Государственная Дума Российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:11, реферат

Описание

В настоящее время наша страна, Российская Федерация, является государством с развитой системой парламентаризма, где Государственная Дума является одной из палат Федерального Собрания, парламента Российской Федерации. Но пришли мы к этому сравнительно недавно, 105 лет назад, когда в 1906 г. была созвана I Государственная дума Российской империи.

Работа состоит из  1 файл

АСКопосова Государственная Дума Российской империи.doc

— 125.78 Кб (Скачать документ)

Правительство  Российской Федерации

                                                             
 

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики - Нижний Новгород 
 
 
 

Факультет Права

Кафедра конституционного и административного права 
 
 

Эссе

  по дисциплине

История государства и права России

 

на тему: Государственная Дума Российской империи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнил студент группы 11Ю 1

Копосова А. С. 

научный руководитель

(проверил)

к.и.н., доцент

Лошкарева М.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    НИЖНИЙ НОВГОРОД 2011

 
 

В настоящее время наша страна, Российская Федерация, является государством с развитой системой парламентаризма, где Государственная Дума является одной из палат Федерального Собрания, парламента Российской Федерации. Но пришли мы к этому сравнительно недавно, 105 лет назад, когда в 1906 г. была созвана I Государственная дума Российской империи.

Первые практические шаги по созданию в Российской империи первого государственного органа представительного типа и имеющего выборные начала были предприняты в ходе Первой Русской революции 1905-1907 гг. В рескрипте от 18 февраля 1905 года император Николай II обещал "отныне привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений.»1

Но разработанные комиссией под руководством министра внутренних дел А. Г. Булыгина и изданные 6 августа  1905 г. "Высочайший Манифест об учреждении Государственной Думы", «Учреждение Государственной думы», «Положение о выборах в Государственную думу» предусматривали создание совсем не законодательного органа и не парламента в европейском смысле. Так, согласно этим положениям о Государственной Думе, это было «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Этот орган не только обладал ограниченными правами, но и мог избираться лишь определенными категориями лиц:  крупными собственниками недвижимых имуществ, крупными плательщиками промыслового и квартирного налога и на особых основаниях крестьянами.

Данный закон о Государственной Думе не получил одобрения и поддержки среди населения, а лишь вызвал волну недовольства. Народ встретил его митингами протеста против искажения реформы государственного строя, которые вылились в забастовку всей железнодорожной сети в Европейской России и Сибири, фабрик и заводов, промышленных и торговых заведений, банков и других акционерных предприятий, и даже многих служащих в государственных, земских и городских учреждениях.

Таким образом, Высочайший Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" а также ряд других актов, которые были подписаны Николаем II 17 октября 1905 года (Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" и др.) , стали следствием этого недовольства и положили начало развитию и становлению парламентаризма в Российской империи.

Манифест 17 октября 1905 года сыграл огромную роль в установлении парламентаризма. Согласно этому документу, было необходимо "установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".2 Таким образом, Государственная Дума вместо законосовещательного органа стала законодательным.

В соответствии с статистико-документальным справочников 1913 г. Можно выделить следующие полномочия Государственной Думы:

  • «никакой закон не может последовать и восприять силу без одобрения Государственной Думы»;
  • принятие и рассмотрение законопроектов;
  • «предоставляется право возбуждать предположения об отмене, или изменении действующих или издании новых законов, за исключением Основных государственных Законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору»;
  • Рассмотрение «предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота»

Наконец, в марте-апреле прошли выборы в I Государственную думу. Государственная Дума избиралась на 5 лет, но император имел право роспуска еще до окончания данного срока. Изучив положение о выборах 1905 года, можно сказать, что цензовые и сословные требования, предъявлявшиеся к голосующим, были довольно высоки. Так, в выборах могут участвовать только лица мужского пола, старше 25 лет, владеющие в пределах уезда на правах собственности или наследования недвижимым имуществом, либо торгово-промышленным предприятием, также лица, уплачивающие государственный или промысловый налог. Правом голосовать не обладают женщины, военные, губернаторы или вице-губернаторы, имеющие полицейскую должность, «бродячие иногородцы», «иностранные подданные», лица, обучающиеся в учебных заведениях.

Согласно данному положению выборы проходят по губерниям и округам, а число выборщиков устанавливается в зависимости от населенного пункта. Также выборы не были прямыми и должны были проходить по принципу деления на курии (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Положение от 11 декабря 1905 года предусматривало проведение выборов в несколько ступеней, в зависимости от каждой курии.

Что касается статуса членов Государственной Думы, то они не несли ответственности перед избирателями и обладали свободой суждений и мнений по обсуждаемым делам. Также они могли быть отстранены от своей должности только по судебному решению, в случае утраты ценза, подданства России, по личному заявлению, а также по отсутствию на заседаниях в течение одного года без уважительной причины.

Выборы в Государственную Думу первого созыва проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 года.

Всего было избранно 499 депутатов, из которых 19 не смогли присутствовать по разным причинам (аннулирование избрания, опоздание, смерть и отставка).

Если говорить о партийном составе Государственной Думы первого созыва, то большинство мест получили конституционные демократы (176 человек). Председателем был избран представитель кадетов А. Муромцев.

27 апреля 1906 года в Таврическом дворце, в городе Санкт-Петербурге было открыто первое заседание Государственной Думы, и именно эта дата считается датой начала российского парламентаризма.

С самого начала Государственная Дума первого созыва показала свое стремление к независимости от власти императора. Депутаты партий предложили законопроекты об отмене смертной казни, проведении амнистии заключенным, совершившим политические преступления, упразднения Государственного совета, который согласно манифесту 1905 г. функционировал наравне с Государственной Думой. Также они выступали за реальное осуществление политических свобод населения, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного голода русского крестьянина («проект 104-х» ,«проект 33-х»). Все внесенные проекты по решению аграрным вопросам вызвали рост общественных выступлений в стране. Было вынесено на обсуждение предложение об обновлении правительства, но оно не получило поддержки среди консервативной части членов Государственной Думы первого созыва. 13 мая 1906 года, все предложения были отклонены председателем Совета Министров И. Л. Горемыкиным.

6 июля 1906 председатель Совета министров Горемыкин был заменен П.Столыпиным. 9 июля 1906 депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери; там же они обнаружили манифест за подписью царя о прекращении работы I Государственной Думы, так как она была призвана «вносить спокойствие» в общество, а на самом деле лишь «разжигает смуту».  I Государственная Дума просуществовала в России 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства. В манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании, теперь уже по выборам во II Государственную Думу.3

Но после роспуска Государственной Думы первого созыва, депутаты не сдались без боя. Собравшись в Выборге, они подписали “Выборгское воззвание” («Народу от народных представителей»), в котором они призывали не платить налоги и не проходить службу в армии. Против подписавших “Выборгское воззвание” правительство возбудило уголовное дело. По решению суда все “подписанты были лишены избирательных прав при выборах в новую Думу и на другие общественные должности.

В обстановке продолжавшейся революции и открытого правительственного террора против революционных партий прошли выборы во II Государственную Думу. Выборы проходили по тем же правилам, что и первая. Государственная Дума II созыва начала свою работу 20 февраля 1907 года в составе 518 депутатов. Из них большинство депутатов принадлежали Трудовой Крестьянской партии.

Сравнивая с деятельностью Государственной Думы первого созыва, II Государственная Дума была настроена более радикально, но при этом использовала законные методы. Следуя нормам статей 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, депутаты образовали отделы и комиссии для подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел. В это же время Дума рассматривала продовольственные вопросы, обсуждала государственный бюджет на 1907 год, вопросы о призыве новобранцев и отмене военно-полевых судов, и т. д.

Основным предметом обсуждений в Думе весной 1907 г. стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося проект закона о применении мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако Дума 17 мая 1907 г. проголосовала против “незаконных действий” полиции.4

Такое неповиновение не могло не вызвать недовольство императора. Поэтому были выдвинуты ложные обвинения в сторону 55 депутатов об участии в заговоре против царской семьи. На основании этих событий император Николай II 3 июня 1907 года объявил о роспуске Государственной Думы II созыва.

В одно время с вышеупомянутым указом вышло положение об изменении системы выборов, избирательного закона. При этом он не был рассмотрен Государственной Думой и формально был нарушением Манифеста 17 октября 1905 года. Данный закон усиливал привилегии помещиков и крупной буржуазии, сократил число выборщиков от крестьянской курии и национальных окраин, но увеличил число выборщиков от курии землевладельцев. Также сократилось общее число депутатов Государственной Думы.

III Государственная Дума считается вторым шагом на пути к буржуазной монархии. Дума политически оформила общенациональный союз политических организаций помещиков и крупной буржуазии.

По итогам выборов можно сказать, что большинство мест получили черносотенцы и октябристы (300 голосов), выступавшие по вопросам защиты самодержавия, помещичьего землевладения, господства дворян в управлении и подавление выступлений рабочих и крестьян. Также можно выделить два блока - право-октябристский и октябристско-кадетский (260 голосов) Во главе Думы стояли Хомяков (до 10 марта 1910 года), Гучков (до марта 1911 года) и Родзянко (до июня 1912 года).

С такой расстановкой сил и составом за 611 заседаний Государственная Дума третьего созыва рассмотрела 2572 законопроекта, но лишь 205 были допущены до дальнейшего обсуждения. Дума начала свою работу 1 ноября 1907 года и закончила 9 июня 1912 года.

Основные вопросы, которые обсуждались на заседаниях, были связаны с аграрными, рабочими и национальными проблемами страны.

Что касается рабочего вопроса, то для его решения были приняты законы о страховании рабочих от несчастных случаев и страховании рабочих от болезней. Для решения национального вопроса была проведена программа национализма («Россия для русских»), проведенная под религиозной оболочкой и поддерживаемая руководством церкви. По поводу Холмского вопроса (выделение Холмской губернии из состава Царства Польского и включение в состав русских земель) было принято положение от апреля 1912 года. Решение финляндского вопроса предусматривало принятия положений об уравнении прав русских граждан, проживающих в Финляндии, с правами финских граждан. Также согласно положению 17 июня 1910 года финские граждане могли уплатить 20 млн. марок взамен несения воинской повинности. По решению аграрного вопроса, была проведена столыпинская аграрная реформа (положение от 14 июня 1910 года), которая сыграла огромную роль в судьбе крестьянства России.

В целом, деятельность Третьей Государственной Думы выражала интересы блока помещиков, крупной буржуазии.

Информация о работе Государственная Дума Российской империи