Город Мангазея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:11, реферат

Описание

К сожалению, жизнь этого города была коротка, относительно нашей могущей истории… Но все же этот таинственный городище «Златокипящая Магназея» за короткий период времени, оставил след в летах, он не забыт, и по сей день им интересуются, его исследуют, изучают.

Содержание

1. Роль города в истории государства……………………………………….5
2. Почему город назван «Мангазея»?.............................................................7
3. Археологические исследования Мангазеи……………………………….8
4. Каким был город-крепость? Особенности застройки…………………..12
5. Путь к Мангазее…………………………………………………………..16
6. Закат "Златокипящей" Мангазеи………………………………………...18
7. Заключение………………………………………………………………..20
8. Список литературы……………………………………………………….21
9. Приложения 1 и 2

Работа состоит из  1 файл

мангазея.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

Каким был город-крепость? Особенности застройки

 

Еще в XVI веке поморские первопроходцы основали поселение, на месте которого в 1601 году был заложен город Мангазея.

Хотя датой основания города Мангазеи считается 1601 год, однако известно, что в этом году на высоком мысу был возведен только острог "с оградой из тына" – военное укрепление для сбора податей (ясака) в царскую казну. В качестве города Мангазея впервые упоминается в докладных документах лишь в 1607 году.

Основателями острога обычно называют воевод князя Мирона Шаховского и  Данилу Хрипунова, посланных по указу  царя Бориса Годунова, но документально  это никем не подтверждено. Первая экспедиция под их предводительством  дальше Обской губы "по морю" пройти не смогла, а, проходя через тундру, подверглась нападению со стороны самоедов.

Не дождавшись вестей, царь направляет из Тобольска вторую более многочисленную военную экспедицию – 200 стрельцов, литовцев и казаков, во главе которой ставит князя Василия Мосальского и боярина Савлука Пушкина. Возможно, именно они и явились основателями острога.

Город стал важным узлом  транзитной торговли. "Не случайно европейские  картографы непременно отмечали его на географических картах континента" отмечает Н.Н.Урванцев. Могуча и великолепна была Мангазея. В ней в той или иной мере отразились эпическая удаль, самоотверженность русского народа народа-строителя, народа-воина, морехода и путешественника. В архитектурных традициях отразилось все истинно русское: и пятибашенный кремль, построенный в народных градостроительных традициях, и церкви под шатровой кровлей и терема, и незатейливые стенные росписи, и ажурная вязь деревянных украшений.

Мангазея была типично  русским, точнее северорусским городом  в Сибири. И как таковой он, прежде всего, характеризовался средоточием  ремесла и торговли. Его заселяли и подолгу оставались в нем  торговые, промышленные и ремесленные ("жилецкие") люди, пришедшие туда из разных концов Руси изпод Москвы и Вологды, Холмогор и Пустозерска, Тобольска и Березова. На мангазейских рыбных и пушных промыслах немало было крестьян, бежавших от крепостной зависимости из глубоких районов Московского государства. Сейчас трудно сказать как восприняло местное население приход поморов и промышленных людей, но им необходимы были изделия из железа, продукты, которые всегда имел пришлый народ, и они обменивали их на меха.

Застройка Мангазеи велась по древним правилам русского деревянного зодчества. Город условно представлял собой: крепость, посад и церкви. Вместе с тем Мангазея отличалась от других русских городов строгой и четкой планировкой. В то время это было редкостью, города строились не по плану, не было прямых улиц, постройки нагромождались беспорядочно. Вся территория Мангазеи была разбита на ровные прямоугольные кварталы, соединявшиеся улицами и переулками.

Крепость Мангазея была окружена мощной стеной из бревен. По углам  прямоугольной крепости поставлены четыре квадратных сторожевых башни и одна – по центру стены укрепления. Каждая башенка завершалась деревянной пирамидой. Сооружение выглядело неприступным и суровым. Крепостная стена имела только одни ворота — Спасские. Над входом располагалась самая высокая, одиннадцатиметровая башня. Она была круглой формы, суровому облику глухих стен соответствовали внутренние застройки кремля. Тюрьма, хозяйственные сторожки, съезжая изба имели простую строгую форму. Вдоль стен кремля вытянулись жилые хоромы — воеводский двор. 13

Первую мангазейскую церковь поставили в остроге (кремле) и освятили во имя Св. Троицы. Церковь была выстроена в несколько ярусов, поэтому выглядела легкой. Над прямоугольным основанием-залом высилась многогранная колокольня. Она казалась прозрачной, так как крыша опиралась на бревенчатые столбы, а стены отсутствовали. По образцу Троицкой строились остальные церкви Мангазеи.

В 1610 г. в Мангазее было уже две церкви. Церковь во имя  Св. Макария Чудотворца Желтоводского  поставили на посаде.

В 1625 г. там же на посаде возвели Успенский храм. Успенская церковь была построена по инициативе горожан и многочисленных торговых и промышленных людей, заселявших Мангазею в 20е гг. XVII века. Особенно большую лепту в строительство храма внес торговый человек ярославец Аникий Скрипин.

В 1642 г. старейшая мангазейская Троицкая церковь погибла в пламени  пожара, но уже между 1652 и 1660 гг. была восстановлена. Упразднены же мангазейские храмы были одновременно с потерей  статуса города Мангазеи в 1672 году.

Посад был разделен на две части: ремесленную и городскую.

Между частными постройками  были мощенные сосновыми досками  узкие улицы и переулки. Центральная  часть торговой стороны была благоустроена. Здесь размещались большой гостиный двор в окружении сорока с лишним амбаров и таможня. Всего было около 20 торговых лавок и до 200 частных домов.14 В начале XVII века (1606 г.) в город прибывало много торговцев. Товарообмен и торговля способствовали укреплению связи русского и местного населения.

В городе процветало сельскохозяйственное производство и было развито рыболовство, ведь несмотря на подвоз продовольствия, поступавшего по Мангазейскому морскому пути, населению требовались дополнительные продуктовые запасы.

 

Специфические черты  полярного городского поселения  ярче всего проявились в характере транспортных сообщений Мангазеи. В самом городе существовала конная езда, о чем говорят находки конной сбруи. Однако главным видом зимних транспортных сообщений была нартенная гоньба. Ездовая сила это олени и реже собаки. Последних в Мангазее было, очевидно, не мало.

В упряжке ходили олени, они и являлись главной ездовой  силой. Массовым видом передвижения являлись лыжи, главным образом спортивные и промысловые. К слову, определенный интерес представляют известные  крепления на лыжах, выполненные в форме колодки, поднимающейся над ступней и в виде ступни. Через нижние отверстия обувь крепилась только берестяными ремешками, с учетом того, что к бересте плохо пристает снег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путь к Мангазее

 

В то же время Мангазея это не только достижение архитектурного градостроительного искусства в условиях вечной мерзлоты. Это еще и определенный, довольно высокий уровень полярного судостроения и мореплавания, особенности торговли и промыслов.

Дорога в далёкую  Мангазею и жизнь в заполярном крае проходили поистине в экстремальных условиях. Хлеб, соль и прочие припасы доставлялись в "непашенный" уезд из Тобольска, Туринска, Верхотурья и Тюмени на кочах. За короткий период северной навигации в условиях более сурового, нежели современный, климата (на XVI — середину XVII века пришёлся так называемый "малый ледниковый период") судам удавалось совершить лишь один рейс: при благоприятной погоде путь в Мангазею занимал 2,5 месяца. 15

"Кочи" так назывались  суда поморов (жителей Архангельска).16

Корпус дна противостоял сжатию во льдах. Корпус имел яйцеобразную форму для выжимания на поверхность льда.

Делались кочи из "мелкослойного" сухого соснового леса, упругого и  гибкого, стойкого при сжатии льдами. В длину судно достигало 1819 м, в ширину 44,5 м и поднимало до 2000 пудов груза.17

Для управления судном необходимо было 1015 человек. Кроме экипажа, коч  мог перевозить от 30 до 50 пассажиров. Для рыбной ловли, поездок на берег, стаскивания с мели на палубе коча имелось два карбаса или лодкинабойницы.

Ходили кочи под большим холщовым парусом, 13 м в высоту и 88,5 м в ширину. Отправляясь в поход на море, где "кручины великие" и "ветры страшные раздирные", поморы брали с собой по два или по три паруса и несколько запасных веревок. При коче всегда имелся инструмент: долота, скобли, топоры, тесла, сверла, пилы и запасные части ( скобы и железные полуаршинные гвозди).

Благодаря такой конструкции  коч мог ходить по мелководью ,как "заберегами" полосой чистой воды вдоль берега, так и "голоменью" открытым морем севернымморем со льдами и жесткими ветрами. При попутном ветре коч мог проплыть 200 250 км в сутки. Но при "противном" ветре мореходам приходилось отстаиваться в бухтах или вытаскивать судно на берег или льды. Неустойчив коч был и при бури. Требовалось много самообладания и отваги, чтобы вести судно среди разбушевавшейся стихии!

Главные трудности ожидали  караваны судов в Обской и Тазовской  губах: довольно часто буря выбрасывала  кочи на берег и разбивала их. Такое крушение почти неминуемо  вело к гибели путешественников: они подвергались нападениям самоедов, замерзали, умирали от голода и цинги. В определенные времена, когда вообще не удавалось доставить хлеб, от голода страдали и жители Мангазеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закат "Златокипящей" Мангазеи

 

Целый ряд обстоятельств  обусловил постепенное угасание Мангазеи, завершившееся переносом ее на новое место. В 1616—1619 гг. правительство, обеспокоенное угрозой проникновения западноевропейских торговых компаний морским путем в Обскую губу, запретило его использование. Но более существенное влияние на судьбы Мангазеи оказало постепенное истощение пушных ресурсов. Уже в 1640е гг. обнаружилось их перенапряжение. По мере удаления мест добычи ценного зверя на восток, Мангазея теряла прежнее значение базы пушных промыслов.

Интенсивная добыча пушнины вполне закономерно привела к резкому уменьшению поголовья ценных зверьков. К середине сороковых годов объёмы поступлений в государеву казну существенно снизились, а поток промышленников и купцов заметно ослаб. Снабжение Мангазеи опасным Мангазейским ходом вскоре стало невыгодным. Начался закат "златокипящей".

Свою роль сыграло  и развитие местного сибирского земледелия: промышленникам становилось выгоднее не перевозить хлебные запасы из Поморья, а закупать хлеб в Сибири — сначала  в ВерхотурскоТобольском земледельческом районе, сформировавшимся первым по времени — в конце XVI — начале XVII вв. и наиболее мощном в силу относительной близости к европейской части страны при достаточно благоприятных, в сравнении с остальной таежной Сибирью, почвенноклиматических условий, в затем и в Енисейске.

Гораздо раньше Мангазея потеряла свое значение перевалочного  пункта на пути в Восточную Сибирь, что также было связано с развитием  земледелия в южных районах Сибири. Как образно выразился историк  О.Н. Вилков, "прочная продовольственная база, созданная руками русского крестьянства в узловых пунктах исполинского транспортного пути из Тобольска в Восточную Сибирь через Енисейск и Илимск, и явилась той решающей силой, которая перетянула торговопромышленное движение в Восточную Сибирь с ТобольскоМангазейскоТуруханскоВилюйского пути на ТобольскоЕнисейскоИлимский".

В 1672 году её гарнизон, а  вместе с ним и всё население  перебрались в низовья Енисея — в Новую Мангазею (прежнее  Туруханское зимовье). После оставления Мангазеи русское население покинуло р. Таз, прекратил существование и обратный путь Тазом и Обской губой на Русь.

Угасание Мангазеи, нарушение  кратчайших связей Мангазейского уезда  и Северо-Западной Сибири в целом. с Нижним Приобьем и Европейской Россией имели отрицательные последствия для хозяйственного состояния этого региона.

Башни и стены Мангазейского  кремля и посадские постройки  постепенно ветшали и разрушались. Спустя годы город ушел под землю, порос травами и кустарником, его остатки, скованные мерзлотой, поросли бурьяном, а на имя некогда славного города на целых два столетия легла печать забвения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

К сожалению, жизнь этого  города была коротка, относительно нашей  могущей истории… Но все же этот таинственный городище «Златокипящая Магназея» за короткий период времени, оставил след в летах, он не забыт, и по сей день им интересуются, его исследуют, изучают.

Какой огромный вклад  сделал замечательный археолог М.И. Белов! Как и остальные исследователи, коих не так мало. Они открыли нам сущность этого загадочного города во всей красе, удивили многочисленными интереснейшими раскопками.

Но не познали его  тайну, увы этот город существовал  в другой период времени, и нам  этого никогда не понять. Ведь чтобы  знать его тайну, прочувствовать, нужно жить в тот момент… Этот город навсегда останется на страницах истории, и я надеюсь люди не забудут его и будут продолжать интересоваться судьбой этого города, находившегося некогда в могучей Сибири.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Белов М.И., «Мангазея. Мангазейский морской ход», 1980.
  2. Урванцев Н.Н., «История открытия и освоения медно-никелевых руд Сибирского Севера.» Москва. Издательство "Недра". 1969.
  3. «Культура народов Ямала», Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В.  Тюмень. Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. с. 352.
  4. Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. «Мангазея. Археологические открытия в заполярном городе.» Буклет. "Тезис". 2004.
  5. «Мангазея»,  http://nordpoisk.nrd.ru
  6. Кардаш О.В. «Культура аборигенного населения бассейна р. Надым конца XVI первой трети XVIII вв. (по материалам раскопок Надымского городка).» Автореф.дисс.канд. ист. наук. – СПб. 2006. http://northarch.ru/downloads/Kardash.pdf
  7. «Путями первопроходцев.» http://www.ikz.ru
  8. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. «Древний Обдорск и заполярные города-легенды.» – Москва. "Ополо", 1998.
  9. «Ямал: грань веков и тысячелетий.» – СПб. "Русская коллекция", 2000.
  10. Белов М.И. «Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI—XVII вв.» Ч. 1-2, 1981.
  11. Белов М.И. «Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.)» «Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома.» , 1972. с. 279—285.
  12. Вершинин Е.В. «О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи». «Русские». Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. с. 14-18.

Информация о работе Город Мангазея