Государственно – правовая структура Третьего Рейха НСДАП, СС, Вермахт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:24, доклад

Описание

Рейх - немецкое слово для обозначения ряда земель, подчиненных одной власти.

Первый Рейх (нем. Altes Reich — «Древний Рейх») — Священная Римская Империя германской нации (962—1806)
Второй Рейх (нем. Das Zweite Reich) — Кайзеровская Германия (1871—1918)

Работа состоит из  1 файл

Вермахт.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Государственно  – правовая структура Третьего Рейха

НСДАП, СС, Вермахт

 

Рейх - немецкое слово для обозначения ряда земель, подчиненных одной власти.

 

  • Первый Рейх (нем. Altes Reich — «Древний Рейх») — Священная Римская Империя германской нации (962—1806)
  • Второй Рейх (нем. Das Zweite Reich) — Кайзеровская Германия (1871—1918)
  • Третий Рейх (нем. Das Dritte Reich) — до прихода нацистов к власти использовалось германскими правыми как обозначение режима будущего, а затем стало одним из неофициальных названий гитлеровской Германии (1933—1945).

Тре́тий рейх — неофициальное название Германской империи с 16 августа 1934 года по 23 мая 1945 года.

 

§1. Преобразование конституционного строя

 

В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но эта была в принципе другая государственная организация, в  основании которой лежали совершенно иные, чем прежде в Германии и вообще в западном конституционализме, право-государственные принципы.

Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти. Основополагающим для диктатуры  стал закон 24 марта 1933 г. «Об устранении бедственного положения народа и  империи». Согласно закону за имперским правительством закреплялись впредь неограниченное право издания законов, включая те, которые «могут уклониться от имперской конституции». По оценке виднейшего нацистского правоведа К. Шмитта «этот закон в сущности и есть конституция современной германской революции».1 Закон первоначально был принят на 5 лет – до 1937 г., но затем был продлен, последний раз -10 мая 1943 г. и стал одним из наиболее стабильных постановлений.

Важнейшей чертой нового уклада была персонализация правительственной власти – вначале главы правительства вообще, затем конкретно А. Гитлера. После кончины 1 апреля 1934 г. президента Гинденбурга, правительство приняло закон об объединении постов канцлера и президента. В силу особой значимости закон был утвержден на общенародном референдуме, тем самым приобретя высшую конституционную силу. В итоге с августа 1934 г. Гитлер сосредоточил у себя не только полномочия главы правительства, но и внешнеполитическое представительство, командование армией, обнародование законов, назначение министров, чиновников и офицеров, право вводить исключительное положение, осуществлять помилование. Все эти полномочия были пожизненными и по закону Гитлер был вправе лично определить своего приемника. В силу особого соотношения собственно государственной власти и партийной диктатуры, вождь Партии и государства приобретал совершенно исключительные полномочия: формулировать основы мировоззрения партии и народа, определять форму реализации партийно-государственной программы, полагать свои предписания в качестве непосредственных законов. Практически абсолютный характер полномочий Гитлера, как вождя был закреплен постановлением рейхстага 26 апреля 1942 г., которым был он определен вождем Нации, верховным главнокомандующим вермахта, главой правительства, верховным судьей и фюрером Партии единовременно.

В государстве  формально продолжало существовать народовластие – и не только продолжало, но и приобрело новые формы. Основой  формой стал плебисцит, с помощью  которого решались крупные политические вопросы поворотного характера: о выходе из лиги Наций (1933 г.) о президентских полномочиях рейхканцлера (1934 г.), об объединении с Австрией (1938 г.), сохранялся и рейхстаг. Однако, согласно программному заявлению Гитлера, правительство вправе само определять, спрашивать или нет согласия у рейхстага, а во-вторых, состав парламента определялся по новому: в ходе плебисцита народное «голосование» одобряло около 2 тыс. официальных кандидатов, из которых Гитлер по собственному усмотрению выделял 810 депутатов. Значение рейхстага было еще более сужено укреплением начал партийного государства и ролью съездов НСДАП.

Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией  коллегиальности и введением  особой бюрократической дисциплины. В течении ближайших лет после  прихода нацистов к власти практически прекратил существование кабинет министров (в 1933 г. он провел 31 заседание, в 1937 г. – 6 заседаний, последнее 5 февраля 1938 г.). Кабинет превратился только во вспомогательный Совет при фюрере, причем наряду с общим возникли особые Советы, например, Тайный кабинет по внешней политике (1938 г.), Совет министров по обороне (1939 г.). Сами министерства значительно увеличивали размах своей деятельности, появились такие административные «монстры» как Министерство пропаганды (1933), охватившие всю сферу идеологии, культуры, а также часть внутренних дел, Министерство вооружений и боеприпасов (1940 г.), Министерство экономики и др. Государственная служба была централизована и политизирована. По закону 7 апреля 1933 г. все чиновники были объявлены единой корпорацией государственных служащих. В 3 месяца предписывалось уволить несоответствующих должности по политическим мотивам, а также неарийцев с почетных должностей. Новые административные нормы были сформулированы особым уставом – Законом о чиновничестве (26 января 1937 г.). Чиновничество определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госслужащих производилось только фюрером, перед ним несли ответственность и в любое время могли быть отозваны. Государственный чиновник не только должен был быть арийцем, ему запрещались браки с неарийками.

Вступление Германии во Вторую мировую войну привело  к еще большей централизации  администрации: указом 28 августа 1939 г. все руководители высших учреждений были признаны ответственными непосредственно перед фюрером (без партийной и ведомственной иерархии). Централизация власти и управления, усиленная доминированием партийной власти с государственной, сопровождалась отказом от принципа разделения и равновесия властей и от представительной демократии. Принцип вождизма, возникший внутри партии и перенесенный в другие сферы управления, означал единоличное правление вождя и партии. Так был оформлен отход от идеи верховенства народной власти в обществе и государстве и от выборности и подконтрольности держателей государственной власти.

§4. Репрессивный аппарат

 

Диктатура НСДАП  опиралась не только на мощь собственно государственного аппарата принуждения, но и на собственные партийные  карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями  партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. человек). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС – к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП. Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений гос.безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления. В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра – президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлены во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами рейхфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии с этим законом полицейская службы выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Точная централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны  централизация полицейских служб  безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите рейха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее имперское главное управление безопасности, сосредоточившее у себя управлении погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомств концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную  службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических которые представляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях  перевоспитания инакомыслящих и  врагов нации. Позднее концлагеря приобрели  характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов». Заключенный концлагеря полностью лишался каких-либо прав, подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т.п.2

Так, возник политический режим, главной  особенностью которого стало аппаратное управление с господством и контролем  над всеми формами общественно и личной жизни. Оно включило в себя аппарат террора (штурмовые отряды, гестапо и др.), который был главным действующим лицом преобразования власти в стране.

§2. Гражданское право

 

В области гражданского права результаты провозглашенной правовой политики не были достигнуты: полной замены прежнего германского права не стоялось, хотя многие важны институты были деформированы либо законодательно, либо судебной практикой.

С 1937 г. основной свод германского  права – Гражданское уложение 1896 г. – был заменен совокупностью отдельных переработанных законов, общая часть его была вовсе отмечена. Создание нового «Народного уложения», которое началось с 1939 г. не было завершено: к 1942 г. комиссия Академии немецкого права подготовила только предварительный проект.

Судебная практика существенно  видоизменила право собственности  – в сторону его резкого  ограничения. В особенности это  коснулось недвижимой собственности  в городах. Разрешалось самовольное  строительство на чужой земле  в общественно-полезных целях, самовольное использование собственности социально-привилегированными субъектами (членами НСДАП, арийцами и т.п.). В сельской местности права земельных собственников ограничивались в пользу устраиваемых по соседству спортивных сооружений, лесных и оздоровительных лагерей.

Государственное регулирование социально-хозяйственных  связей сократило значение частных  обязательств. Несоблюдение установленных  предписаний в области цен  на основные товары влекло даже уголовные  санкции. В годы войны распределение  большинства продукции стало предметом квотирования, а также карточного распределения среди населения. Запрещалось хождение иностранной валюты и валютные операции стали объектом строгого уголовного преследования. Законодательно была установлены ограничения прибыли (в 6%) от акций и финансовых операций, все прочее должно было идти на развитие предприятий. Одновременно налоговое законодательство было переработано в духе «национал-социалистического мировоззрения»: для еврейских союзов всякого рода, церковных общин, больниц, орденов были ликвидированы все прежние налоговые привилегии.

Новая редакция Гражданско-процессуального  кодекса (1934 г.) включила немало своеобразных новшеств, многие из которых, несомненно, облегчали и упрощали судопроизводство для участников процесса и свидетелей, вводилась обязанность быть правдивыми в изложении обстоятельств дела. Слушание дел проводилось по сокращенной процедуре, причем судья – докладчик должен был построить ход слушания так, чтобы разбор стал действительно непосредственным и дело было окончено в одном заседании суда. Для участников процесса, отказавшихся от уплаты предварительных судебных расходов под предлогом бедности, устанавливалось правило доказать, что начинаемый ими процесс не безнадежен и может иметь завершение. В целях устранения от юридической практики нежелательных по разным причинам лиц разрешалось прибегать только к услугам государственных адвокатов, подготовка которых была развернута заново в особых юридически-спортивных лагерях.

Наибольшим своеобразием было отмечено брачно-семейное право. Здесь оказали свое влияние и расовый, и социалистический мотивы государственной политики. Брак и семья были поставлены предметом особой заботы государства, в силу чего свобода заключения брака была ограничена. Согласно закону (14 июля 1933 г.) запрещалось вступать в брак страдающим наследственными заболеваниями (слабоумным, шизофреникам, слепым, глухим, обладающим слабым телосложением), так как это могло ослабить национального здоровья. ля конкретного решения вопросов о том, кому дозволено, кому нет вступать в брак создавались суды здоровья. Значение этих судов в особенности возросло после принятия законов о принудительной стерилизации и кастрации (1933 г.) тех, кто не соответствовал расовым требованиям о пригодности к созданию полноценной семьи. Практика таких принудительных операций уже в первый год действия законов приобрела значительный размах, при чем была велика доля и отрицательных для оперируемых последствий (на 56 тыс. операций около 3 тыс. смертельных случаев). Важной частью нового брачного права стали и общие расовые запреты. Специальным законом также предусматривалось равенство супругов, вступающих в брак, в отношении нового сословного положения: запрещались или осуждались браки военнослужащих, членов НСДАП, культурной элиты рейха с лицами, отмеченными в прошлом недостойным поведением, позорным образом жизни.3

Итак, в Германии появилось новое  Гражданское право, которое смело  можно назвать народно-национальным, опирающимся на превосходство немецкой нации, которая стала главным его субъектом и получила большое количество привилегий. Понятие семья в новом праве полностью отождествлялось с нацией, вследствие чего в гражданском праве появились новые нормы, говорившие о чистоте семьи и о великой здоровой народности Германии. В целом новое гражданское право потеряло свою значимость, усиление государственного регулирования привело к сокращению инициативы граждан и ликвидации принципов автономии и равенства сторон.

Информация о работе Государственно – правовая структура Третьего Рейха НСДАП, СС, Вермахт