Февральская революция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:57, реферат

Описание

Первая русская революция происходила в условиях, когда мировой капитализм, в том числе и российский, вступил в свою высшую стадию. В стране были налицо все противоречия, присущие империализму, и, прежде всего, острейший социальный конфликт между пролетариатом и буржуазией. Однако главным оставалось противоречие между потребностями социально-экономического развития страны и остатками крепостничества, на страже которых стояла устаревшая полуфеодальная политическая надстройка - самодержавие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Причины, задачи, движущие силы февральской революции………….……..5
2 Политические партии в революции, их стратегия и тактика………………...8
3 Значение революции…………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….…18
Список использованных источников……………………………….….……….19

Работа состоит из  1 файл

реферат февральская революция.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Уже в январе 1905 года в 66 городах России бастовало около  полмиллиона человек - больше, чем за все предшествующее десятилетие.

Демонстрации, столкновения с властями прокатились по всей стране. Бастовали рабочие на Украине,  в Белоруссии. 

В Ревеле и Риге произошли  кровавые столкновения рабочих с  полицией. В Варшаве забастовка превратилась во  всеобщую.  Рабочие взломали несколько оружейных магазинов и разобрали оружие.  

В результате вооруженных  столкновений  здесь  было убито свыше 100 человек. В Лодзи дело дошло до баррикад и разгрома рабочими железнодорожной станции.  Бастовал персонал 30  ( из 33 )  железных дорог общероссийского значения, что затрудняло переброску войск. Всего с января по март 1905 года бастовало около 1 млн. человек.  85 уездов Европейской России было охвачено крестьянскими волнениями. Особенно упорным было крестьянское движение в Грузии. Все чаще на митингах раздавались  возгласы "Долой самодержавие!".  Возглавляли его революционные крестьянские комитеты. Они распоряжались захваченными казенными и помещичьими землями, угодьями, лесами, вводили в школах преподавание на родном языке, формировали          из крестьян дружины самообороны.

Крестьянские выступления  первоначально носили стихийный  характер,  хотя в  дальнейшем,  летом  1905  года,  был  образован Всероссийский крестьянский союз - первая политическая организация крестьян. 

Его деятельность находилась под влиянием либеральной интеллигенции, что отразилось  на  его  требованиях:  отмена  частной собственности на землю (национализация земли), конфискация          без выкупа монастырских, государственных, удельных земель, изъятие помещичьих земель, частично безвозмездно, частично - за выкуп,  созыв Учредительного собрания, предоставление политических свобод.  

Это  свидетельствовало о росте  политического, классового самосознания крестьян,  представлявших уже политическую силу, выдвигавших собственные, большей частью сословные требования.

В революционных событиях активно участвовала интеллигенция. Уже в первый день революции,  9 января, служащие, студенты принимали участие не только в шествии к Зимнему дворцу,  но также в сооружении баррикад, оказании помощи  раненым.  Вечером того же дня столичная интеллигенция собралась в здании Вольного экономического общества, где резко осудила деятельность царских властей. 

Тут же начался сбор средств  в помощь раненым   и  семьям  убитых  рабочих,  по  рядам ходила кружка с надписью  "На оружие". Представители творческой и научной интеллигенции В.А.Серов, В.Г. Короленко,  В.Д. Поленов,  Н.А. Римский-Корсаков,  К.А. Тимирязев, А.М. Горький и др.  выступали в печати и на собраниях с резким осуждением расправы над безоружными рабочими.  

Революция углубила  наметившийся раскол внутри либерально-оппозиционного лагеря. Представители земств и городских дум     на своих съездах высказывались за  двухпалатное народное представительство (верхняя палата - представители земств и городских дум, а нижняя - депутаты, избранные на  основе всеобщего,  прямого,  равного и тайного голосования) при сохранении монархии.

В марте  1905  года состоялся III съезд "Союза освобождения".  Он высказался за создание народного представительства на  началах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов, за введение буржуазно-демократических свобод,  принципиальное отчуждение части помещичьих  земель, за введение 8-часового рабочего дня.         

Но подтвердил необходимость  сохранения монархии,  использование войска,  судов против  вооруженных выступлений трудящихся.

Капиталисты в феврале-марте 1905 года регулярно отсылали  записки правительству, где ходатайствовали о проведении политической реформы и прежде всего за созыв свободно избранных представителей народа. 

С самого начала революции царизм сочетал тактику репрессий    с тактикой уступок. Вскоре после "Кровавого воскресенья" последовали перестановки и реорганизации в высших правительственных сферах.  На  первый план выдвигаются такие деятели, как Д.Ф.Трепов, А.Г.Булыгин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Значение революции 

В отечественной истории  был период, когда страна имела  все шансы воплотить в жизнь  буржуазно-демократическую модель развития западного образа. Это февральская  революция 1917 г. (в западной историографии она часто именуется мартовской). Для полного и глубокого понимания сегодняшних трудностей и проблем необходимо вернуться к детальному изучению событий февраля 1917 г. Данная тема чрезвычайно актуальна и нужна для извлечения уроков истории.

Советская историография ограничивалась зачастую формулировкой «Февраль – пролог Октября», считая, что после буржуазной революции неизбежно и естественно произошла социалистическая. Русская эмиграция очень часто оценивала и февраль, и октябрь 1917 г. как нечто цельное, нераздельное. И эта революция была, по их мнению, общенациональной катастрофой. К примеру, И.А.Ильин назвал вторую русскую революцию «февральским безумием» [1]. Такие личности как Деникин, Милюков также рассматривали революции 1917 г. как катаклизм.

Справедливо будет признать, что февральская революция была «исторически прогрессивна». Династия Романовых к 1917 г. пребывала словно во сне, абсолютно не отвечая реалиям эпохи и не управляя обстановкой в стране. Самодержавие являлось элементом, который сдерживал и мешал бурному развитию страны. В условиях, когда необходима была гибкая дальновидная политика и модернизация государственного строя, среди Романовых не нашлось никого, кто бы взял на себя эту ответственность.

Важность событий февральской  революции заключается еще и в том, что она стала ярким примером тех проблем, с которыми сталкивается любое общество, получившее свободу. Ленин, вернувшийся в Россию из эмиграции, называл ее «самой свободной страной». Французский посол М.Палеолог, очевидец событий, приводит беседу с представителем буржуазии А.Путиловым, который считал, что «Россия вступила в очень длительный период беспорядка, нищеты и разложения». И таких суждений много. Историк Готье называл толпы народа, «творивших» революцию не иначе как «гориллами». Казалось, страна стала республикой, были закреплены все возможные демократические свободы, но одновременно появилась опасная альтернатива военной диктатуры. Причин этих трудностей, думается, несколько.

Во-первых, российское общество не было готово к столь резким переменам и свалившейся на него полной свободе. Радикальные перемены губительно сказались на нации. Ведь идея самодержавия, монархии была довольно сильно закреплена в сознании людей. В.Л.Харитонов считал, что «отрицание монархии в России в дни Февральской революции не было столь безусловным». Особенно сильны позиции монархии были в многомиллионном крестьянстве.

Во-вторых, после революции  обнаружился полный паралич органов  старой власти и это привело к  отсутствию какой-либо преемственности  между старыми и новыми органами. Показательно, что в Петроград из разных уголков страны шли телеграммы с вопросами к Временному правительству. Люди на местах не знали с чего начинать строительство новой страны, старые власти зачастую разбегались. Их место стали занимать стихийно созданные Советы и различные исполкомы.

В-третьих, общество оказалось  расколотым. Не было единства между  различными слоями населения, не было четкого понимания собственных  задач, целей. Российская буржуазия, которая  не хотела революции, взяв в руки власть, оказалась слабой для решения стратегических задач.

В-четвертых, февральская  революция проходила в условиях первой мировой войны, которая, кстати, была одной из ее главных причин.

Февральские события  стали для России отправной точкой в создании иного, чем ранее социально-политического строя. Это новое состояния скорее можно назвать периодом безвластия, так как ни Временное правительство, ни Советы не могли полностью контролировать ситуацию в стране. Роль стихийности во время революции была довольно большой. Поэтому не следует считать, что к революции привела деятельность каких-либо политических групп. Страх царизма разделить власть (а вместе с ней и ответственность) с теми слоями населения, которые способны были к созиданию, привел к тому, что государственный строй империи рассыпался от первых же серьезных толчков. На место старых институтов власти пришли слабые, безвольные их подобия. Самое главное – не было прослойки общества, которая стала бы опорой новым властям, анархия захлестнула страну (в провинции даже в большей степени, нежели в столицах). К примеру, вот сообщение из «Ирон газет» №4 от 19.V.1917 г. «Жители селения Бирагзанг отняли церковную землю и распределили между собой, пользуясь безвластием. Такие случаи происходят и в России».

Значение февральской  революции для нашей истории  велико. Нам кажется, что многих ошибок удалось бы избежать (и удастся  в будущем), если внимательно изучить  уроки февраля. Многие историки вообще не склонны разделять февральскую  и Октябрьскую революции, называя их общим именем – Великая Российская революция. Существует также точка зрения, согласно которой в России невозможна демократия и свобода, так как для этого нет исторической традиции. Позволим себе не согласиться с такой трактовкой.

Любые реформы, преобразования должны проводиться в условиях внешнего и внутреннего мира. У власти должна быть четкая, жесткая программа действий, нацеленная на будущее. Общество должно быть спаяно единой задачей. Демократия подразумевает большую долю ответственности и не уживается с охлократией и анархией.

 

 

 

Заключение

 
         В заключение работы необходимо сделать  вывод о том, что главный результат  заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма. Было достигнуто некоторое ограничение самодержавия, хотя у царя осталась возможность принятия законодательных решений и вся полнота исполнительной власти.

Изменилось социально-политическое положение граждан России: введены демократические свободы, отменена цензура, разрешено организовывать профессиональные союзы и легальные политические партии. Буржуазия получила широкую возможность участия в политической жизни страны.

Улучшилось материально-правовое положение трудящихся. В ряде отраслей промышленности увеличилась заработная плата и уменьшилась продолжительность рабочего дня. Крестьяне добились отмены выкупных платежей.

В ходе революции были созданы предпосылки для проведения аграрной реформы, что способствовало дальнейшему развитию буржуазных отношений в деревне.

Окончание революции  привело к установлению временной  внутриполитической стабилизации в России.

Безусловно, февральская  буржуазно-демократическая революция открывала путь к демократии. Но необходимые условия не были выполнены и страна пошла совершенно другим путем. 1917 г. можно назвать переломным не только в истории России, но и всего человечества. Он изменил ход событий, определил вектор развития на весь ХХ век.

 

 

Список использованных источников

 

1. Давыдов М.А. Оппозиция его величества. М., 2004.- с.3. 
2. Егорова Л.А. Отечественная история. Вопросы и ответы: Учебное пособие.- Москва: Юриспруденция, 2007.-289 с. 
3. Зуев М.Н. Отечественная история: Учебное пособие – Москва: Оникс 21 век, 2003.- 601 с. 
4. Рашитов Ф.А. Отечественная история. 1900-1940: Учебное пособие.- Саратов: «Аквариус», 2001.- 120с. 
5. Фирсов С.Л. Отечественная история : Учебник С.-Петербург: Питер, 2006. -493с. 
6. История России (Россия в мировой цивилизации): учебное пособие. Под ред А.А. Радугина – М., 2002.-342с. 
7. Истории России IX – XX вв.: Учеб. для студ. вузов по эконом. спец. Под. ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М., 2002.-231с. 
8. Орлов А.С. История России. Учебн. – М., 2003.-314с. 
9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, «Курсив», 2006.- с.235




Информация о работе Февральская революция