Екатерина 2 и Петр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 00:53, доклад

Описание

Разные историки по-разному оценивают время правления Петра I и Екатерины II. И это не случайно. Вклад этих величайших монархов в русскую историю весьма противоречив. Например, разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить и проблематизировать или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России.

Работа состоит из  1 файл

доклад Екатерина 2 и петр 1.doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)


Введение

 

Разные историки по-разному оценивают время правления Петра I и Екатерины II. И это не случайно. Вклад этих величайших монархов в русскую историю весьма противоречив. Например, разнообразие оценочных мнений, размышлений и серьезных исторических исследований о преобразовательной деятельности Петра I, их живое и часто непримиримое столкновение говорит о том, что они являются средством заострить и проблематизировать или, наоборот, скрыть и завуалировать реальность социокультурного развития России. Рассуждение и осмысление петровских преобразований неизбежно приводит любого исследователя к тому, чтобы прояснить их взаимосвязь с темпами социально-исторического развития России, характером и формами ее государственной власти, их влиянием на организацию социальной и культурной жизни. Другими словами, обсуждение государственных и политических преобразований Петра I открывает возможности для истолкования исторического прошлого России в контексте определения и конкретизации представлений о социальной сущности русского народа и культурных формах его существования и развития.

Необходимо отметить и то, что время Екатерины II отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица. Это время падения нравов, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

 

ПЕТР 1

 

Что касается политического развития страны, необходимо отметить, что завершается оформление абсолютной монархии, а законодательная, исполнительная и судебная власти сосредотачиваются в руках самодержца, получившего в 1721г титул императора. Создаётся новая система государственной власти, в которую вместо упразднённых приказов и Боярской Думы вошёл Сенат как высший законосовещательный орган. Сенат стал послушным орудием в руках монарха в деле управления страной, но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1717 – 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах решения принимались коллективно.

В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами.

В сложную и запутанную систему местных учреждений влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние (надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась. Развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги взамен старого служебно-родового механизма нашло отражение в знаменитой петровской "Табели о рангах" 1722 г. Новый закон разделил "государеву" службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавливала 14 классов, или рангов чиновников. Также необходимо отметить появление прокуратуры, нацеленной на контроль над деятельностью разветвлённого бюрократического аппарата.

Все петровские реформы во внутренней политике, помимо общего замысла преобразования России в великую державу, в значительной мере были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного флота.

 

«Просвещённый абсолютизм» и вторая попытка модернизации

 

Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма).

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

“1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами, однако с именем Екатерины II связывают вторую за 18 век попытку модернизации. Важнейшим направлением деятельности стало укрепление самодержавия через совершенствование управления и законодательства. Для создания нового кодекса законов была созвана позже распущенная Уложенная Комиссия, также был реформирован Сенат, сделан шаг в реализации принципа разделения властей: впервые судебная власть была отделена от исполнительной. Общегосударственная система административного управления была распространена на ряд окраинных территорий, ликвидирована Запорожская Сечь.

                                                                            

Заключение

Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало с победой в Северной Войне, в 1721г. изменение титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Но была у реформ и обратная сторона – Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформы вогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, было далеко не на пользу государству. Система абсолютизма, созданная Петром, не смогла вовремя прореформировать и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.

Петровские преобразования в социальной сфере затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека – от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Формируется единое сословие – дворянство, происходит и жестокое усиление крепостного гнёта, однако существовало относительное равновесие в положении сословий. Таким образом, отметим два самых важных последствия активного государственного реформирования: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские народы.

Альтернативой этим указам могла стать только отмена крепостного права. Однако такой альтернативы для Петра не существовало. Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло в России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.

Екатерина II после вступления на престол мечтала о больших внутренних преобразованиях. Она сознательно отступала от традиций, сложившихся при дворе, но результаты её деятельности были такими, что завершили собой именно традиционные стремления русского народа и русского правительства. Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался за много лет до неё. Равновесие в положении сословий, существовавшее при Петре Великом, окончательно разрушилось при Екатерине. Дворянство стало не только привилегированным классом, который имел правильную внутреннюю организацию, но и господствующим в уездах (в качестве землевладельцев) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав падают гражданские права крестьян. Расцвет дворянских привилегий в ХVIII веке стал одной из причин расцвета крепостного права. Время Екатерины II стало временем полного и наибольшего развития крепостного права. Екатерина во внутренней политике действовала согласно традициям, завещанным ей от ближайших её предшественников, и довела до конца их начинания.

Если сравнивать социальную политику Петра и Екатерины относительно крестьянского сословия, я могу заметить, что она достаточная схожа: оба монарха усиливают и без того не малый крепостной гнёт, не происходит уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Однако для Петра I крестьяне – это средство содержания огромной русской армии, а для Екатерины – это «такие же люди, как мы». Во время правления Екатерины II начиналась разработка «Жалованной грамоты крестьянству», однако проект этот не был реализован: ценность власти и престола для императрицы была слишком велика. Следовательно, можно отметить различие в методах управления крестьянами: петровские методы были более жесткими по сравнению с методами «просвещённого абсолютизма».

Что касается реформ двух самодержцев относительно дворянского сословия, то итоги преобразований достаточно полярны. В петровскую эпоху дворяне не были привилегированным сословием, и даже служить они были обязаны точно так же, как и все, ведь «родовитость» больше не принималась во внимание. По «Жалованной грамоте дворянству…» Екатерины Великой дворяне получают значительные привилегии по сравнению с другими сословиями: они были освобождены от обязательной службы, от телесных наказаний, личных податей, рекрутской повинности, а так же дворяне получают ряд других прав, о которых велась речь выше.

Общей чертой социальной политики Петра I и Екатерины I является активное развитие науки, образования, повышение культурного уровня значительной части общества в целом. Появляются первый музей, Академия Наук, Смольный институт, Академия художеств, новое летоисчисление, униформа и др. Однако по-прежнему реформы проводились на изжившей себя самодержавно-крепостнической основе, сохранялась абсолютная монархия при отсутствии прав и свободу подавляющего числа населения.

Я хотела бы заметить, что реформы в России предпринимались неоднократно, но не все попытки увенчались успехом. Главная причина этого, на мой взгляд, состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения. Может быть, для стран Запада этот механизм был бы приемлем, но правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть. А для того чтобы осуществить реформы, нужно, по крайней мере, сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл – 2-3 поколения – именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.

 



Информация о работе Екатерина 2 и Петр 1