Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:12, реферат
В современно литературе термин ранние цивилизации (от лат. слова «civil» - гражданский применяется для характеристики более высокой стадии развития человеческого общества, чем первобытнообщинная. Он как бы отделяет период дикости от эпохи, в которую уже сложились основные элементы человеческой культуры. Древний Египет, Ассирия и Вавилон стали истинной колыбелью современной мировой культуры.
Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.
Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осёл и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.
В эпоху древневавилонского царства в Южном Двуречье существовали уже известные зачатки научных знаний, имевшие практическое приложение к быту и хозяйству. Главным образом эти зачатки относятся к области астрономии и математики и связаны со счетом времени и землемерным делом, а также с регулированием оросительной сети и потребностями обмена и ростовщичества.
Зачатки астрономии, выработанные в Двуречье в течение II и начала III тысячелетия, получившие некоторое дальнейшее развитие в последующие эпохи истории Междуречья, являются той основой, на которой впоследствии развилась греческая и затем арабская астрономия. Эти последние астрономические системы легли в основу европейской астрономии, и потому современная астрономическая наука своим исходным пунктом считает вавилонскую астрономию.
Астрономические представления
вавилонских жрецов базировались на
их космогонических
Практические потребности привели в начале II тысячелетия к. известному развитию математических знаний. Важным достижением вавилонской математики было создание так называемой «позиционной системы», т. е. признание того, что один и тот же знак может иметь различную числовую значимость в зависимости от «позиции», от положения среди других цифр. В этом отношении вавилонская математика опередила даже греческую и римскую
Шестидесятеричная система исчисления, которая и теперь применяется в исчислении времени, была окончательно выработана вавилонянами, вероятно, в связи с измерением видимого кругового пути солнца по небу. Они высчитали, что если уложить вплотную по дневному пути диски солнца, равные солнечному, то их уложится 180, а всего за сутки — 360. Они выразили свое открытие в формуле: солнце за сутки делает по своему кругу 360 шагов. Это деление они стали применять ко всякому кругу; оно было заимствовано римлянами и усвоено последующей европейской геометрией — деление круга на 360 градусов (латинское слово «градус»—шаг). Продолжительность дня и ночи вавилоняне определили по 12 часов; впоследствии час стали делить на 60 минут, минуту — на 60 секунд. Это последнее деление относится уже к истории европейской науки. Месяц вавилоняне делили на четыре части по четырем фазам луны; но семидневная неделя была установлена не ранее середины 1 тысячелетия, когда была утверждена семерка «великих» астральных богов—солнца, луны и пяти видимых простым глазом планет; дни недели получили названия по именам этих богов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в древневосточных
Именно на Востоке произошло разложение первобытнообщинного строя и стал возможен переход к оседлости. Здесь появились первые государства, частная собственность, первые системы письменности.
Земледельческий тип хозяйственной деятельности открыл широкие пути для развития людей от первобытности к цивилизации, что влекло за собой дифференциацию народов и их культур. С возникновением крупных территориальных объединений при благоприятных внешних и внутренних условиях складывались первые древние цивилизации со своими индивидуальными особенностями и историческими судьбами. Одним из центров развития древнейших цивилизаций стала территория между двумя великими реками Тигром и Ефратом.
В отличие от ранее существовавших земледельческих культур первые центры цивилизаций в подавляющем большинстве случаев появляются на берегах рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ). Такая земля, часто заболоченная, не подходила для жизни первобытных общин, но стала для первых цивилизаций местом постоянного обитания. Во многом в связи с развитием разделения труда, общество становиться сословным, в отдельных случаях кастовым. Появляются классы правителей, жрецов, воинов, земледельцев, рабов. Огромная роль во всех древневосточных культурах принадлежит астрологическим знаниям, теснейшим образом связанным с астрологией. При этом астрология переплелась с религией. Средством коммуникации, очевидно, становится письменность. Письменность во многих культурах постепенно переходит от пиктографии к логографическому (словесному) письму, обозначающему первоначально слова, а затем слоги или согласные звуки.
Культура Древнего Востока
внесла огромный вклад в развитие
мировой культуры. Дошедшие до нас
памятники архитектуры и