в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. Не сохранилась.

Стены украшали мозаики и  фресковые росписи.

  1. Софийский собор (Киев, 1037)

София Киевская строилась  как главный храм столицы могущественной державы. Уже это должно было определить ее большие размеры. Должен был напоминать Софию в Константинополе.

Сложен из плинфы (древний  кирпич) В основе плана собора лежит  равноконечный крест.

Внутри Софии все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками. Как и в византийских церквах, изображения в Киевской Софии должны были раскрывать основные догматы православия. Поражает грандиозность и единство замысла мозаик и фресок Софии. В сочетании с архитектурой храма они образуют неповторимое целое, одно из самых высоких достижений синтеза искусств в Древней Руси. Применение мозаичной техники в наиболее важных частях росписи объясняется, очевидно, стремлением выделить их в качестве главных, основных. Колорит мозаик, сдержанный, хотя и построенный на насыщенных серо-фиолетовых; синих, голубоватых, зеленых, ярко-желтых тонах фигур и предметов, и очень плотного, но как бы переливающегося золотого фона. Грандиозному, монументальному образу Богоматери-оранты («Нерушимая стена») в центральной абсиде, олицетворяющему «земную церковь», свойственна  высокая одухотворенность, вызывающая душевный подъем, возвышающая зрителя. Это достигается не только превосходно найденной спокойной, полной внутренней значительности позой и ясным, легко обозримым силуэтом, но и суровым выражением лица с широко раскрытыми глазами, и свободным, как бы остановившимся в своем движении жестом воздетых рук, и четко выделенными складками одежды. Огромную роль играет здесь также колорит. Богоматерь, в фиолетово-синих одеждах и темно-лиловом плаще, словно выплывает из фона, золотая поверхность которого с различных точек зрения то горит ярким пламенем, то светится глухо и тускло.

Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного  креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери. Групповой портрет семьи Ярослава – основателя собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота. (Светские мотивы)

  1. Киево-Печерский монастырь (1051году, при Ярославе Мудром).

  1. Успенский собор  (1158-60,Владимир, задуман как кафедральный) послужил образцом для ряда более поздних соборов. Представляет собой русско-византийский тип храма с романской декорацией. Этот крупный шестистолпный, одноглавый в прошлом храм, после разрушительного пожара в 1185-1189 гг. был значительно перестроен. Во времена княжения Всеволода Большое Гнездо собор был расширен по сторонам света. Пятиглавие, венчающее собор, кажется единым и созданным одномоментно, к чему видимо и стремились зодчие Всеволода. С западной стороны собор выглядит особенно монолитно. Этот фасад расчленён на пять прясел, центральное из которых чуть выше и шире боковых. В поле прясел примерно на середине высоты проходит аркатурно-колончатый пояс. Лопатки в верхней части как бы расслаиваются, плавно перетекая в архивольты закомар. Арочные окна расположены в два света.  Разрушался несколько раз, был расписан Рублевым и Д. Черным.

 

  1. Мозаика собора Михайловского Златоверхого монастыря

Непреходящую славу Михайловскому  Златоверхому собору принесли его мозаики  и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в  эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского  собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим  то затухающим, то вспыхивающим с новой  силой сиянием. Эти мозаики свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии. Зарождение этой школы связано, прежде всего, с именем древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, мастера «мерцающей живописи. 
Часть мозаик Михайловского собора — «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других — была перенесена в Софийский собор. Мозаику «Дмитрий Солунский», ставшую ныне хрестоматийной и вошедшей во все издания, посвященные древнерусскому искусству, можно сегодня увидеть в Третьяковской галерее, а верхнюю часть фресковой фигуры «Святой Самуил» — в Русском музее в Петербурге. Всего сохранилось 45 квадратных метров мозаик, некогда сплошь покрывавших стены собора. 
 
Из убранства храма уцелели еще и две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием.  

  1. Древняя живопись в церкви Спаса на Берестове
  2. Фрески Кирилловской церкви

От древних фресок, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собой ценные художественные произведения периода Древней Руси.Из росписей XVII века в Кирилловской церкви сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Позже ее расписал Врубель.

  1. ИКОНОПИСЬ.

Эйкон-образ.Главное- предмет  преклонения.Символизм. Основа-дерево-символ жизни.

Краски-соединение органического  и неорганического мира.

Иконы появились в Византии в 4-6 веках.Не только на дереве, но и  на камнях, шкурах ит д

На Русь привезли с 11 века. Самые древние сохранились с  тех времен.

До конца 13 в большинство  икон на Руси были византийскими.Русские  лишь копирвали.

С 13 в зарождаются национальные традиции русской иконописной школы.

Богоматерь Владимирская (византийская икона) привезена в 1132г. (ГТГ)  

Золотой краской - знаком вечного  света - покрыл фон иконы великий  константинопольский художник. Под  кистью мастера благородные черты  Марии с нежно прижавшимся  к ее щеке младенцем обретают невиданную одухотворенную красоту. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын  одновременно преисполнен силы и  мудрости воплотившегося от нее Владыки  мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике. В прекрасном, исполненном всеобъемлющей любви образе Богородицы зримо и полно воплощена та высокая красота, которой достигло ее совершенное материнское естество.

«Ангел с золотыми власами» пер пол 12 в.(ГРМ)

Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий  тип архангела, совершенство его  мягкой моделировки. Однако в «Ангеле  Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный  молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса  Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и  с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик  Гавриила крупным планом, хотя доска  небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота  архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного  вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена  сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ  и щек. Все это создавало впечатление  воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы  и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют  о его византийском происхождении.

Доска липовая цельная с ковчегом и со следами двух торцовых шпонок.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Древнерусское искусство