Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:41, реферат
По материалам лекций по истории западной цивилизации XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина
Итак, 11 ноября 1918 года в штабном вагоне командующего союзными войсками маршала Фоша в Компьенском лесу представитель германского правительства Эрцбергер подписал акт о капитуляции немецких войск.
Европа 1918 - 1923 годов
По материалам
лекций по истории западной цивилизации
XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина
Итак, 11 ноября 1918
года в штабном вагоне командующего
союзными войсками маршала Фоша в
Компьенском лесу представитель
германского правительства Эрцбергер
подписал акт о капитуляции немецких войск.
Этот акт означал конец первой мировой
войны самой кровопролитной войны того
времени, войны, приведшей к краху четырех
империй, изменению политической карты
мира, новой системе международных отношений,
войне, унесшей около 10 миллионов человеческих
жизней и около 20 миллионов оставившей
калеками, войне, нанесшей человечеству
сильную моральную травму. Мир должен
был измениться.
1. Изменения
действительно произошли и
Таким образом,
при анализе межвоенного
Попытка организации
стабильного мира исходила из неверных
посылок. В основе ее лежали некоторые
идеологические постулаты, опиравшиеся
на ментальность XIX века. Лидер самой сильной
державы послевоенного мира президент
США Вудро Вильсон на Парижской мирной
конференции предложил своим партнерам
по Антанте комплекс идей, который должен
был лечь в основу организации послевоенного
мира. Он был сформулирован в документе,
который носил название "Четырнадцать
пунктов". Этот документ включал в себя
принципы национальной государственности,
пацифизма (отказа от применения силы
в международных отношениях и разоружения),
свободной торговли (что подразумевает
частное предпринимательство как основу
экономики), создание всемирной политической
организации для урегулирования конфликтных
ситуаций и выработки принципов международного
права (Лиги наций) и т.д. Эти принципы являлись
продолжением прогрессистской идеологии
XIX века и представляли собой новую разновидность
рассуждений о "дальнейшем развитии
нравственности в связи с прогрессом цивилизации",
не учитывавших того факта, что общество
в ходе Первой мировой войны изменилось
качественно, превратившись в общество
массовое, которое требовало совершенно
других политических подходов. В международных
отношениях не учитывалось, что принцип
национальной государственности чрезвычайно
трудно реализуем в условиях национально-территориальной
чересполосицы Европы, и приходит в противоречие
с системой колониальных империй. К тому
же в международных отношениях не учитывался
в должной мере фактор большевистской
России, не желавшей признавать никаких
правовых принципов, принятых в цивилизованном
мире (отказ платить долги царского и временного
правительств, подрывная деятельность
управляемого из Москвы Коминтерна). В
экономике принцип свободного предпринимательства
существовал в 20-е годы только в воображении
либеральных политиков и плохо сочетался
с реалиями высоко монополизированной
(см. лекцию 2) экономики индустриально
развитых стран. При этом монополизм, охватывающий
рынок товаров (крупные корпорации), рабочей
силы (профсоюзы) и капиталов (крупнейшие
банки) был существенно усилен государственным
регулированием экономики, сложившимся
во время войны (государству легче иметь
дело с небольшим количеством субъектов
хозяйственной деятельности). В социально-политической
жизни традиционные политические элиты
пытались играть по старым правилам, не
отдавая себе отчет, что имеют дело не
с индивидуалистической ментальностью
XIX века, а с новой коллективистской ментальностью
масс. Поэтому, например, они воспринимали
массовые движения 1918 -1920 годов как обычную
в XIX веке борьбу рабочих за улучшение
своего материального положения и не уделяли
этим движениям должного внимания. В целой
серии коммунистических переворотов и
их попыток этого времени (Германия, Венгрия,
Словакия, Балтийские страны) они видели
лишь результат московской пропаганды,
не понимая, что пропаганда действенна
только на хорошо подготовленной почве.
Только "партии нового типа", как
правые(фашисты), так и левые (коммунисты)
умели найти общий язык с массой и возглавить
ее.
Таким образом,
эти идеалистические принципы усовершенствования
довоенного мира оказывались по ту
сторону реальности. Несколько грубовато,
но точно действительное положение вещей
выразил в кулуарах той же Парижской конференции
французский премьер-министр Жорж Клемансо
: "Христос даровал нам Десять заповедей
- мы плюем на них две тысячи лет. Вильсон
предлагает свои "Четырнадцать пунктов"
- посмотрим!".
Разумеется, такой
изобилующий проблемами период не мог
быть однородным. Внутри него отчетливо
выделяются три этапа. Первый - период
с 1918 по 1923 годы - период послевоенных экономических
и социально-политических кризисов
и постепенного выхода из них. С 1923 года
начинается знаменитая эпоха "prosperity"
-процветания, которая характеризуется
стабилизацией во всех областях жизни
общества и постоянным ростом жизненного
уровня. В 1929 году механизмы, обеспечивавшие
стабильность общества, дают катастрофический
сбой, и начинается "Великая депрессия"
в мировой экономике, приведшая к кризису
всей системы, завершившемуся Второй мировой
войной. Эта лекция посвящена первому
этапу.
2. Разговор о
первом этапе межвоенной
Право наций
на самоопределение, как отмечалось
выше, очевидно противоречило имперской
колониальной практике великих держав,
прежде всего Англии и Франции. Именно
после войны, в ходе которой метрополии
вынуждены были стимулировать индустриальное
развитие колоний, в силу этого происходит
активизация национального движения на
Востоке. Мандатная система, долженствующая
по замыслу ее создателей (англичан и французов
- американцы были в принципе против существования
колоний) придать колониализму цивилизованный
лоск и соотнести его с национальным принципом,
по сути дела почти ничего не меняла в
системе владения колониями, ограничиваясь
обещаниями предоставить им независимость
в неопределенном будущем.
Пацифизм и
принципы международного сотрудничества
в Лиге наций также существовали
скорее как декларации, чем как
реальная политика. Очень характерно
в этом отношении противостояние
Франции с одной стороны и
Великобритании и США с другой по острейшему
германскому вопросу. Стремящаяся к европейской
гегемонии Франция добивалась максимального
ослабления Германии путем навязывания
явно непосильных для немецкой экономики
репараций, в то время, как Англия и США
видели в Германии противовес французскому
гегемонизму с одной стороны и большевизму
- с другой. Это, разумеется не способствовало
политической стабильности в Европе. В
ситуации постоянного национального унижения
в Германии получил огромное развитие
реваншизм, на котором позже будет усиленно
спекулировать Гитлер. В 1923 году французы
попытались решить собственные экономические
и политические проблемы путем первой
после 1918 года крупномасштабной военной
акции - оккупации важнейшего экономического
района Германии - Рура, что стало самым
показательным примером политики государственного
эгоизма. Оккупация Рура привела к сложнейшим
дипломатическим и социальным последствиям
и стала первым тревожным сигналом, показавшим
возможность новой большой войны.
Обиженными оказались
не только побежденные страны, но и некоторые
из держав-победительниц. Так, Италия,
в начале войны вышедшая из Тройственного
Союза и объявившая нейтралитет, а в 1915
году вступившая в войну на стороне Антанты,
рассчитывала на вознаграждение в виде
области Фиуме, и, не получив ее, сочла
себя оскорбленной, что как и в Германии
создало почву для политических спекуляций
крайне правых.
Версальская система
оказалась явно неполной, так как
из нее была исключена советская
Россия (с 1922 года - СССР). После провала
интервенции, когда стало ясно, что большевики
удержатся у власти, главными проблемами,
как уже говорилось, стали проблема подрывной
деятельности Коминтерна и проблема долгов.
Невзирая на первую, Запад попытался решить
вторую, для чего была созвана в 1922 году
международная конференция в Генуе, не
давшая никаких результатов, так как советская
делегация предъявила встречные, явно
спекулятивные, претензии - компенсировать
потери от интервенции. В результате СССР
был по-прежнему исключен из приличного
европейского общества. Некоторое замешательство
в этом приличном обществе вызвало нарушение
правил хорошего тона другим изгоем Германией
- которая прямо в ходе работы Генуэзской
конференции заключила с СССР сепаратный
договор о признании и установлении торговых
отношений в Рапалло. Обоюдная выгода
этого договора была понятна - и та и другая
сторона шантажировали таким образом
победителей.
Советская и
германская проблемы оставались нерешенными
и постоянно служили
3. В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
сфере война и первый послевоенный период
довели до логического конца процессы,
начавшиеся еще на рубеже веков.
Непосредственным
экономическим результатом
Однако, ставшие
в результате войны самой богатой
страной мира и мировым кредитором
США, быстрее всего нашли выход из этой
ситуации. Выход оказался большей частью
технологическим. Речь идет о резкой интенсификации
производства, то есть о его росте за счет
увеличения производительности труда.
Символами этой интенсификации стали
два имени : Форд и Тейлор. Имя Форда связано
с производством автомобиля для всех (и
превращением его из роскоши в основное
средство передвижение) за счет уменьшения
себестоимости. Это достигалось конвейерным
способом производства, заимствованным
у автомобилестроения другими отраслями
экономики. Конвейерная система была дополнена
методом максимального разделения и учета
труда и точности и выверенности каждого
движения рабочего, по имени автора названном
методом Тейлора. Массовому потребителю
был таким образом предложен новый тип
товаров - технологически сложный, но доступный
по цене товар длительного пользования:
автомобиль, телефон, граммофон, радиоприемник
и т.д. При этом в условиях высокого технологического
производства, когда рабочий производил
гораздо больше, чем раньше, появилась
возможность платить ему больше, дабы,
во-первых, снять социальные конфликты,
а во-вторых, дабы эти же рабочие могли
стать покупателями новых товаров. Таким
образом заработал экономический механизм,
при котором опережающий рост заработной
платы повышал покупательную способность
населения (емкость рынка) и тем самым
стимулировал рост производства. Результаты
впечатляли : в 1923 году промышленное производство
в США на 42 % превысило довоенный уровень.
Всего за несколько лет уровень жизни
американца резко повысился: автомобиль
стал доступен почти всем, не говоря уже
о граммофонах; даже есть американцы стали
гораздо лучше - стремительно развивавшаяся
химическая промышленность (еще одна высокотехнологическая
отрасль) и тракторостроение преобразили
облик сельского хозяйства, в Америке
не стало продовольственных проблем. Рабочий
вопрос, столь волновавший социалистов
XIX века, тоже казался решенным: в американских
корпорациях распространился опыт "народного
капитализма" - постоянно растущая заработная
плата ставилась в зависимость от прибыли
предприятия, через систему акционирования
рабочие становились совладельцами , профсоюзы
с позиций классового сотрудничества
участвовали в разработке новых методов
труда.
Положение европейцев
было гораздо сложнее из-за громадных
военных потерь. Американский опыт
казался спасением, и Европа была
готова заимствовать его, но это было
чрезвычайно трудно из-за тяжелого
финансового положения. Помочь в
этой ситуации могло государство. И
действительно, в Европе американский
опыт становился государственной политикой.
Для системы классического капитализма
это не характерно, раньше государство
играло в экономике роль "ночного сторожа",
обеспечивало соблюдение правил игры
на свободном рынке. Активное вмешательство
государства в экономику начинается в
ходе Первой мировой войны. Тогда оно было
вынужденным: война на истощение требовало
напряжения всех сил экономики и подчинения
ее государству. Но вмешательство государства
в экономику сохранилось и после войны.
Почему? Во-первых, высокий уровень монополизма
на всех трех рынках требовал ограничения,
и это был вопрос скорее политический,
а значит государственный (антимонопольное
законодательство и государственное регулирование
трудовых отношений - ограничение монополизма
профсоюзов на рынке рабочей силы). Во-вторых,
производство высокотехнологической
массовой стандартизированной продукции
на конвейерном производстве (американский
опыт) требовал огромных капиталовложений
- в бедной по сравнению с США Европе частных
инвестиций не хватало, или их необходимо
было концентрировать и контролировать.
Это могло сделать только государство.
Таким образом сложилась система государственного
регулирования экономики. То, что в Америке
происходило довольно стихийно (рост заработной
платы, увеличение емкости рынка, рост
производства) в Европе осуществлялось
при бдительном контроле государства.
Это тоже дало результаты - после 1923 года
в Европе начинается очевидный экономический
рост и повышение жизненного уровня. По
имени своего теоретика англичанина Дж.
Кейнса такая система регулирования экономики
получила название кейнсианства. Механизм
его заключается в следующем. Государство
вмешивается в рыночные отношения, регулируя
цены. Государство регулирует внешнюю
торговлю путем игры на таможенных пошлинах.
Государство изымает сверхприбыли путем
прогрессивного налогообложения. Государство
регулирует трудовые отношения путем
законодательного ограничения прав профсоюзов
по отношению к предпринимателям и предпринимателей
по отношению к профсоюзам. Государство
проводит широчайшие социальные программы
- выплаты пенсий, пособий по безработице,
социальное страхование и т.д., что обеспечивает
как социальную стабильность, так и приток
денег в карман населению. Такая экономическая
политика не может не приводить к увеличению
денежной массы, опережающему рост производства,
то есть к инфляции. По мнению Кейнса и
его последователей в этом нет ничего
опасного, если эта инфляция контролируется,
более того, опережающий рост доходов
населения стимулирует его покупательную
способность и ведет к росту производства.
Отметим, что эта политика имела два побочных
следствия в идеологической сфере. Во-первых,
приводило к мысли о том, что прямое государственное
управление экономикой может быть весьма
эффективно, а во-вторых, усиливало процесс
массообразование, поскольку превращало
большинство населения из субъектов хозяйственной
деятельности (хотя бы на рынке рабочей
силы) в объекты государственной опеки,
тем самым невольно подавляя индивидуалистическую
и стимулируя массовую ("я как все")
ментальность.
Первоначальным
результатом названных
4. Социально-политическая
жизнь периода 1918-1923 годов характеризуется
нарастающей после Первой мировой войны
массовизацией общества. Одним из признаков
массового общества является политизация
самых широких слоев населения. В 20-е годы
можно, например, наблюдать такой феномен,
как обретение политического характера
старыми общественными организациями
и появление новых, изначально политических.
Раньше к политической деятельности отношение
имели только собственно политические
партии, теперь, в реалиях массового общества
возникла необходимость в формах выражения
политической активности большей части
населения.
Во-первых, эта
активность выразилась в не существовавших
ранее в таком виде массовых организациях
типа союзов фронтовиков, молодежных объединений,
феминистского движения и т.д. Именно
они позволили наглядно увидеть массу
в действии. Такие организации чаще всего
образованы по случайному признаку (если
рабочим жизненно необходимо объединение
в профсоюз, то в чем состоит необходимость
объединения женщин или молодежи?!). При
этом парадокс заключается в том, что целью
таких организаций является превращение
их членов (женщин, молодежи и т.д.) в политических
единомышленников. Тогда единственное,
что связывает членов таких организаций
кроме возрастного или полового признака
- это общность политических целей (союзы
фронтовиков создаются прежде всего для
отстаивания тех или иных политических
убеждений, а не для ностальгических воспоминаний
о фронтовой жизни). Политизация таких
объединений закономерно вызывала весьма
серьезные опасения правящих элит, ибо
политические требования этих сообществ
носили крайне агрессивный характер и
отличались ксенофобией. Не имея возможности
подавить такое массовое движение, правящие
элиты стремились найти с ним общий язык,
договориться, ввести их в легитимное
русло, что, разумеется получалось плохо,
ибо, хотя названные организации весьма
хорошо манипулируемы, договориться с
ними на обычном политическом и правовом
языке невозможно. Только "партии нового
типа" смогли договориться с массовыми
движениями и возглавить их, ибо говорили
на том же языке. Более того, вожди "партий
нового типа" становились вождями, харизматическими
лидерами МАССЫ, ибо названные движения
явились, несомненно, формой массовизации
общества. Но не только новые организации
(часто милитаризованные) определяли форму
политической активности масс.