Древний Египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание

Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами. Боги и земные правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири - главные помощники царей - начиная с Древнего царства, выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА………………………….5
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА……………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………..13

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.docx

— 30.25 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ  ДРЕВНЕГО ЕГИПТА………………………….5

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА……………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Название «Египет» (страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего  царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в переводе означает Черная земля. Каждый год в начале июня главная река Хапи (Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем и связано название страны.

Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами. Боги и земные правители  выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири - главные помощники царей - начиная с Древнего царства, выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.

Когда-то в древности страна состояла из небольших храмовых городов-государств, имевших своих богов и управлявшихся  по своим законам. В этих городах  поклонялись разным богам богу Солнца Ра, богине небес Нут, символу плодородия и одновременно земному воплощению души Осириса быку Апису, доброжелательному  богу воды, заботившемуся о душах  умерших, богу-крокодилу Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис.

Долгое время Верхний  Египет, расположенный вдоль узкой  долины реки в южной части до первого  из четырех порогов Нила, и Нижний Египет с его расширяющейся к северу долиной (дельтой) реки осваивались неодинаково. В письменном обозначении Верхний Египет изображался иероглифом в виде растения, произрастающего на полоске земли. Нижний Египет с его многорукавной заболоченной дельтой обозначался кустом папируса.

Приблизительно 52 века назад  после продолжительного существования  многих мелких и враждующих царств на территории современного Египта сложилось единое государство, которое стало важным элементом древнеегипетской цивилизации. Сама эта цивилизация отмечена печатью напряженной, богатой и многосторонней в своих проявлениях духовной жизни - религиозной, сказочной, поэтической, эстетической (скульптура, живопись, архитектура и др. В оценке этих событий Ипусер использует метафору переворота - все перевернулось, отмечает современник восстания, подобно гончарному кругу: те, кто были внизу, стали наверху. Этой метафоре в описании социальных перемен суждено было возродиться в европейской социально-радикальной публицистике последних трех столетий

Своды египетских законов  до нас не дошли, о них дошли  только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Однако на основании косвенных исторических свидетельств -- мифов, поучений и хвалебных надписей - можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлений и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ  ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Основным занятием населения  Древнего Египта были земледелие и  скотоводство.

 Для земледелия в  Египте были благоприятные условия,  поскольку река Нил питала  водой обширные пространства  земли. Но требовались плотины  и каналы, чтобы задержать воду  на поверхности земли и равномерно  распределить ее по всей территории  страны. На создание сооружений, необходимых для искусственного  орошения был затрачен колоссальный  труд нескольких поколений. Еще  до образования Древнего царства  в Египте успешно развивалось  земледелие. В период Древнего  царства население начинает заниматься  скотоводством. Развивается также  и ремесло, хотя орудия труда  изготавливаются еще из меди  и камня. В период Среднего  царства появляется бронза, но  широкое ее использование происходит  в Новом царстве. В Новом  царстве появляются изделия из  железа.

 К созданию оросительных  сооружений привлекались не только  рабы, но и свободные крестьяне  и ремесленники. В экстренных  случаях (прорыв дамбы, углубление  канала и т.п.) в работах участвовали  и представители высших слоев  населения. На всех работающих  распространялась суровая дисциплина как в военное, так и в мирное время.

 Верхний слой египетского  общества составляли жрецы, чиновники  и военная знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству. Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.

 Жрецы занимали важное  положение в Государстве, их  назначали на видные должности.  Особенно усилилось могущество  жрецов в период Нового царства,  когда в результате удачных  войн наряду с обогащением  царской казны обогатилась также  казна храмов.

 К привилегированной  группе египетского общества  принадлежал египетская аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной  знати, а также из высших  военных и гражданских чинов  государства, располагавших колоссальными  богатствами в результате дарений  со стороны фараонов, экспроприации  общинных земель и военной  добычи.

 Большую роль играли  в Египте писцы, из которых  выходили высшие сановники. Жалованье  им платилось натурой. Наиболее  видным чиновникам были пожалованы  земли из государственного фонда,  причем иногда царь давал этим  сановникам право взимать сборы  с крестьян в свою пользу.

 В XVI-XIV вв. до н.э. все население начинает делиться на группы по роду занятий. Одни группы населения получили привилегии и земельные владения с правом передачи их по наследству, другие - должны были платить оброк и выполнять физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право обращаться с жалобами непосредственно к царю. При Рамзесе II закрепилась кастовая организация общества.

 Наряду с рабами  подвергались эксплуатации свободные  крестьяне и ремесленники. Одни  из крестьян жили на государственной  земле самостоятельными общинами. Каждый из крестьян имел свой  надел, за пользование которым  уплачивал сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне были прикреплены  к земле, пожалованной царем  храму, сановнику или воину.  Крестьяне и ремесленники, работавшие  в этих хозяйствах, получали от  крупного землевладельца дневное  пропитание. Они работали на поле  и в мастерских в самых тяжелых  условиях под наблюдением специальных  надсмотрщиков, нередко прибегавших  к побоям. Крестьяне не вправе  были уйти с земли, но их  могли изгнать с обрабатываемых  ими участков за несвоевременное  внесение оброков. Позднее это  изгнание было воспрещено и  заменено телесным наказанием.

 В Древнем Египте  существовали в довольно большом  количестве и свободные ремесленники. Они работали в государственных  рудниках и мастерских, объединяясь в группы по 10 человек, каждая - под наблюдением особых управляющих.

 

2. ГОСУДАРСВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древнеегипетское государство  было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением  непродолжительных периодов распада. 'Объединение Египта в конце IV тысячелетия  до н.э. под началом единого царя ускорило создание здесь централизованного бюрократического аппарата, который на региональном уровне был организован по древним традиционным номам и представлен правителями-номархами, храмовыми жрецами, вельможами и царскими чиновниками различных рангов. С помощью этого аппарата, систематически одариваемого центральной властью, происходило дальнейшее укрепление могущества фараона, который начиная с III династии не просто обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений египетской теологии становится скрупулезная разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Геродот, посетив Египет в середине V в. до н.э., на основе собранных им преданий и жреческих сообщений о царе IV династии Хуфру (Хеопсе) писал, что работы над сооружением его пирамиды продолжались 40 лет (20 лет на заготовку материалов и 20 лет на само строительство). Привлекались к сооружению пирамиды все египтяне по очереди (на 3 месяца по 100 тыс. человек).

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская  власть центра, полностью подчинившего себе управление обширной территорией.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем  и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве  и его безопасность. Всякий социальный протест против царя — преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы.

Власть фараона уже  в Древнем царстве передавалась по наследству (по крайней мере во времена царствования той или иной династии). Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти. Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много.

Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, “войти” в любую женщину, которая, даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.

Эти представления и служили  признанию нового ненаследственного  фараона, легитимации власти новой  правящей, династии, которые, как свидетельствует  длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных монархов или главных  жрецов храмов,

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать  как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства  Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой  верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости, следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда “соблюдал закон”, т.е. установленный в Египте правопорядок.

Двойственность представлений  египтян о власти отражалась и  в особенностях управленческого  аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти  все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью. Причем если со временем прямая связь  царских чиновников с деятельностью  тех или иных хозяйственных подразделений  возрастала, то их роль в религиозной  сфере падала. В Новом царстве  религиозные функции сосредоточиваются  в руках замкнутой касты жрецов, противостоящей в ряде случаев царским  чиновникам. Все больше усиливается  роль армии, воинских начальников в  сфере хозяйственного управления.

На всех этапах развития. Египта особая роль в управлении государством принадлежала царскому двору. О развитии функций государственного аппарата могут свидетельствовать изменения  полномочий первого помощника фараона  — джати. Джати сначала жрец города — резиденции правителя. Он вместе с тем начальник царского двора, ведающий придворным церемониалом, канцелярией фараона; Полномочия джати со временем выходят за рамки управления царским двором, царским хозяйством. В Новом царстве джати осуществляет контроль за всем управлением в стране, в центре и на местах, распоряжается земельным фондом, всей системой водоснабжения. В его руках — высшая военная власть. Он контролирует набор войска, строительство пограничных крепостей, командует флотом и пр. Ему принадлежат и высшие судебные функции. Он рассматривает жалобы, поступающие к фараону, ежедневно докладывает ему о наиболее важных событиях в государстве, непосредственно следит за выполнением полученных от фараона указаний.

Должность джати обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона; при некоторых династиях, например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий, что было свидетельством ослабления центральной власти в это время.

Под непосредственным контролем  джати находились главы специализированных управлений: “начальник дома оружия”, руководивший военным ведомством, отвечавший за вооружение, за снабжение армии, строительство крепостей и пр., “заведующий тем, что дает небо, производит земля и приносит Нил” — хранитель государственных амбаров и складов, “начальник работ”, отвечавший за крупное строительство и пр.

Слабая дифференциация отдельных  звеньев управленческого аппарата, их неразрывная связь с религиозно-хозяйственной  деятельностью в Древнем Египте определили существование здесь  особых групп лиц, получивших при XVIII династии название “послушных призыву”. Каждая из этих групп не была однородной ни с сословной, ни с классовой точек зрения. В одну из этих групп могли входить лишь крупные сановники, придворные фараона, в другую — вместе со свободными и рабы, в третью — только рабы. Эти группы лиц занимали определенное место и в производстве, и в управлении древнеегипетским обществом.

Информация о работе Древний Египет