Дворянское самоуправление при Екатерине 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:13, контрольная работа

Описание

В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли местное управление кардинальной перестройке. Активнейшую роль в этом сыграла и сама Екатерина II.
По проекту вся Россия делилась теперь на 50 губерний вместо 23 прежних. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе “губернского правления”. Функции губернского правления были довольно обширны, но главная из них - широкое объявление закона правительственных распоряжений, надзор за их выполнением и, наконец, право отдачи под суд нарушителей закона.

Содержание

1. Дворянское и городское самоуправление при Екатерине II 3
2. Социально-классовая структура общества 8
и государственное управление в России на рубеже XIX-XX веков
3. Государственное управление в СССР в период перестройки 13
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Екатерина 2.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

     В социальной структуре российского  общества особая роль принадлежала многочисленному  чиновничеству. Именно из-за наличия  большого слоя чиновничества в России формировался не столько монополистический, сколько государственно-монополистический  капитализм.

     Духовенство являлось в России еще одним привилегированным сословием. Оно идейно обслуживало самодержавие и зорко следило за моральным состоянием российского общества. В условиях модернизации страны наблюдался количественный рост отечественной интеллигенции. Этот социальный слой формировался за счет представителей других страт, не имевших, как правило, четко выраженных экономических и политических интересов. Вообще же интеллигенция в России - это специфический социальный и культурный феномен российской жизни, более-менее выкристаллизовавшийся в ходе реформ Александра II.

     Следует заметить, что большинство российской интеллигенции в этот период было далеко от революционной деятельности. Многие представители интеллектуальной элиты России стояли на позициях так  называемого "почвенничества" или либерализма, с его программой постепенной демократизации и европеизации страны. Поэтому сложно согласиться с нередко встречающимся в литературе завуалированным отождествлением революционной российской интеллигенции с интеллигенцией вообще. Можно утверждать, что исключительно велика роль российской интеллигенции в развитии отечественной культуры, но на ней лежит и груз исторических ошибок, когда легкомысленное увлечение революционными иллюзиями и своей завышенной ролью "народного заступника" помешало ей адекватно оценить реальные последствия кружковского догматизма, социального утопизма и пренебрежения отдельной личностью во имя "всеобщего блага". В 1909 году группа известных публицистов и философов (Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, П. Струве, С. Франк и др.) посвятила этим актуальным вопросам известный сборник "Вехи" ("Сборник статей о русской интеллигенции"). Однако предупреждение "Вех" не было услышано, что в дальнейшем обернулось трагическими событиями в жизни народа, общества и государства.

     Такова  в целом была социальная структура  российского общества в период, когда  в стране формировался монополистический  капитализм. Особенностью этого процесса была, наконец, сравнительно низкая активность в вывозе капитала за рубеж. Это обусловливалось нехваткой отечественных капиталов и широкими перспективами их использования в пределах огромного национального рынка, быстро развивающегося по мере становления и углубления капиталистических общественных отношений.

     Таким образом, проблема коренного обновления всех сфер жизни (прежде всего, экономической) вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Формирование государственно-монополистического капитализма происходило при участии иностранного капитала в условиях хронической нехватки денег в казне.

     Государство старалось поддерживать отечественных  предпринимателей: был установлен протекционистский таможенный тариф (1891); в период 1900-1903 годов, несмотря на кризис, государство субсидиями поддержало промышленность и национальную банковскую систему.

     Интеллигенция стала социальной базой, на основе которой  в конце XIX - начале ХХ вв. формируются  различные политические партии.

     Говоря  об истории и особенностях российского  парламента, необходимо отметить следующее. В апреле 1906 года начала заседать 1-я Государственная Дума. Эта Дума предложила программу демократизации России: введение ответственности министров перед парламентом; гарантии гражданских свобод; установление всеобщего бесплатного образования; проведение аграрной реформы; удовлетворение требований национальных меньшинств; отмена смертной казни; политическая амнистия участников революции. Ключевым в Думе стало рассмотрение проектов по аграрному вопросу кадетов и трудовиков. Правительство, поддержанное консерваторами, их отвергло, что усилило его противостояние с Государственной Думой. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти.

     2-я  Государственная Дума (февраль - июль 1907) оказалась еще более "левой", чем 1-я. Кадетский центр имел 19% мест; усилился правый фланг: 10% черносотенцы, 15% октябристы и буржуазно-националистические  депутаты; трудовики, эсеры и социал-демократы образовали "левый" блок - 222 места, или 43%. Как и в 1-й Думе, во 2-й центральным был аграрный вопрос. Проекты принудительного отчуждения помещичьих земель напугали правительство. Просуществовав 102 дня, Дума царским манифестом от 3 июня 1907 года была распущена.

     Возможность лавирования правительства между  различными политическими силами обеспечивал  избирательный закон, учрежденный  тем же манифестом от 3 июня 1907 года. Основанные на этом законе выборы в 3-ю  Государственную Думу были уже не всеобщими, а сословными, неравными, непрямыми и многоступенчатыми, проходившими в обстановке тотального полицейского сыска и террора.3-я Государственная Дума работала с ноября 1907 по июнь 1912 года. В нее вошло: 32% "правых" депутатов; 33% октябристов, которые составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от националистических партий образовали "левый" фланг. Именно в 3-й Государственной Думе, просуществовавшей 5 лет, сложился механизм так называемого парламентского октябристского "маятника".

     В конце 1912 года состоялись выборы в 4-ю  Государственную Думу. Ее партийный  состав практически не изменился. В  ней сохранились два большинства: право-октябристское и октябристко-кадетское. Однако общественное движение в стране значительно активизировалось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия, которую возглавили представители монополистического капитала - А. Коновалов, П. Рябушинский, С. Третьяков и др. Декларируя программные цели своей партии, ее лидеры выступали за конституционно-монархический строй, расширение властных полномочий Государственной Думы и усиление ответственности министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации всех либералов.

     Появление в России парламента не смогло полностью  снять напряжения во внутренней политике государства, центральное место  в которой после революции 1905-1907 годов занимал аграрный вопрос. Настойчивая  попытка его решения была предпринята П. Столыпиным, назначенным сначала министром внутренних дел (апрель 1906), а вскоре и председателем Совета министров. Знаменитая фраза Столыпина во многом характеризовала суть проводимой им политики: "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Государственное  управление в СССР  в период перестройки.  

     Как и прежде, структура государственных органов состояла из высших органов власти и управления.

     Структура, прерогатива и полномочия Верховного Совета и Президиума остались без  принципиальных изменений, то же самое  относится к деятельности Совета Министров СССР. Одним из основных направлений деятельности Совета Министров являлось укрепление сплоченности всех наций и народностей страны в целях строительства коммунизм.

     На  основе новой Конституции была реорганизована система правоохранительных органов: в 1979 г. были приняты законы о Верховном суде, о прокуратуре, государственном арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979 г. был принят Закон о структуре и компетенции Народного контроля.

     На  практике высшие органы власти не контролировали правительство: важнейшие решения  принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др.

     Фактически  вся полнота власти находилась в  руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. Число общесоюзных и союзно-республиканских  министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к 1985 г., общая численность управленцев составила 18 млн.

     Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. В  апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 - 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка, на наш взгляд, была задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии КПСС на власть, путем проведения незначительных реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.

     Традиционно начало всем изменениям положила ротация  партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных  партийных организаций, 40% членов ЦК.

     Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено  в системе контроля промышленной продукции.

     В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью.

     Практическое  воплощение идей политической перестройки  получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной.

     Высшим  органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

     В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем контроля за бывшей государственной собственностью.  
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. История государственного управления в России: Учебник для  вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
  2. Реформы в истории России: Методическая разработка. - Волгоград, 1994.
  3. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие - Новосибирск: НГАЭИУ; М.: АО "ИНФРА-М", 1997 - 90 с
  4. Рогов В.А. История государства и права России IХ- начала ХХ веков. - М.: Теис, 1995. - 262 с.
  5. Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографичесские очерки. Х1Х век. - М.: Книжная палата, 1995.
  6. Федоров В.А. Александр 1 // Вопросы истории 1990. № 1.
  7. История России. ХХ век. / Отв. ред. В.П. Дмитренко. - Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 608 с.
  8. Верт Н.  История советского государства. 1900-1991 гг. - М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1998.- 542 с
  9. Корицкий Э.Б. и др. Советская управленческая мысль 20-х годов: Краткий именной справочник. -  М.: Экономика, 1990. - 233 с.
  10. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрист, 1994. - 448 с.

Информация о работе Дворянское самоуправление при Екатерине 2