Городская культура Казахстана 6-12 вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:42, реферат

Описание

Развитие городской культуры. В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в 10-12 вв., в этот период самыми крупными городами были Испиджаб и Отрар. Китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале 7в. в Южном Казахстане города Испиджаб («город на белой реке, источник ископаемых для торговцев всего мира»). Только здесь были Тимы – караван-сарай с местом для торговли тканями, саамы й крупный по численности населения город средневековья. Этот город в 6в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам.

Работа состоит из  1 файл

реферат городская культура1.docx

— 26.50 Кб (Скачать документ)

Развитие городской  культуры. В период раннего средневековья некоторые города появлялись на местах постоянных зимовок. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в 10-12 вв., в этот период самыми крупными городами были Испиджаб и Отрар. Китайские летописи свидетельствуют о существовании в начале 7в. в Южном Казахстане города Испиджаб («город на белой реке, источник ископаемых для торговцев всего мира»). Только здесь были Тимы – караван-сарай с местом для торговли тканями, саамы й крупный по численности населения город средневековья. Этот город в 6в., по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Ныне Сайрам является крупным населенным пунктом Южно-казахстанской области. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в 10-12вв., только на территории Жетысу найдено долее 100 средневековых городов. Центрами оседлой культуры раннего средневековья на юге Казахстана являлись г. Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др.. В Жетысу –г. Талхир, Алматы, Койлык. Тюркские названия городов свидетельствовали о том, что основное население было тюркским. Аль-Идриси подробно пишет о городах, расположенных на Алаколе и по Иртышу, принадлежащих кимакам. В 11-13вв. Джент, Барчкент, Сыгнак принадлежали кыпчакам. Крупным городом Чуйской долины был . Суяб, о нем писали «в нем смешанно живут торговцы разных стран, а половину из них составляют купцы». Тараз – «город купцов», «место торговли мусульман с тюрками», «город славных и благословенных тюрок-чаруков». Отрар самый крупный город 12в. по территории. Отрар существовал до 17в. На месте села Луговое в 8в. был построен г. Кулан – «Изюлень – приятный городок» - так о нем писали китайцы. Резиденцией тюркских каганов был город Навакент или Новгород. Местом стечения купцов называли в 10в. Кедер.

Материальная  культура городских и степных  жителей. Традиционная планировка средневековых городов – округлая. Города были обнесены глинобитными стенами, жилища состояли из одного или нескольких помещений. В жилищах имелись очаги для их обогрева и котлы для приготовления пищи. Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и ограждались стенами. Эта часть города называлась шахристан. Обычно на территории шахристана строилась крепость – цитадель, где правитель и знать могли укрыться в случае опасности.  Во второй части, в предместье, окружавшем город, жили мелкие торговцы и ремесленники (рабад). Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы и бедняки (земледельческая округа). Центральная часть средневекового города, обнесенная стенами, называлась Хисар. Наличие множества кладбищ вокруг городов, зимовок, кентов, крепостей говорит о том, что население постоянно проживало в этих местах в течении многих веков. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада наблюдается в 10-12вв., в этот же период увеличивается число городских жителей за счет оседания кочевников. В средневековом Казахстане периодом расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром были 10-12вв.. Санитарно-очистительное устройство средневекового города – ташнау.

Металлообработка. Тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с 5в., будучи зависимыми от Жужанского каганата, которому они платили дань железом. Письменные источники свидетельствуют, что в городах Талассокой долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйской долине, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы.

Торговля и  денежное обращение. Торговля велась по трем направлениям: 1) международная торговля; 2) торговля внутри самих городов; 3) торговые связи горожан и степного населения. Северная ветвь Великого Шелкового пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах тюркский каган Истеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией. Для торговли 9-12вв. был характерен рост товарно-денежных отношений. Одним из центров производства серебра было Семиречье. На монетах ставили тамги. В 8-10вв. в обращении были тюргешские монеты. У Караханидов в обращении были все виды дирхем (серебряные монеты). В качестве международной валюты были в ходу византийские золотые солиды. Золотой солид Юстиниана 1 найден в Таразе. К числу редкостных находок относится серебряный клад из Отрара, который считают визитной карточной города. Серебряный кризис 12в. Был вызван тем, что дирхемы изготавливали из меди и лишь покрывали слоем серебра. На монетном дворе Отрара чеканились все виды денежных номиналов: медные фельсы, серебряные дирхемы, золотые солиды. В середине 13в. Начал работать монетный двор в Отраре. Важную роль тюркских городов в 6-12вв. в системе международной торговли подтверждают найденные археологами монеты разных стран. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовали заинтересованность во взаимной торговле.

Архитектура. Это слово по латыни означает «строительное искусство». Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-персидски называется «сардоба», что означает надстройку над колодцем. Наиболее известны сардобы – однокупольная и многокупольная Мырзарабат; многокупольная Якка. Купола вплотную смыкаются друг с другом. В ходе раскопок г. Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются 11-12вв. Бани в 11в. Отапливались с помощью жаропроводящих каналов. Бани в Таразе обеспечивались водой по каналам с гор. Свидетельством высокого уровня архитектуры 10-12вв. является мавзолей Бабаджа-хатун (10-11вв.) и Айша-биби (11-12вв.), расположенные близ г. Тараза. Северо-туркесканской архитектурной школе 10-12вв. характерны связи с традициями степного искусства. К памятникам караханидского зодчества относится мавзолей Карахана. Мавзолей Алаш-хана (10-11вв.), позднее доствоен в 14-15вв., расположен в Центральном казахстане. В 12в. На Сырдарье возводится мавзолей Сырлытам.

Религиозное зодчество. Памятники в стиле дын – это разновидность зодчества доисламского ериода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в 8в. В период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие памятники сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей. До прихода ислама в тюркской среде находили место не только  тенгрианство, но и другие религии, тому пример – найденные на месте города Суяба остатки буддийских храмов 7-8вв.. Судя по археологическим раскопкам, исламские мечети стали строиться со второй половины 9в., и стоились в 10-13вв.. В 10-12 вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама. С распространением ислама новым элементом в градостроительстве 10-12вв. являлось строительство мечетей.

Скульптура. С приходом тюрков на территории Казахстана появляются каменные скульптуры – «балбалы». В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности – «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» (каменная старуха) или «таскелиншек» (каменная молодуха). В тюркскую эпоху балбалы заключали в себе особое идейное содержание, которое до сих пор полностью еще не раскрыто. «Балбалы» означает в тюркских надписях – «каменная скульптура». Такие скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Бабалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военоначальников. Скульптуры каменных изваяний в Казахстане появились гораздо раньше, чем в Европе. Монументальная каменная скульптура тюрков продолжала традиции саков и сарматов. Кайраки – надгробные камни с несторианскими надписями и символикой. Майолика – художественная керамика из цветной глины, покрытая непрозрачной глазурью. Неотъемлемой принадлежностью каменных скульптур в тюркский период является изображение сосуда. В 9-12вв. была распространена посуда их художественной керамика из цветной глины. Терракота – это керамические изображения из цветной глины.

Письменная культура древних тюрков. Древнетюркский алфавит состоял из 35 букв. Он был создан на основе родоплеменных тамг (знаков). Поэтому письменность тюрков является рунической (тайной, смысловой). Источники сообщают, что посланники Западнотюркского языка доставили в Византию письмо, написанное скифским письмом. Образцы письменности на тюркском языке, обнаруженные при раскопках сакских курганов в Алматинской и Павлодарской областях, доказывают, что сакские племена были тюркоязычными, а не индо-ираноязычными, как утверждалось некоторыми учеными ранее. Таким образом, тюркская письменность появилась на нашей территории в середине 1 тыс. до н.э. А феодальные государства раннего средневековья использовали эту письменность в качестве средства общения между собой. В 8-9 вв. тюркская письменность распространяется и в среде простого народа. Однако распространение исламской религии и использование арабской письменности в среде знати сузили сферу применения тюркского письма среди широких масс народа. Наряду с тюркской письменностью применялась и согдийская. Ею пользовались во дворце кагана советники, послы, счетчики. А согдийские купцы жили в таких крупных городах как Сайрам, Тараз и Баласагун. Таким образом, арабская и согдийская письменности вытеснили тюркскую. Древнетюркская письменность, найденная на берегах рек Талас, Или, Сырдарья получила название «Таласская письменность».

Развитие литературного  языка и письменной литературы. В общей сложности на древнетюркском языке найдено более 200 устных литературных памятников. В них содержится множество сведений о жизни и быте древних тюрков. В 8в. У тюрков появилась письменная литература. Основные древние памятники тюркской письменной литературы – письмена «Культегин» и «Тоньюкок». Это исторические дастаны (поэмы), созданные в период Тюркского каганата и содержат много описаний исторический событий. Эти дастаны были богаты пословицами, поговорками, жоктау (плач по случаю смерти). К литературе 8-9 вв. относятся «Книга моего деда Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Оба эти произведения в 8в. Передавались в устной форме, а начиная с 11в. Стали записывать. «Книга моего деда Коркыт-Ата» состоит из 12 эпосов, посвященных акыну и кобызисту Коркыту, превратившемуся в легендарного героя. Мавзолей Коркыта находится в Кармакчинском районе Кзылординской области. 12 эпосов состоят тз сказак и легенд племен, входивших в состав Огузов. Книга содержит слова-назидания обращенные к молодежи воспитательного, морально-нравственного характера. Одним из произведений раннего средневековья является поэма «Огузнаме.» Она появилась в связи с историческими событиями во втором веке нашей эры. В 6в. Была переведена на персидский, а в 9в. – на арабский языки. Более древний вариант «Огузнаме» первым записал в 13в. Персидский историк Рашид-ад-Дин. Затем в 17в. Его полностью записал Абулгазы хан. Основная идея произведения – призыв к народному единству и героизму АО имя защиты родины от завоевателей. Эпическо-этническая поэма о Кобланды-батыре рассказывала о борьбе кыпчаков против калмыков. Произведение «Жусуп-Элиха» воспевает любовь.

Религиозные верования  тюрков. Главным объектом верований тюрков было поклонение огню. В случае смерти человека летом, после сжигания пепел хранили до осени, и потом хоронили. А если человек умер зимой, то пепел хранили до весны. Это доказывает, что тюрки поклонялись временам года. В период раннего средневековья тюркские премена почитали Небо – Тенгри, Умай – богиню домашнего очага. Чокан Валиханов писал о поклонении казахов Жетысу Умай-ане. Тюрки также поклонялись и Кок бори (Волку). Подтверждением поклонения Волку является отказ от общеупотребительного названия волка «каскыр», предпочитая «бори». С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки из шерсти, когтей, глаз и языка волка изготавливали талисманы – тумары. Распространение ислама на территории Казахстана и Средней Азии началось с вторжения арабов в первой половине 8в. По погребальным обрядам 10-12вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиции ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахсстана. Основными центрами ислама стали города Сайрам, Тараз, Отрар, Туркестан. В 10в. в Южном казахстане с широким распространением ислама литературные и научные труды стали писать на арабском языке. В первой половине 5в. В Восточной Римской империи возникла христианская секта Нестория. При патриархе Тимофее христианство стало распространяться среди тюрков, была образована карлукская митрополия. О христианах Илийской долины сообщает Вильгельм Рубрук. Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе. Наиболее древние мечети были построены в Кедере и Кульшубе.


Информация о работе Городская культура Казахстана 6-12 вв