Движение Богдана Хмельницкого в Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы – антипольское движение Богдана Хмельницкого в Белоруссии. Чтобы точно и полно понять проблему данного вопроса следует углубиться в историю и проследить формирование белорусской народности и процесс борьбы народа против польского гнета.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………………3
Глава I Восстание казаков на Украине….………………………………………8
Глава II От первых сражений до Зборовского мирного договора……………12
Глава III Восстание с новой силой и Белоцерковский мир……………….29
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы………………….......37

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая 1 курс.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ  

 

Кафедра истории славянских и балканских стран 

 

 

  

 

 

 

Движение Богдана Хмельницкого в землях Белоруссии

 

Курсовая работа  

 

 

  

 

 

 

Выполнил: Домрачев П.Б.,

студент 1 курса д/о 

 

Научный руководитель:

д.и.н., профессор Т.Г. Таирова-Яковлева  

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2010

Оглавление

 

Введение……………………………………………………..……………………3

Глава I Восстание казаков на Украине….………………………………………8

Глава II От первых сражений до Зборовского мирного договора……………12

Глава III Восстание с новой силой и Белоцерковский мир……………….29

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованных источников и литературы………………….......37

 

 

 

Введение

 

Белорусский народ имеет  богатую историю. Одной из страниц  истории этого народа является его борьба с польскими и литовскими феодалами и их  влиянием. Белорусы неимоверными усилиями защищали себя, свой язык, культуру, свою народность. В процессе борьбы белорусы поддерживали тесные связи с братскими русским и украинским народами.

Тема данной курсовой работы – антипольское движение Богдана Хмельницкого в Белоруссии. Чтобы точно и полно понять проблему данного вопроса следует углубиться в историю и проследить формирование белорусской народности и процесс борьбы народа против польского гнета.

По вопросу белорусского и украинского этногенеза мною были рассмотрены работы историков И.Я. Фроянова, И.Ф. Лочмеля и Л.С. Абецедарского. С древних времен, с самого начала своего существования  восточнославянские племена были тесно связаны общим  процессом развития. Но, не смотря на сохранение восточнославянского единства, шло накопление различий между восточнославянскими племенами.

В XIII столетии произошло значимое событие в процессе образования белорусского народа: западные княжества (земли нынешних Украины и Белоруссии) оказались в составе Великого княжества Литовского. Тем не менее, история западнорусских земель не отделима от истории всей Древней Руси, не смотря ни на что сохранялась тесная культурная связь. Во многом это обуславливалось тем, что в социально-экономическом плане Литва в XIII-XIV веках была менее развита чем древне-русские земли, следовательно культура и религия самого Литовского княжества была подвержена влиянию Руси. И.Ф.  Лочмель в своих работах утверждает, что государственным и литературным языком Литвы был белорусский диалект русского языка, однако недавние исследования в этой области опровергли данное утверждение.

Белорусский народ, будучи в составе Литовского княжества, а затем Польско-Литовского государства  оказывал влияние на принятие политических решений. Примером может являться восстание русского и белорусского народов против Кревской унии (1386г.) Литвы и Польши под предводительством Витовта. Одним из главных поводов к недовольству было обращение православного народа в католичество.

Во второй половине XV века продолжалось усиление Москвы, началось объединение русских земель. Учитывая опасность со стороны Золотой Орды и Польско-Литовского государства, усиление торгово-экономических связей и сам процесс объединения русских земель заметно ускорялся. Московский князь Иван III (1462-1505) во время своего правления в основном закончил объединение центральных русских земель.

Единое Русское государство  стало единственной надеждой и опорой белорусского народа в его борьбе за освобождение от гнета польско-литовских феодалов и католической церкви. Подавляющее большинство населения Белоруссии стремилось к соединению с братским русским народом в составе России и боролось за достижение этой цели.

Русское, белорусское  и украинское население Литвы было в курсе объединительной политики и «тяготело к единоверной Москве, надеясь с ее помощью освободиться от власти Литвы». Стремление присоединиться к Москве привело к заговору (вскоре раскрытому) среди части православных бояр против короля Казимира (1481г.). Заговорщик Михаил Слуцкий был казнен, а его двоюродный брат Федор Вельский бежал в Москву. Через некоторое время после бегства Вельского под руку московского князя перешли верхнеокские и смоленские князья со своими землями. В итоге Литва потеряла часть своих земель, которые населялись православными белорусским, русским и украинским народами. Все это стало поводом для войны между Москвой и Литвой, цель последней стороны заключалась в возврате утраченных земель. Во время боевых действий, московские войска встречали поддержку среди православного народа Литвы. Войны длились с 1500 по 1522 год, именно в этом году между двумя сторонами был заключен «Вечный мир», по которому Московскому государству отошли Смоленская и Черниговская земли.

Не смотря на успехи второй половины XV- начала XVI века некоторые территории, населяемые белорусами, все еще находились во владении Литвы и других государств. Попытки России овладеть территориями в Ливонии в итоге окончились неудачей. Стоит вспомнить, что на первых этапах войны русские войска одерживали значительные победы, была взята такая мощная крепость противника как Полоцк, но после вступления в войну Польши и Швеции, Россия начала терпеть поражения. Во время войны белорусский народ симпатизировал русским: И.Ф. Лочмель в своей книге «Очерк истории борьбы белорусского народа против польских панов» цитирует иезуита Поссевина: «…жители уличены в тяготении, вследствие схизмы (православия), к московитам: они публично молятся о даровании московитам победы над поляками».

Если отдельно рассматривать  военную конфронтацию России и Литвы, то победа оставалась за Россией. Военными неудачами Литвы воспользовалась  Польша, которая все чаще напоминала о важности более интенсивной  интеграции двух государств. В итоге  ослабленная войной Литва пошла на объединение, и в 1569 году на польско-литовском сейме в Люблине принят договор об унии, образовано государство Речь Посполитая.

В результате объединения  произошло большое количество значимых событий, а именно:

1. Литовская и польская шляхты были уравнены в правах.

2. Земли Белоруссии  окончательно попали под власть  польских панов, которые получили  право приобретать там земли  и занимать государственные должности. 

3. Польские паны окончательно  закрепостили белорусских крестьян. Землями и крестьянами в Белоруссии  к середине второй половины XVI века владели: король Польши, князь Радзивил, Казимир Сапега, пан Войткевич.

Период польского владычества  был наиболее сложным и тяжким для белорусского народа. Поляки проводили  выгодную им политику в регионе. Например: была произведена разбивка земель на одинаковые участки – «волоки», лучшие земли паны забрали у крестьян под свои хозяйства, а на худшие посадили крестьянские семьи и обложили их тяжелыми повинностями. Наличие волочной системы предоставляло землевладельцам полную власть над белорусскими крестьянами. По закону 1573 года пан имел право наказывать своего подданного, не повинующегося ему как в светском, так и в духовном отношении. Таким образом, владельцы имений получили полное право распоряжаться жизнью своего крестьянина.

С целью обезопасить  себя и свою власть польское руководство  проводило политику денационализации белорусского и украинского народов: насильственными мерами навязывались польский язык, культура, обычаи, католическая вера. «Искореняя православие и насаждая католицизм, польское правительство стремилось убить в белорусском народе национальное самосознание, уничтожить родственные чувства и тяготение к русскому народу. Кроме тяжелого феодально-крепостного права, на белорусское крестьянство и городские массы обрушился жестокий национальный и религиозный гнет» – пишет И.Ф. Лочмель. 

Польское правительство  в деле подавления православной веры прибегало к помощи иезуитов. Первый иезуитский отряд появился в Вильно в 1569 году. В процессе достижения своей цели иезуиты использовали обман, клевету и предательство. Наиболее зажиточные слои белорусского населения Польши, по сравнению с большей частью остального православного населения, легко поддались иезуитам. Народные же массы были более стойкие в отношении окатоличивания, что вынудило иезуитов выдвинуть план церковной унии: объединение православной и римской католической церквей под главенством римского папы, что и было сделано на церковном соборе в 1596 году в Бресте. Уния была заключена против воли православного народа Речи Посполитой, при этом было подкуплено высшее православное духовенство (киевский митрополит и епископы, им были обещаны места в сенате и другие материальные выгоды). Иезуиты «убивали» православную веру активно, но осторожно: в результате унии были сохранены внешние православные обряды и богослужение на славянском языке. Это сделано было потому, что введение католических обрядов было невозможно вследствие упорного сопротивления народных масс, а сохранение внешних православных обрядов несколько маскировало существо унии.

Для польского правительства  Униатская церковь являлась сильным  орудием в деле полонизации белорусского населения, иезуиты рассматривали  унию как переходный этап в процессе окатоличивания. Таким образом, Брестская уния положила начало еще более жестоким преследованиям православного населения и успешному наступлению католицизма.

Далее по данному  вопросу И.Ф. Лочмель пишет: «Но и после захвата польскими панами Белоруссии и ополячивания белорусских панов католичество стало религией лишь господствующего класса. Крестьяне и низы городского населения в подавляющем большинстве сохранили православную веру… В таких условиях борьба белорусских крестьян и мещан против панов неизбежно принимала религиозную окраску. Белорусский народ, отстаивая православие против католицизма, боролся за сохранение своей народности, выступал против крепостного гнета со стороны польских и ополячившихся белорусских панов. Религиозная окраска классовой борьбы объясняется условиями того времени».

С конца XVI века борьба белорусского и украинского народов против угнетателей начала выливаться в форму открытых восстаний казаков, крестьян и городского населения. Яркими примерами являются восстания Крыштофа Касинского (1591-1593 г.г.),  атамана Матюши Федоровича (февраль 1590 г.), Северина Наливайко(1594-1596 г.г., самое масштабное из здесь приведенных, восставшими взяты города Слуцк, Могилев, Пинск), бунты в Могилеве (1606-1610 г.г. и 1619 г.), Витебске (1623 г.) и Полоцке (1633 г.).

Логическим результатом этих выступлений и одной из наиболее ярких страниц борьбы белорусского народа стало его активное участие в восстании Богдана Хмельницкого.

 

ГлаваI

Восстнаие казаков на Украине.

 

История освободительной  войны народных масс Белоруссии в  середине XVII века впервые была освещена советскими историками. Они убедительно показали, что эта классовая по своему характеру война охватила почти всю территорию Белоруссии, что белорусские крестьяне и низы городского населения своей самоотверженой борьбой против магнатов и шляхты оказали большую помощь братскому украинскому народу. За последние пять десятилетий найдено, выявлено и накоплено большое количество новых  материалов для изучения интересующих нас событий.

Первые известия о восстании казаков на Украине вызвали панику среди белорусских феодалов, особенно среди тех, имения которых находились на границе с Россией, так как считалось, что Россия воспользуется создавшейся обстановкой и начнет войну против ослабленной Речи Посполитой.

Как уже было замечено, на протяжении истории белорусского народа, находившегося под панским игом, имели место частые восстания и волнения масс. Жестоко подавляя бунты конца XVI – начала XVII века белорусская шляхта усиливала крепостническое и национально-религиозное угнетение народных масс. После восстаний под руководством Наливайко, восстаний в таких городах как Могилев и Полоцк, в Польше настало «золотое спокойствие» (1633-1647 года). В стране создавалась иллюзия того, что воля белорусского народа к борьбе за свободу окончательно сломлена. Но на самом деле было достаточно небольшого толчка для начала новых восстаний, которые затем переросли в освободительную войну. Таким толчком стало восстание украинского народа.

Восстание в Белоруссии имело большое значение для освободительной борьбы украинского народа, так как не позволило магнатам Польши использовать военные силы Великого княжества для удара во фланг и в тыл войска Богдана Хмельницкого.

Весной 1648 года Богдан Хмельницкий  поднял запорожское казачество на борьбу против польских феодалов. Первые основные битвы между польскими войсками, находившимися на Украине под командованием гетманов Потоцкого и Калиновского, и войсками восставших произошли при Желтых Водах (6 мая) и под Корсунем (16 мая). В ходе последней битвы оба польских гетмана были взяты в плен войсками Хмельницкого. Казаки наголову разбили войска Речи Посполитой. Таким образом, эти первые победы поспособствовали быстрому разрастанию освободительного движения по всей Украине.

Основой ударной силы по войскам Хмельницкого, польское руководство рассчитывало сделать реестровых казаков, но эти планы не удалось претворить в жизнь, так как реестровое казачество перешло на сторону повстанцев. Новое польское войско, собранное поляками против Хмельницкого, состоявшее в том числе и из чужеземных наемников, было разгромлено казаками в бою под Пилявцами (23 сентября)1.

Выступление запорожского казачества и его первые блестящие победы над польскими панами послужили сигналом к всенародному восстанию на Украине. На борьбу с ненавистными польскими панами поднялось закрепощенное и угнетенное крестьянство. К восстанию присоединились мещане украинских городов и значительная часть украинской православной шляхты, стремившейся к освобождению от польского владычества.

Перед восставшим украинским народом нависла угроза ведения войны на два фронта: наступление войск противника ожидалось не только с запада, но и с севера. Не было сомнений в том, что польское руководство использует в качестве наступательной силы с севера войска Великого княжества Литовского и Белоруссию как плацдарм для нападения. Предотвращение удара с севера, а значит удара по тылу и флангу, было одной из главных задач повстанцев.

Талантливый полководец и политик Богдан Хмельницкий  понимал неустойчивость «спокойствия»  в белорусских землях  и готовность братского народа помочь восставшим. Сразу же после битвы под Корсунем, Хмельницкий отправляет к Гомелю, Могилеву, Быхову, Борисову и к другим белорусским городам надежных казаков, под предводительством Головацкого, выходцев из тех мест, «з людми тамошними добре знаючихся». Послы распространяли в Белоруссии универсалы Хмельницкого, призывающие белорусский народ к борьбе против общих врагов2.

Везде — на торгах и ярмарках, в селах и  местечках — раздавался клич, «чтоб всякие литовские люди, казаки, пашенные и непашенные крестьяне бежали наспех в казацкие полки... У кого есть пищали, и теб шли с пищалеми, а у кого пищалей нет, и теб шли с рогатинами и с киями». Пламя народного восстания охватило всю Белоруссию. Здесь наблюдалась та же картина, что и на Украине: создавались казацко-крестьянские загоны, громили панские замки, костелы, убивали панов, ксендзов и шляхту.

Информация о работе Движение Богдана Хмельницкого в Белоруссии