Германия в период Веймарской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание

Основной задачей данной работы является рассмотрение конституционных основ германского государства в период Веймарской республики, а также изучение краткой исторической справки относительно порядка принятия Конституции 1919 года.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Разработка и принятие Конституции 1919 года……………………. 6
Глава II. Государственный строй Германии по Конституции 1919 года….. 9
Заключение……………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Веймарская республика.docx

— 42.02 Кб (Скачать документ)

Создавая  и рекламируя представление о  том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость»  судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как  и утверждение о «народовластии». Конституция декларировала, что  «судьи независимы и подчиняются  только закону (ст.102)12. Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом. Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка». 13

Конституция предусматривала образование специальной  Государственной палаты (Staattsgerichtshof), которая должна была рассматривать жалобы против президента, рейхсканцлера и министров по обвинению в нарушении конституции, а также другие конституционные конфликты. «Однако не этот судебный орган, а Имперский суд в Лейпциге играл в годы Веймарской республики видную роль. Он самочинно присвоил себе право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом. И тем самым превратился в своего рода бюрократическую верхнюю палату, непредусмотренную конституцией. Судьи Веймарской Германии были только одним из отрядов весьма многочисленной армии чиновников. Положение чиновничества как замкнутой касты закреплялось в конституции рядом специальных статей. Предложение о выборности было отвергнуто не только буржуазными партиями, но и социал-демократами. Конституция устанавливала, что «чиновники назначаются пожизненно» (статья 129), а увольнение, отстранение или перевод на другую должность может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалось также «свобода политических убеждений и свобода союзов», а с целью подчеркнуть их мнимую «надклассовость» и «надпартийность» специально говорилось, что «чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных партий». Эта декларация не могла отменить того известного факта, что чиновничество было насквозь пропитано антидемократическим духом, связано тысячами нитей с правящей верхушкой»14.

В отношении  органов власти и управления земель, а также местных органов Веймарская конституция устанавливала лишь общие принципы: земли должны иметь  республиканскую конституцию, ландтаги избираются на основе всеобщего избирательного права, а правительства земель опираются  на доверие ландтагов (ст.17).15 Организация власти и администрации земель была неоднородной. В Пруссии ландтаг избирался на четыре года, также здесь был Государственный совет (Staatsrat) из представителей провинциальных ландтагов. В других землях этого органа не было, а правительство участвовало в законодательстве. В Бадене, Гессене, Вюртемберге главой был президент, он же являлся и премьер-министром. Различным было и административное деление земель. Пруссия делилась на 13 провинций, а те, в свою очередь, на округа, уезды, общины; Бавария имела восемь округов; Гессен – три провинции. В Пруссии провинции возглавляли обер-президенты, которые назначались прусским правительством, в то время как провинциальные ландтаги имели ограниченные функции. Во главе округов стояли государственные чиновники, во главе сельских уездов – ландраты, которые считались государственными чиновниками, хоть и избирались крейстагами.

«Местные органы самоуправления в сельских местностях имели общинное представительство, возглавляемое бургомистром или старостой, т.е. лишь в общине было самоуправление, а на уровне уездов, округов и провинций власть находилась в руках чиновников. Ноябрьская революция не уничтожила засилья бюрократии, а конституция не устранила органов власти, назначавшихся государством, не осуществив важнейшего условия действительной демократизации управления»16.

Для Веймарской республики было характерно всеобщее избирательное право, которое распространялось на выборы президента, ландтагов земель (на которые возрастной ценз не устанавливался); местные органы (для которых допускается  ценз оседлости, не превышающий 1 год).

Это право  устанавливалось ст.22 Конституции, в которой говорилось, что депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и  тайной подачей голосов на началах  пропорционального представительства  мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста.

«Конституция установила и пропорциональную систему представительства (Германия был поделена на тридцать пять избирательных округов)»17. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за какой-нибудь список. Однако депутаты не были ответственны перед избирателями, а подчинялись только своей совести и не были связаны мандатами (ст.21).18

Из всего  вышесказанного видно, что Германия не стала подлинно единым (унитарным) государством. Это подтверждает и  заглавие первого раздела Веймарской конституции, который назывался  «Империя и земли».

Представитель немецкой народной партии Каль подчеркивал по этому поводу, что «создаваемое этой конституцией государственное образование представляет собой не единое государство, а объединение государств»19. 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Таким образом, в данном реферате были раскрыты все поставленные вопросы для  изучения, что позволило сделать  ряд выводов по окончании исследования.

Веймарская  конституция — первая действовавшая  в Германии демократическая конституция. Была принята 11 августа 1919 года в Веймаре. Веймарская конституция учредила в  Германии республику, действующую на принципах парламентской демократии и федерализма.

Многие  положения Веймарской конституции  были позаимствованы из Конституции  Паульскирхе 1848 года, а затем в 1949 году были восприняты Основным законом ФРГ. По месту принятия конституции Германская империя в свой демократический период с 1919 по 1933 год получила название Веймарской республики.

 Конституция  определяла главенство народного  представительства, рейхстага, среди  верховных органов государственной  власти. Она подчеркивала, что рейхстаг  выбирается путем всеобщего народного  голосования. Согласно конституции,  имперское правительство, нуждалось  в своей деятельности в вотуме  недоверия со стороны большинства  членов рейхстага. Президент избирался  всем немецким народом. Право  быть избранным предоставлялось  немцу, которому исполнилось тридцать  пять лет.

Конституция предусматривала образование государственной  палаты, в обязанности которой  входило рассмотрение жалоб против представителей высшей политической власти, включая президента. Однако и это  положение конституции не было реализовано  на практике, поскольку право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом, взял себе имперский суд  в Лейпциге, превратившийся со временем в своего рода бюрократическую верхнюю  палату, не предусмотренную конституцией.

Веймарская  конституция устанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее  участие в выборах не только мужчин, но и женщин.

Она широко регламентировала права и свободы  граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность  каждому немцу почувствовать  себя полноценным гражданином государства  в независимости от его социального  статуса и происхождения.

Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции  далеко не всегда получали соответствующее  их требования воплощение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Баев В. Г. Изучение истории парламентаризма  в ФРГ//Вопросы истории.- 1994.- № 3. - С. 164-169.
  2. Веймарская конституция //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 1996.
  3. Всеобщая история государства и права. Под редакцией К. И. Батыра, М., «Былина», 1995. – 567 с.
  4. Драбкин Л.В. Становление Веймарской республики. М., 1978. -  431 с.
  5. Лазор Л.И., Киянко В.И. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. Часть 2. - Луганск, 1997. – 671 с.
  6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т.35. – 1231 с.
  7. Овчинникова Я.С. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. М.,1983. – 321 с.
  8. Садовская Г. М. В. Ратенау и Ф. Науман - идеологи буржуазного реформизма в Германии/'/Новая и  
    новейшая история. Межвузов, сб. Вып. 17. Саратов, 1998.- 203 с.
  9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. – 574 с.
  10. Энциклопедия Третьего рейха.- М.,2000.- 561 с.

Информация о работе Германия в период Веймарской республики