Железнодорожный
пассажирский транспорт Балтийска — это
однопутная неэлектрифицированная железная
дорога, связывающая его с Калининградом.
Линия длиной 47 километров, имеется 8 остановочных
пунктов. Обслуживают линию дизель-поезда.
В начале XXI века, с началом работы
паромного терминала в Балтийске, увеличились
объёмы железнодорожных грузовых перевозок.
Оцениваемая мощность железнодорожной
составляющей паромного комплекса — 1,2
млн тонн в год.
Грузопассажирский
паромный терминал — главный транспортный
узел города. Пассажирские паромные линии
соединяют Балтийск с Санкт-Петербургом, Засницем (Германия),
Клайпедой (Литва), Карлсхамном
(Швеция), Гдыней (Польша). Проектный
грузовой оборот паромного терминала
— более 5 млн тонн в год.
Туризм
До Второй мировой
войны Пиллау был популярным местом
отдыха. В районе современного посёлка
Мечниково располагался известный
в Германии курорт «Нойхойзер». После
войны город стал закрытым, и туристов
здесь не стало. Сейчас въезд иностранных
граждан на территорию города регламентирован,
то есть иностранцу для посещения необходимо
получить специальное разрешение (от организации
или частного лица), согласованное с
ФСБ и пограничной
службой Российской
Федерации.
В городе есть две
гостиницы («Золотой Якорь» на 112 мест
и «Золотая Орхидея» на 19 мест), а также
база отдыха «Океанолог» на 60 мест на Балтийской
косе. Балтийская коса является одним
из приоритетных направлений развития
туризма в регионе. Существуют планы по
созданию здесь свободно-экономической
зоны и центра международного туризма.
Основные туристические
направления — экологический
туризм на Балтийской косе и осмотр
достопримечательностей. Раз в год в Балтийске
в день Военно-морского флота проходит
большой парад соединений Балтийского
флота, собирающий много зрителей. Жители
Калининградской области предпочитают
кратковременные поездки в Балтийск на
выходные для рекреационного и водного
туризма.
Достопримечательности
Исторические
Навигационная
башня на пирсе.
- Три водонапорные
башни, построенные в начале XX века, и входившие
в водопроводную систему города. Самая
высокая из них — 32-метровая водонапорная
и наблюдательная башня с ёмкостью резервуаров
в 300 м, была построена в 1927
году. Стиль архитектурного экспрессионизма,
в котором построена эта башня, вполне
соответсвует духу той эпохи. Автор проекта
— архитектор Густав Карл Ханс Хопп.
- Крест святого
Адальберта первоначальной постройки
1822 года. Весной 997
года чешский миссионер-проповедник
Войцех Адальберт оказался Пруссии
с целью окрестить язычников пруссов.
Однако его усилия пропали даром, а сам
Адальберт был убит в окрестностях современного
Балтийска. Через два года Римская церковь
канонизировала Войцеха Адальберта. В
1822 году на месте его гибели был воздвигнут
деревянный крест, который в 1830
году был заменён на чугунный и поставлен
на четыре гранитных основания. Во время
Второй мировой войны крест был разрушен,
его останки хранились на территории полигона
Министерства обороны СССР. В конце XX века
крест был восстановлен, его открытие
было приурочено к 1000 летию со дня смерти
святого Адальберта.
- Руины древнего
рыцарского замка
Лохштедт XIII века на Балтийской
косе. Изначально замок был построен
из дерева в 1270 году. Уже к концу XIII
века его стены были воздвигнуты из камня.
Был хорошо защищён, мог исполнять роль
крепости. С востока и севера был окружён
профилированным рвом, а с запада и юга
был защищён откосами высотой 20 метров,
уходящими в залив и пролив. Здесь в разное
время была резиденция наместника магистра,
размещался региональный конвент, находился
офис управления по контролю за добычей
янтаря. Во время Второй мировой войны
замок был основательно разрушен и заброшен.
В настоящее время от него остались только
внешние стены и несколько внутренних
сооружений.
- Шведская
крепость «Пиллау» (цитадель
«Пиллау») — построена в XVII веке
по приказу шведского короля Густава-Адольфа
II. Это главная крепость города. Постройка
началась в 1626 году. Эта дата часто считается
датой основания Пиллау. После того, как
шведы передали недостроенную крепость
прусским властям, строительство крепости
началось быстрыми темпами. Полностью
она была построена к 1670 году, однако модернизация
велась в течение ещё трёх столетий. Цитадель
представляет собой пятиугольник со сторонами
в 80 метров, где в каждом углу стоит бастион,
каждый из которых имеет собственное имя:
Альбрехт, Пруссия, Кёниг, Кёниген, Кронпринц.
Вокруг крепости вырыт широкий ров, вдоль
которого с внешней стороны расположены
пять равелинов: Людвиг, Шторхнес,
Фальвинкель, Кронверк и Шинкен-шанц. Крепость
всегда исполняла военные функции. Также
здесь раполагался оружейный арсенал.
В советское время цитадель была закрыта
для посещения гражданскими лицами, однако
в 1999 году здесь был открыт филиал
Музея Балтийского флота.
- Фортификационные
сооружения XVII—XIX вв. на территории города
и Балтийской косы. В комплекс этих сооружений
входят форт Западный (1869) год, находящийся
на Балтийской косе и форт Восточный (1869)
на территории города. Форт Восточный
был построен для укрепления обороны цитадели,
сейчас от него практически ничего не
осталось. Форт Западный, стоящий на Балтийской
косе, сохранился лучше. От него остался
ров и большая часть внешних стен. Западный
форт стоит на недалеко от Балтийского
моря и залива, таким образом, с него открывается
хороший вид на вход в Калининградский
залив, что позволяло защитникам Пиллау
держать круговую оборону.
- Монумент
Готхильду Хагену, строителю молов гавани
Пиллау на Русской дамбе. Был открыт в
сентябре 1887. Сложен из гранитных валунов,
использовавшихся при строительстве гаваней
Пиллау. При возведении монумента на него
был нанесён бронзовый барельефный портрет
Хагена, однако до наших дней он не сохранился.
Монумент чудом уцелел после штурма
Пиллау.
- Комплекс
памятников истории, посвящённых погибшим
во время штурма Пиллау: три братские могилы
советских воинов, погибших при штурме
Пиллау и в боях с фашистами (одна на территории
города, две — в посёлках Коса и Севастопольский),
мемориальный комплекс в честь советских
воинов-героев штурма Пиллау в 1945
году, мемориал «Воинам, павшим при штурме
Пиллау». Кроме того, в 2000
году на берегу Балтийского моря было
открыто иностранное военное захоронение
и мемориал в честь погибших здесь военнослужащих
немецкой армии, мирных жителей города,
военнопленных стран антигитлеровской
коалиции.
Архитектурные
Маяк и памятник
Пeтру I в Балтийске.
Музей Балтийского
флота.
Свято-Георгиевский
Морской собор.
- Пехотные
казармы (теперь штаб базы Балтийского
флота) — комплекс кирпичных зданий
в центре города. Комплекс был построен
в начале XX века и состоял из северной,
южной и железнодорожной казарм. В первой
половине XX века здесь размещались солдаты
военного гарнизона Пиллау. В 20е — 30-е
годы XX века сюда были переброшены военные
склады германской армии. Во время Второй
мировой войны в казармах осуществлялась
подготовка подводников для службы на
подводных кораблях немецкого флота. Во
время штурма Пиллау весной 1945 года
казармы серьёзно пострадали, однако впоследствии
(в 50-х годах) были отреставрированы. После
войны здесь была расположена база Балтийского
флота. Пехотные казармы представляют
собой памятник немецкой архитектуры
начала XX века и часто используются как
декорации для съёмок исторических фильмов.
- Кафедральный
Свято-Георгиевский
морской собор Балтийского флота. Был
открыт в мае 1991 года в здании старой
немецкой кирхи. Кирха была построена
в 1866 году в готическом
стиле — фасад украшен стрельчатыми
окнами, силуэт здания подчёркивает стремление
ввысь. В 1934 году кирха была перестроена.
Во время штурма Пиллау весной 1945 года
здание сильно пострадало. В советское
время здесь сначала размещался клуб моряков,
после чего здание было отдано под военный
склад. В начале 90-х годов XX века здание
вновь стало церковным — здесь начал работу
православный морской собор. В 2001 году
в собор были принесены частицы мощей
адмирала Фёдора Ушакова, причисленного
православной церковью к лику святых.
- Здание Музея
Балтийского флота. Музей Балтийского
флота располагается в двухэтажном здании,
построенном в псевдоготическом стиле.
Здание было построено в 1903
году, тогда здесь располагался пиллауский
суд первой инстанции. Во время штурма
города в 1945 году здание сильно пострадало,
однако достаточно быстро было восстановлено.
После войны здесь открылась парикмахерская
и один из первых в городе ресторанов «Балтика».
В 1957 году здание было передано Музею
Балтийского Флота.
- Маяк (1813—1816).
Первый деревянный маяк был построен в
Пиллау в 1741 году, однако со временем
стало ясно, что он плохо справляется со
своими обязанностями, и было принято
решение о строительстве нового большого
каменного маяка. Сегодня балтийский маяк
— самый западный в России. Был построен
в начале XIX века. Автор маяка доподлинно
неизвестен, по одной версии это известный
архитектор Карл Шинкель, по другой
— гидроинженер Шульц. Высота маяка —
33,2 метра над уровнем моря. Огонь виден
на расстоянии 16 морских
миль. Во время войны маяк пострадал
несильно, работы по его восстановлению
закончились уже в сентябре 1945 года. Изначально
световой луч создавался за счёт горения
растительного масла, которое в 1874 году
было заменено на керосин. Затем использовались
газовые лампы, а с 1913 года маяк перешёл
на электрическое освещение. Уже в
советсвое время маяку был присвоен первый
класс, а период маяка стал равен 12 секундам
(три секунды темноты, девять секунд света).
- Памятник-монумент
— часовня Дмитрия Донского «Памяти павшим
на земле Афганистана» (памятник воинам-интернационалистам).
Была открыта 7 ноября 1997
года. В качестве архитектурного решения
часовни была выбрана модель часовни «1000-летие
христианства на Руси» в московском Даниловском
монастыре. Высота часовни — около 10 метров.
Под сводом закреплён колокол. Часовня
и прилегающий сквер являются местом сбора
ветеранов Афганской и других войн.
- Скульптура
женщины с ребенком — является одним из
символов Балтийска. Её перенесли на берег
Калининградского залива в советское
время из городского парка. Женщина повёрнута
лицом к морю, её фигура олицетворяет радость
семьи при встрече моряков, возвращающихся
из плавания.
- Памятник
Петру I. Был установлен в 1998
году на берегу Калининградского пролива.
Работа скульпторов из Курска И. А. Минина и В. И. Бартенёва.
Пётр Великий посещал Пиллау трижды
и называл его «мой маленький Амстердам».
Памятник был воздвигнут в честь 300-летия
Балтийского флота. Высота памятника вместе
с постаментом — 6,4 метра, вес — 2,5 тонны.
Скульптура выполнена в полный рост.
- Конный памятник
императрице Елизавете
Петровне. Скульптор: Г. Франгулян. В
2004 году был открыт историко-культурный
комплекс «Елизаветинский форт», центральной
фигурой которого и стал памятник императрице
Елизавете Петровне. Комплекс был разбит
на Северном молу Балтийска в ознаменование
побед русской армии во время правления
императрицы Елизаветы (в то время Восточная
Пруссия на несколько лет стала одной
из провинций Российской империи). Императрица
изображена верхом на коне, в платье полковника
лейб-гвардии Преображенского
полка. Она как бы встречает все корабли,
заходящие в Калининградский залив. Высота
статуи — 6,3 метра, общая высота с постаментом
— 14 метров. Вес статуи — 12 тонн. Постамент
выполнен в виде фортификационного сооружения,
предполагается, что внутри него откроется
историко-культурный центр.
Культура
В городе действует
несколько предприятий культуры.
Прежде всего это музей Балтийского
флота, Культурно-молодёжный центр, экспозиция
древностей в цитадели Пиллау, Дом офицеров
флота, Балтийский морской клуб, художественная
школа и другие. Работает семь библиотек.
Музей Балтийского
флота начал работу в 1957 году, затем
переехал в Таллин, после развала
СССР снова открылся в Балтийске. В музее
открыты экспозиции, представляющие историю
Балтийского флота и моряков-балтийцев
со дня основания (1703 год) по настоящее
время. Существуют планы открытия рядом
с музеем выставки вооружений под открытым
небом.
Культурно-молодёжный
центр Балтийска представляет собой
многопрофильное предприятие культуры,
объединяющее 22 творческих коллектива,
в которых занимается 440 человек. Семь
коллективов имеет звание «образцовый»,
а один (народный камерный хор «Благовест»)
— «народный».
К событиям в
сфере культуры относятся прежде всего
военно-морской парад, приуроченный к
празднованию Дня военно-морского флота,
и проходящий на Балтийской косе ежегодный
фестиваль бардовской песни «Балтийская
Ухана».
Спорт
В городе действует
несколько десятков спортивных сооружений,
в том числе 10 спортзалов, стадион, крытый
бассейн и многофункциональный спортивный
комплекс, построенный на деньги Благотворительного
фонда спортивных программ «Новое поколение»,
открытый 24 ноября 2006
года.
Виды спорта,
лучше всего развитые в городе
— футбол, академическая
гребля, парусный
спорт и спортивные
танцы. На Балтийской косе расположена
спортивная база секции академической
гребли, образованной в сентябре 1999
года. Футбол в Балтийске представляет
команда «Искра», выступающая в первенстве
Калининградской области. Домашний стадион
команды — стадион «Искра». В 1999 году в
городе открылся танцевально-спортивный
клуб «Балткласс», члены которого занимали
призовые места и становились победителями
различных всероссийских и международных
соревнований.
Символы
Герб Пиллау.
Главный и старейший
официальный символ города — герб.
Изначальный дизайн герба был
заложен в XVIII веке. О его происхождении
известно довольно мало, однако с самого
основания города на гербе города был
изображён осётр в короне. Нынешняя
схема герба была утверждена в 1916 году
после принятия новых правил германской
геральдики. На гербе образца 1916 года
был изображён серебряный осётр в золотой
короне. Фон изображения — голубая вода
и красное небо. Нынешний герб Балтийска
был утверждён в 1993 году. От исторического
он практически не отличается: вместо
названия города в верхней части герба
изображена крепостная башня, а в нижней
части герба указан год, когда Пиллау получил
статус города — 1725.
Официального
гимна у Балтийска (по состоянию
на 2006 год) нет, однако Пиллау имел собственный
гимн, написанный немецким поэтом Гансом
Парловым.
Города-побратимы
-
Нефтеюганск, Россия
-
Карлскруна, Швеция
-
Эльблонг, Польша
Известные
жители
- Михаэль
Вильман (1630—1706) — художник
эпохи барокко.
- Готтхильф
Хаген (1797—1884) — известный архитектор
и гидростроитель. Автор десятитомного
труда «Об искусстве гидротехнических
сооружений».
- Мориц
Герман Якоби (1801—1874) — учёный-электротехник,
изобретатель.
- Эрих
Редер (1876—1960) — гросс-адмирал,
главком ВМФ Германии (1935—1943),
почётный гражданин Пиллау.
- Курт
Пренцель (1896—1960) — боксёр, киноактёр.
- Хайнрих
Барт (1847—1921) — известный музыкант.
Профессор высшей музыкальной школы и
Академии художеств в Берлине.
- Тимур
Батрутдинов (род. 1978) — российский
юморист и актёр.
Примечания
- http://www.baltiysk.h15.ru/history/index.htm
- smod/Static/75/38/Доклад.doc
Доклад начальника управления
образования администрации
БГО
- http://www.portofbaltiysk.narod.ru/
- http://www.mvms-mvdv.ru/expo/2586/index_r.htm
- http://www.enet.ru/~bnk/tech.html
- http://www.portofbaltiysk.narod.ru
- Регионы России.
Основные характеристики субъектов Российской
Федерации: статистический сборник.. Госкомстат
России. — М:, 2003
- http://russian-west.narod.ru/gorod/statist/statist.htm
- http://mojgorod.ru/kalining_obl/baltijsk/
- http://russian-west.narod.ru/gorod/simvol/proshlie/proshlie3.htm
- http://russian-west.narod.ru/gorod/simvol/proshlie/proshlie2.htm
- http://russian-west.narod.ru/kultura/zentrkult/molod/molod.htm
- http://www.fond-np.ru/news.php?id=42
- http://balt-rowing.narod.ru/
- http://russian-west.narod.ru/kultura/zentrkult/molod/molod.htm
Литература
- Гостюхин,
А. Ф. (и др.): Балтийск.
Прошлое и настоящее. 2003. ISBN 5-7406-0344-7
- Якимов С.
А. Серебряный осётр
в золотой короне. — Калининград: ИП
Мишуткина, 2005. — 288 с.
- Якимов С.
А. Символы Балтийска.— Калининград:
ИП Мишутина, 2006.— 144 с.
- Дитмар Альбрехт.
Пути в Сарматию. Десять
дней в стране пруссов. — Москва: Прогресс-Традиция,
2000.
- Алексей Губин.
Царь Петр I в Пиллау. // Запад России,
№ 3, 1994.
- В. Дигнат,
Х. Цисман. Кирхи в
Замланде. — Леер: Раутенберг, 1987.
- Б. Вебке.
250 лет Пиллау. — Киль: Кариус, 1975.
- Геннадий
Кретинин. Русские
в Пиллау в Семилетнюю
войну. // Запад России, № 3, 1994.
- Blocksdorf, Helmut:
Pillau — Chronik eines Untergangs. Die Flucht aus Ostpreuen. Hamburg
2000. ISBN 3-8132-0722-6
- Haberland, Konrad;
Lomber, Wilhelm; Arendt, Alexander: Pillau einst und jetzt.
1725—1925. Festschrift. Pillau 1925.