Государственная дума (1906-1917) : становление русского парламентизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:13, реферат

Описание

Изучение, исследование истории Государственной Думы. Порядок выборов в Думу. Большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума и во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 31.26 Кб (Скачать документ)

Премьер-министр  П.А. Столыпин обвинил социал-демократическую фракцию Думы в подготовке военного заговора. Депутаты ее были арестованы и отправлены на вечное поселение в Сибирь. 

      А 3-го июня 1907 года был опубликован  царский манифест о роспуске 2-й  Государственной Думы. Одновременно с этим издается новый избирательный закон  по выборам в Думу .Этот шаг является государственным переворотом так, как нарушал положение манифеста от 17 октября 1905 года, о том что никакой избирательный закон не мог последовать без одобрения Думы. 

      Вторая  Дума просуществовала с февраля  по июнь 1907 года, председателем которой, был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия.  

Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено  процедурным проблемам. Это стало  формой борьбы с правительством в  ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в  качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей  и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали  одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.  

      Опыт  первых двух законодательных собраний был оценен царем и его окружением как неудачный. В этой ситуации и  был издан третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность  от работы думы списывалась на несовершенство выборного законодательства:

      Все эти изменения в порядке выборов  не могут быть проведены обычным  законодательным путем через  ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа  избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет  право отменить оный и заменить его  новым.

      Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.

      Имея  опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской  деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и  правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

      Дальнейшее  течение политической жизни с  ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность  силовых паллиативов в решении  кардинальных проблем взаимоотношений  различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.

      В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В  ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с думской трибуны: "Правее меня - только стена!".

Новый избирательный  закон в Думу радикально перераспределил  голоса в пользу господствующих классов  – помещиков и крупной буржуазии. Число выборщиков от крестьян сократилось  вдвое, рабочие получили право выбирать депутатов, только в шести губерниях  – по одной от каждой. Резко сократилось  представительство национальных окраин. Зато помещики получали в новой Думе 49,4%. Голосов. Первого ноября 1907 года 3-я государственная дума – открыла свои заседания. Она стала первой думой, которая отработала положенный ей пятилетний срок. Представителями ее последовательности - становились октябристы – М.А Хомяков, А.  Гучков,  М.В Родзянко. В партийном отношении больше всех мест имели октябристы -154, за ними следовали правые разных оттенков -147, далее кадеты и примыкающие к ним представительно трудовиков социал-демократов было сведено к нулю -13 и 14 мест.

Такой расклад сил  не являлся случайным. Монархия попыталась посредством опоры на два господствующих класса укрепить свое положение.

Союз помещиков  и буржуазии был противоречивым и непрочным, первые не хотели того, чего желали вторые. Монархия,  используя  эти противоречия, лавировала между  ними, пытаясь решить собственные  задачи – сохранить саму себя.

Такая политика лавирования  получила название бонапартизма, родоначальник  политики Наполеон Бонапарт, проводил ее в конце 18-го века.

Часть верхов общества понимала невозможность сохранения монархии в неизменном виде.  Экономические  и политические реформы, проводимые сверху, призваны были покончить с угрозой новой революции, придать монархии новое качество – преобразовать ее из абсолютной в буржуазную. В этом состояла сущность Буржуазной системы.

Для третьеиюньской системы характерен воинственный национализм, «Россия для русских» это нашло  отражение в наступлении на автономию  Финляндии, усилений русификаторской  политики в Польше, Раздувание антисенитской компании, «Дело Бейлиса».

Вокруг курса правительства  разгорелась острая борьба. Николай  II встал в конце концов на сторону правых. Он опасался, что реформы в конечном итоге поставят под вопрос само существование монархии. В придворных кругах П.А. Столыпина. Развязка имела трагический конец: первого сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен в Киеве. агентом охранки Д.Г. Багровым. При преступном попустительстве высших чинов полиции. 

      В результате третьеиюньского 1907г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

      Только 15% подданных Российской империи  получили право участвовать в  выборах. Народы Средней Азии вовсе  лишились избирательных прав, представительство  от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти  вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую  курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной  собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей  кадетов-либералов. Рабочие могли  провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях. Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии.

      В третьей Думе царской России из 442 мест 147 заняли крайне правые – ярые монархисты и националисты. Резко  сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось  число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с  думской трибуны: «Правее меня –  только стена!» Свыше 150 мест имели  октябристы, казалось бы, вполне вменяемая  правая партия, во главе которой  стояли популярные лидеры Гучков и Родзянко. Кадеты-либералы вместе с близкими к ним группами получили примерно 100 мест. Ситуация позволяла октябристам и кадетам создавать дееспособное большинство. Однако особенно на первом этапе работы Думы произошел беспринципный альянс двух крупнейших фракций – крайне правых и октябристов – с целью отсечь всех остальных от законотворческого процесса. Либералы пребывали в оппозиции. Октябристы под руководством позера Гучкова явно упивались своим «руководящим» местом и, преследуя тактические цели, способствовали одобрению ряда реакционных по сути антибуржуазных законов, сыгравших впоследствии в стратегическом плане весьма печальную роль.  

        Третья Государственная Дума  в отличие от первых двух  просуществовала установленный  срок (01.11.1907- 09.06.1912). Процессы позиционирования  и взаимодействия политических  сил в третьей Думе царской  России поразительно напоминают  то, что происходит в 2000 году  в третьей Думе демократической  России, когда во главу угла  ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.  
 

Информация о работе Государственная дума (1906-1917) : становление русского парламентизма