Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Понятие функций государства……….………………………………………..4
2. Классификация функций государства…...…………………………………..10
3. Характеристика основных функций государства…………………………...15
4. Формы и методы осуществления функций государства.…………………..21
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие функций государства……….………………………………………
2. Классификация функций
государства…...…………………………………..
3. Характеристика основных функций государства…………………………...15
4. Формы и методы осуществления
функций государства.…………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Данная курсовая работа посвящена
такой теме Теории государства и права,
как “Функции государства”.
К настоящему времени существенно обогатилось
научное знание о важных сторонах функционирования
и развития государства и права. Новые
процессы в государственно-правовой жизни
общества потребовали пересмотра многих
привычных представлений.
Как данные процессы отразились на таком
понятии как “функции государства” ?
Я считаю этот вопрос очень важным и актуальным,
т.к. если до конца не разобраться в “том,
что и как государство делает”, что оно
должно делать, нашей стране невозможно
будет найти пути выхода из кризиса. Поэтому
среди предложенных тем к написанию курсовой
работы я выбрала именно эту.
Кроме этого, мне кажется, что подробное
изучение данной темы поможет глубже развить
представления о государстве как о социальном
институте, о том как этот институт живет,
действует, изменяется, каковы основные
тенденции его развития, как он выполняет
свое социальное назначение. Особенно
актуальна эта проблема для нашего общества
в условиях бурного обновления законодательства,
в период кризиса жизненных ценностей,
которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма.
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы о государстве
и его функциях в обществе с
давних пор относятся к числу
основополагающих и дискуссионных
и в государствоведении. Это
объясняется тремя основными
причинами:
Прежде чем говорить о
функциях государства следует сказать
несколько слов об его происхождении.
Предпосылками образования
В функциях государства выражается его
сущность, его предназначение, и структура
государства, т.е. его внутреннее строение,
которое определяется в первую очередь
его назначением и направлением деятельности,
которую оно осуществляет. Предназначение
государства, проявляющееся в его функциях,
есть объективная необходимость выполнения
общественно полезной, социально обусловленной
деятельности.
Теория государства для описания, объяснения
и прогнозирования деятельной стороны
государства использует понятие функции
государства - характеристики именно того,
что и как государство "делает".
Функция, как и многие иные обществоведческие
понятия, не является собственно юридическим
и политическим понятием. Оно было заимствовано
из совсем иных наук. Например, в физике,
математике понятие функции выражает
зависимость одной переменной величины
от другой, то есть непосредственно ту
зависимость, когда при изменениии одной
величины другая величина также изменяется
определенным образом.
Это есть свойство юридического языка,
- заимствовать чужие понятия и наполнять
их своим специальным, особенным смыслом,
причем таким, который понятен порой лишь
специалистам в этой области и, который
подчас почти полностью утрачивает связь
с первоначальным смыслом.
Вот и с понятием "функция", когда
оно включается в юридический понятийный
аппарат, происходит этот процесс.2 Функция в теории государства
и права означает направление, предмет
деятельности того или иного политико
- правового института, содержание этой
деятельности, ее обеспечение. Именно
в этом смысле говорится о функции государства,
правительства, министерства, других государственных
органов.
Следовательно, функция государства -
это рассматриваемые в комплексе предмет
и содержание деятельности государства
и обеспечивающие ее средства и способы.
Функции государства обусловлены его
задачами, зависят от его сущности и изменяются
по мере его изменения, по мере перехода
к сущности другого порядка.
1. функции нужно отличать от целей и задач,
стоящих перед государствам;
2. функции отражают ту деятельность государства,
которую оно должно осуществлять, чтобы
решать поставленные перед ним задачи;
б) меняться содержание одной и той же функции;
8. функции государства как целого следует отличать от функций его органов (функций элементов государства).
Итак, можно сделать вывод,
что функции государства и
их содержание обусловлены, в основном,
следующими факторами:
а) потребностью обеспечения самых
необходимых условий сохранения общества
(общесоциальный фактор); б) сущностью государства, его
природой; в) целями и задачами государства.
В литературе предлагаются
различные варианты деления функций на
виды: общесоциальные (вытекающие из потребностей
общества в целом) и классовые (обусловленные классовыми противоречиями); внутренние и внешние (в зависимости от сферы приложения
деятельности государства); постоянные (осуществляются на всех этапах
развития государства) и временные (рассчитаны на решение задачи,
имеющей временный и, как правило, чрезвычайный
характер).
Проф. М.И. Байтин полагает, что
существуют функции основные и неосновные.
Такое деление, однако, вызывает сомнение,
ибо (исходя из традиционного определения
функций государства, которого Байтин
и придерживается) получаем в итоге "неосновные
основные направления деятельности государства".5
2. Классификация функций государства.
Еще 200 лет назад Адам Смит
в книге "Исследование о природе
и причинах богатства народов",
обосновывая максимальную свободу
человека, живущего в условиях рыночного
хозяйства, указал на три функции
государства:
1) оборону;
2) определение меры свободы каждого
посредством установления одинаковых
для всех правил и обеспечения правосудия
как средства решения социальных конфликтов
между членами общества;
3) организацию учреждений, которые
не могут быть созданы отдельными лицами,
но которые необходимы им, например почты,
полиции, и т. д.
В научной литературе предложено много
классификаций функций государства. Во-первых,
различают основные и
Во-вторых, есть функции внутренние, которые государство осуществляет внутри страны (например, деятельность по поддержанию правопорядка), и внешние (участие в поддержании миропорядка).
В-третьих, различают функции постоянные,
В-четвертых, существуют функции общего
характера, социально нейтральные, вытекающие
из «общих дел» и не зависящие от социальной
природы, типа того или иного государства
(та же функция обороны), и социально определенные, зависящие,
в частности, от исторического типа того
или иного государства. Функция охраны
социалистической собственности, как
она формулировалась в документах стран
тоталитарного социализма, отсутствует
в государствах другого типа (например,
в феодальном).
Разделение функций по названным четырем
группам в известной мере условно. Одна
и та же функция может быть временной,
осуществляться внутри страны, но иметь
внешнеполитические цели (создание ракетно-ядерного
«щита»).
В научной литературе обычно
выделяют четыре основные внутренние
функции государства —
Политическая функция связана
прежде всего с регулированием политических
отношений в обществе, установлением определенных
правил «политической игры» (недопущение
насильственных действий, запрет создания
тайных и вооруженных негосударственных
организаций, экстремистских организаций,
установление правил проведения политических
демонстраций, порядка проведения выборов
государственных органов и референдума,
реализация политических прав граждан).
Эта функция в конечном счете преследует
закрепленные в конституциях некоторых
стран цели состязательности для участия
в государственной власти, давлении на
нее.7
Идеологическая функция по своему содержанию тоже неодинакова. В тоталитарных странах конституцией, законом устанавливается единственно допустимая или государственная идеология. Современные демократические государства конституционно провозглашают и обеспечивают идеологический плюрализм. Однако это не означает, что государство безразлично относится к любой идеологии. Оно поддерживает (в том числе материально) передовые идеологические течения, основанные на признании общечеловеческих ценностей.
Экологическая (
Правоохранительная функция изначально присуща государству. Сохраняя старые нормы, равно как и устанавливая новые правила, государство охраняет их от нарушений, проводит их в жизнь. Поэтому данная функция на деле является более широкой: она и правотворческая, и правоохранительная, и правореализующая (обобщающего названия для нее в научной литературе пока не найдено; может быть, правильнее говорить о правовой функции государства в ее различных аспектах).
Наряду с внутренними государство осуществляет и внешние функции на международной арене. Внутренние функции могут иметь международный элемент (например, экономическая функция в виде внешней торговли), а внешние находят свое продолжение во внутренних (функция обороны требует создания соответствующей оборонной техники внутри страны).8 Тем не менее с учетом целевого назначения, а также главного содержания деятельности (доминанты) можно выделить следующие внешние функции: оборона, интеграция в мировое сообщество, поддержание миропорядка, международное сотрудничество в решении глобальных проблем современности.
Функция обороны страны может осуществляться индивидуально (каждое государство вправе защищать свою территорию от нападения) и коллективно — при участии других государств (например, на основе договоров о взаимной обороне от агрессии или при участии всего международного сообщества по решениям Совета Безопасности ООН).
Функция интеграции в мировое сообщество осуществляется на основе применения экономических, политических и иных методов (например, соглашения о торговле, заключение договоров о союзе, членство в международных организациях).