Государственное управление в Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:41, контрольная работа

Описание

Большинство ученых считает, что Киевская Русь сформировалась в результате продолжительного, органичного процесса эволюции славянского общества путем разложения первобытнообщинного хозяйства, имущественного неравенства, складывания в нем классов и классовых отношений, объединения племенных территорий в племенные союзы. Другие, напротив, полагают, что формы и социально-экономическое содержание русского государства стали результатом завоевания иноземцами, привнесены извне и не были связаны с развитием самого славянского общества.

Работа состоит из  1 файл

Государственное управление в Киевской Руси.docx

— 44.43 Кб (Скачать документ)

Бояре и Боярская дума. Влиятельную группу крупных феодалов составляли бояре (от древнерус. боляр - боец, дружинник). Большинство историков разделяют бояр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли высший слой общества и были обязаны служить в войске князя, оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Великий князь в своей деятельности опирался на совет старейшин и дружину. В состав совета (Боярской Думы) в  IX-XIIвв. Входили дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. И хотя Дума как совещательный орган не имела постоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась по мере надобности, ее влияние на политику князя было весьма ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал права и автономию вассалов и обладал правом вето. Младшая дружина, включавшая, как было отмечено выше, боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князь обычно советовался с дружиной в целом.

На  местах управление находилось в руках  местных князей, в городах - посадника (представителя княжеской администрации), биричей (представителей низшего звена княжеской администрации, объявлявших княжеские указы, собиравших подати, вызывавших ответчиков в суд и пр.), а в сельской местности - волостеля. За свою работу они получали "корм". Так складывалась система "кормления" - сборов с местного населения.

Хотя  судебные органы пока еще не сложились, их функции осуществлял либо сам  князь или представитель администрации, либо специальное должностное лицо - вирник и многочисленные его помощники, проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями обладали также  церковные органы и феодалы-вотчинники.

Законодательная система "Русская Правда". Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, пришедшие из первобытнообщинного строя.

Среди наиболее ранних известных памятников русского права - Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права), договоры Руси с Византией 911, 944, 971гг., относящиеся  к международному, торговому, процессуальному  и уголовному праву главным образом  в дружинно-купеческой среде; церковные  уставы X-XI вв., содержащие нормы брачно-семейных отношений, преступлений против нравственности и церкви и пр.

Наиболее  крупным памятником, подлинным сводом древнерусского права, широко отразившим особенности политического и  социально-экономического строя Древнерусского государства, является Русская Правда. Поражая высоким уровнем законотворчества, развитой для своего времени правовой культурой, этот документ действовал до XVв. И состоял из: Отдельных норм Закона русского; Древнейшей Правды или Правды Ярослава; Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов) и пр.; Правды Ярославичей (Правды Русской Земли, утвержденной сыновьями Ярослава Мудрого); Устава Владимира Мономаха, включавшего Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.; Пространной Русской Правды.

Первоначальный  текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста  списков этого документа, включавшего  три основных редакции: Краткую, Пространную  и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позднее 1054 г., представляет собой  древнейшую редакцию и состоит и  Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная  редакция возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава и Уста Владимира Мономаха.

Переработанная  Пространная Правда в середине XV в. получил наименование Сокращенной редакции.

В основу эволюции Русской Правды легло постепенное  расширение правовых норм от княжеского (доминиального) закона в среде дружины, определения штрафов за различные преступления против личности. Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся к разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские общинники, челядь).

Определенные  юридические привилегии предусматривали  и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские  тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т.п. За убийство представителя  привилегированного слоя устанавливалась  более высокая уголовная ответственность  и особый порядок наследования недвижимости (земли).

К юридически и экономически независимым категориям относились посадские люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли  определенные повинности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник имел право завещать имущество своим  детям, но землю - только сыновьям. При  отсутствии наследников собственность  посту пала в общинное владение. Смерд обладал также юридическим  правом на защиту своей личности и  имущества и нес соответствующую  ответственность за совершенные  преступления или проступки.

Наряду  со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей - закупов, рядовичей и др., обладавших свои хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и отрабатывающих значительную часть времени на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Закуп - человек, взявший у феодала какую-либо ценную "купу" (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп работал на феодала лишь за проценты, а взятую в свое время "купу" следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен Владимиром Мономахом.

После восстания закупов в 1113г. устанавливаются  пределы допустимых размеров процентов  за "купу". Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь его ожидала и в случае неуплаты долга или побега. Так была открыта страница закабаления, постепенного закрепощения бывших свободных общинников.

Полный  холоп или "невольничья челядь" не обладал никакой собственностью, все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем, жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий  персонал княжеского или боярского  двора (слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищались более высокими наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию  в источники холопства. Среди  них - самопродажа в рабство одного человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в услужение без специальной оговорки, совершение тяжкого преступления, бегство закупа от господина и др. Плен, однако, как источник рабства в Русской Правде отражения не нашел. И все же для Древнерусского государства закрепощение крестьян, прикрепление их к земле и личности феодала пока не было характерно.

Весьма  дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавшего: 80 гривен (гривна - единица денежного  счета, соответствовавшая 50 г серебра) за "лучших людей", 40 - за простого свободного человека, 20 - за нанесение  тяжких увечий и т.д. При этом вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь  зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что и вирой  не считалось.

Много занимался законодательством Ярослав  Мудрый; он пошел дальше своего отца (Владимира Красное Солнышко) в  осознании своей роли как государя-правителя, внес важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право. В  его "Церковный устав" введен законодательный  акт, регулировавший взаимоотношения  княжеской власти и церкви, а также  права в области суда, сбора  дани и п? В начале XI в. им утверждается Русская Правда, составленная, видимо, в период его правления в Новгороде и осуществлявшая попытку урегулировать взаимоотношения между новгородцами и варягами, входившими в княжескую дружину. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора в Киеве. Легенда повествует, что читрополит Неофит, вручая греческие дары: крест животворящего древа, чашу сердоликовую Августа кесаря, венец, золотую цепь бармы Константина Мономаха - деда великого князя, венчал Яро< лава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом и провозгласил царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно  дополнили изменили текст русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей.

В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха - внука Ярослава Мудрого, в г. Любече прошел съезд князей, целью которого ставилось устранение усобиц и принятие мер к охране русской земли от половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь "держал отчину свою". Однако этот принцип не стал непреложным законом, усобицы возобновились. Владимир Мономах выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной деятельностью, провел крупную переработку Русской Правды. Внесен дополнения и изменения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщиков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вводились меры по охране имущественных прав купечества. Выше отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентировавшие кабально-долговые и заемные отношения, отчасти ограждавший личные и имущественные интересы закупов, несколько снизил проценты взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир  Мономах остался в исторической памяти как талантливый правитель  государства, все силы положивший на укрепление единой власти, сохранение единства страны и ее преобразование. "Поучение Мономаха детям" - подлинное  пожелание своим потомкам; почитание  старших, соблюдение законов, чтобы  не было на Руси тяжб и ссор из-за земли  и междоусобиц, чтобы страна оставалась сильной, единой, хорошо управляемой.

Мстислав, сын Владимира Мономаха (1076-1132), был  последним князем единой Руси, с  его смертью русская земля  окончательно распалась, начался длительный период феодальной раздробленности.

Вотчина как форма организации производства. В Правде Ярославичей нашло отражение  устройство вотчины как формы  земельной собственности и организации  производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его  приближенных. В статьях Русской  Правды упоминаются клети, конюшни, хлевы, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор т.д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся труд ремесленников. Есть упоминание и о торге (рынке), и о купеческой торговле.

***

В IХ-ХII вв. сложилось Древнерусское государство - Киевская Русь как государство исторически переходного типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Основными признаками этого процесса стали: наличие особой системы органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; наличие права, закрепляющего определенную систему норм, санкционированных государством; наличие определенной территории, на которую распространялась юрисдикция данного государства.

Центральную власть представлял князь, именуемый  в XI в. великим князем. Главной военной и фискальной силой государства была дружина, обладавшая внутрисословной демократией. Из дружинного сословия формировалась государственная администрация. Старшая дружина составляла знатную боярскую верхушку, ближайшее окружение князя, княжескую думу. Из их же числа назначались воеводы, посадские, тысяцкие. Основой будущего сословия служилых людей стали представители младшей дружины. Из их состава выдвигались тиуны (управляющие княжеских вотчин), данники и мытники и другие низшие должностные лица. Таким образом, Древнерусское государство стремилось обеспечить свои важнейшие функции как внешней безопасности, так и внутренней стабильности и общественного порядка, а также фискальные и другие функции.

Древнерусское государство включало огромную по тому времени территорию, превышавшую 1 млн. кв. км с населением более 4,5 млн. человек, и оказывало значительное влияние  на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь стала колыбелью  трех Лунных славянских народов - русского, украинского и белорусского. Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала примером равноправия всех народов, о чем говорил в своем "Слове о законе и благодати" русский митрополит Илларион (XI в.).


Информация о работе Государственное управление в Киевской Руси